<< Пред.           стр. 3 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 Консолидация информации по МСФО производится по следую-щему механизму: для каждой организации (юридического лица) мы получаем данные бухгалтерского учета в заданном согласо-
 ванном формате. Причем эти данные могут быть получены как из самой системы, так и быть присланными в виде набора проводок. Далее для каждой организации применяются правила трансляции данных в стандарты МСФО. Отдельным механизмом анализиру-ются полученные данные МСФО для каждой организации, ис-ключаются внутренние обороты и получается консолидированная отчетность по МСФО.
 Опционально можно получать данные от организаций не с дан-ными бухгалтерии, а уже приведенные к стандарту МСФО. В системе не используется способ получения отчетности МСФО перекладкой данных из российской отчетности.
 Проведение документа по видам учета
 В ряде документов конфигурации реализован функционал, по-зволяющий хозяйственную операцию, описанную в документе, отразить по разным видам учета одновременно. Для того чтобы указать, по какому виду учета документ должен быть отражен, в форме документа есть три флажка принадлежности к видам уче-та: управленческому, бухгалтерскому, налоговому. Установка флажка означает, что при проведении документ будет пытаться обработать правила отражения хозяйственной операции в соот-ветствующем виде учета. В том случае, если по какому-либо виду учета, установленному флажком, документ не может быть прове-ден из-за нехватки информации, из-за некорректной информации или по другой причине, то документ вообще не проводится ни по какому виду учета. Если, например, ошибки проведения связаны с отражением документа в бухгалтерском учете, а по управленче-скому учету ошибок нет, то пользователь должен либо ввести корректные данные для бухгалтерского учета, либо снять флажок бухгалтерского вида учета и провести документ только по управ-ленческому учету. Такая система фактически означает, что если документ в итоге проведен, значит, он корректно проведен по тем видам учета, флажки которых установлены в документе.
 До закрытия месяца необходимо найти все документы, которые проведены; не имеют включенного флажка принадлежности к регламенти-рованному учету.
 В эти документы необходимо ввести корректные данные по рег-ламентированным видам учета и затем перепровести.
 Документы, которые должны быть проведены по управленческо-му учету, следует проводить корректно сразу, не осуществляя их проведение поэтапно (сначала по регламентированным видам учета, а потом по управленческим).
 Для налогового учета в документе есть отдельный флажок. Его включение возможно только при включенном флажке бухгалтер-ского учета.
 Организация нумерации в документах
 Для организации сквозной нумерации документов по организа-циям в системе реализован следующий механизм. Для каждой организации указывается префикс, который подставляется в но-мер документа, выписанный на эту организацию. Таким способом по номеру документа можно быстро определить, от какой органи-зации выписан документ. Для документов, принадлежащих толь-ко управленческому учету, префикс в номере документа отсутст-вует, так как управленческий учет в разрезе организаций не ве-дется и, соответственно, организация в документе не будет указа-на. В тех ситуациях, когда документ предварительно был выписан только для управленческого учета, а потом было принято реше-ние отразить документ по бухгалтерскому учету, в номер доку-мента будет подставлен префикс соответствующей организации, по которой документ будет проводиться в бухгалтерском учете.
 Для каждого вида документов в организации необходимо вести последовательную нумерацию документов. В этой связи при сме-не организации в документе будет изменен не только префикс номера документа, но и значение самого номера документа. Будет взято следующее значение номера из номеров существующих до-кументов данного вида для новой организации.
 
 Пример. Организация 1 имеет префикс документов "Дл", органи-зация 2 имеет префикс номеров "Кн". В системе на организацию 1 было выписано 20 документов некоторого вида, а для организа-ции 2-50 документов того же вида. Если будет создан документ такого вида на организацию 1, то его номер будет "Дл21". Если в этом документе поменять значение организации 1 на организацию 2, то сменится не только префикс "Дл" на "Кн", но и поменяется номер. В итоге номер документа будет "Кн51".
 
 
 Глава 2. Структура предприятия
 Деление объектов для ведения управленческого и регламентированного учета
 Для отражения хозяйственных операций по управленческому и регламентированному учету, планированию часто требуется ука-зывать информацию следующего рода: юридическое лицо, на ба-лансе которого отражается операция и выписывается первичный документ, подразделение, на которое списываются затраты произ-водства, работника компании, участвующего в оформлении опе-рации и т.д.
 Для корректного выбора объектов важно различать, какие объек-ты в системе предназначены для ведения управленческого учета и планирования, а какие - для ведения регламентированного учета.
 Договоримся о терминологии. С точки зрения организационной структуры, предприятие состоит из организаций. Каждая органи-зация является отдельным юридическим лицом. Соответственно, управленческий учет и планирование ведутся для предприятия в целом, без учета деления на юридические лица, а регламентиро-ванный учет ведется от каждой организации предприятия. Это означает, что в каждом документе, фиксирующем хозяйственную операцию, необходимо указывать организацию, по которой эта операция будет отражена в регламентированном учете. В доку-ментах, фиксирующих только операции по управленческому уче-ту, или в документах планирования организация не указывается.
 
 В связи с ведением нескольких видов учета, одни и те же объекты учета могут иметь разное назначение и способ учета. Например, в системе кадрового учета такое понятие как "работники" имеет разную суть в зависимости от того, ведется ли регламентирован-ный или управленческий учет. Договоримся о терминологии. Для кадрового управленческого ведения учета сотрудников предпри-ятия будем называть работниками предприятия, а для регламен-тированного - работниками организаций. Итак, в управленческом учете ведется кадровый учет по работникам предприятия, а в рег-ламентированном существует требование ведения кадрового учета по работникам для каждой организации предприятия.
 Перечень должностей согласно штатным расписаниям в органи-зациях также может отличаться от списка должностей, необходимых для управленческого кадрового учета. В конфигурации для этого можно вести два независимых списка должностей.
 Аналогична ситуация и с делением предприятия и организаций на подразделения. Для предприятия можно указать список под-разделений, согласно требованиям управленческого учета.
 Важно! В привязке к подразделениям предприятия будет про-водиться разбивка на центры финансовой ответственности в сис-теме бюджетирования. Указание подразделений для каждой орга-низации проводится согласно утвержденной структуре организа-ции. Таким образом, для предприятия ведется один список под-разделений, а для каждой организации - свой список.
 
 При этом в документах, регистрирующих операцию как по управ-ленческому учету, так и по регламентированному, есть реквизиты и для указания подразделения предприятия, и для указания под-разделения организации.
 В конфигурации существует еще ряд объектов, имеющих такую двойственность для каждого типа учета, более подробно они опи-саны в разделах соответствующих подсистем.
 
 Важно! Объекты, описывающие склады предприятия, едины для ведения управленческого и регламентированного учета. То есть структура складов материалов и готовой продукции никак не привязана к организациям предприятия. При оформлении хозяй-ственных операций складского учета по управленческому и рег-ламентированному учету используются одни объекты, описы-вающие структуру складов.
 Настройка связи между организациями предприятия
 Иногда при анализе данных взаиморасчетов организации с контр-агентами возникает задача сопоставления того, является ли контрагент, например, на самом деле не внешним контрагентом, а организацией, входящей в предприятие. Такое сопоставление по-зволит выявить внутренние финансовые обороты между органи-зациями предприятия.
 
 С другой стороны, в качестве контрагента может выступить ра-ботник предприятия, например, при покупке работником продук-ции предприятия. Тогда задача сопоставления контрагента и ра-ботника возникнет, если оплата за продукцию будет проводиться работником не взносом денежных средств в кассу, а удержанием суммы из зарплаты.
 
 В конфигурации реализован механизм для учета таких ситуаций. Можно зафиксировать список контрагентов, которые являются либо работниками предприятия, либо организациями, входящими в предприятие. Более того, можно указать какие связи есть между организациями: дочерняя организация, зависимая, совместно кон-тролируемая, материнская, контролирующая организация. Анализ такой связи между организациями используется, например, для консолидации данных по МСФО.
 
 Объекты для настройки связи между организациями
 Для фиксирования того, какая запись из справочника "Контр-агенты" соответствует записи из справочника "Организации" или "Физические лица", предназначен регистр сведений "Собствен-ные контрагенты".
 Для хранения вида связи между организациями предназначен регистр сведений "Контрагенты, связанные с организациями". В этом регистре измерение "Организация" указывает на организа-цию, по отношению к которой устанавливается связь. А измере-ние "Контрагент" - информацию о контрагенте, со стороны ко-торого устанавливается связь. Например, если значениями изме-рений являются "Организация А" и "Контрагент Б", а вид свя-зи - "Дочерняя организация", то запись трактуется как "Органи-зация А является дочерней организацией фирмы Б". При этом для "Контрагент Б" в регистре "Собственные контрагенты" должна быть запись о том, какой организацией является этот контрагент.
 История изменения данных о типе связи не хранится, регистры "Собственные контрагенты" и "Контрагенты, связанные с орга-низациями" непериодические.
 
 Глава 3. Нормативная система
 Объекты учета запасов
 Номенклатура как объект складского учета
 Объект складского учета - это объект, по которому ведется ко-личественный учет на складах, причем, количественный учет в некоторой стандартной единице измерения (штуки, килограммы, коробки и т.д.).
 Каждый объект складского учета должен обладать некоторым на-бором свойств однозначно его характеризующих. Мы сейчас го-ворим о том наборе свойств, по которым этот объект можно фи-зически (как правило, визуально, но может быть и с помощью каких либо измерений) отличить от других объектов на складе, например, цвет, сорт, фасон, серийный номер. В разрезе этих свойств будет проводиться инвентаризация объектов на складе. Помимо этих свойств у объекта может существовать ряд других свойств для учета в системе (документ прихода, ставка НДС, др.), но эти свойства в настоящем разделе не рассматриваются.
 
 Единицы измерения количественных показателей по номенклатуре
 Каждая позиция номенклатуры характеризуется базовой единицей измерения. Кроме базовой единицы измерения, позиция номенк-латуры может иметь необходимое число других единиц измере-ния (упаковок). Например, сигареты могут иметь единицы изме-рения: "штука", "пачка", "блок", "коробка".
 Каждая единица измерения (упаковка) имеет свой коэффициент пересчета относительно базовой единицы, имеет штрих-код, вес.
 
 Одна из единиц измерения определяется в форме позиции но-менклатуры, как единица хранения остатков. В этой единице из-мерения хранятся остатки товаров в регистрах.
 Единица хранения остатков используется как единица измерения по умолчанию при подборе позиций номенклатуры в документ. В то же время конфигурация позволяет выписывать в документах позиции номенклатуры в любой единице измерения из числа вве-денных для данной позиции.
 Информацию в отчетах можно выводить как в базовой единице измерения, так и в единице хранения остатков.
 Для хранения данных о единицах измерения в конфигурации су-ществует справочник "Единицы измерения", подчиненный спра-вочнику "Номенклатура".
 При заполнении информации о единице измерения используется справочник "Классификатор единиц измерения". В этот справоч-ник заносится общий список применяемых компанией единиц измерения.
 Структура объекта складского учета
 Структура объекта складского учета - это фактически структура свойств, по которым идентифицируется объект складского учета. Для описания свойств объекта могут использоваться характери-стики и серии.
 По каждому объекту номенклатуры можно вести список его ха-рактеристик. Одна и та же номенклатура может отличаться по цвету, сорту, размеру и т.д.
 Характеристика номенклатуры - это определенный набор зна-чений свойств отличающий ее от других объектов. Для каждой номенклатуры можно задать свой набор характеристик. Напри-мер, <сорт, цвет, категория>, <цвет, коллекция, размер>.
 Характеристика может указываться в заказах покупателей, может использоваться при резервировании на складе. Соответственно, характеристика должна указываться во всех документах движе-ния ТМЦ, во всех документах, где указывается номенклатура и некое ее количество. Исключение могут составлять только документы, связанные с взаиморасчетами, так как долг за номенклату-ру с разными характеристиками будет одинаковым, а, следова-тельно, и характеристики тогда можно не указывать. Следствием этого становиться то, что бухгалтерский учет в разрезе характери-стик не ведется, только в разрезе номенклатуры. Использование механизма характеристик указывается отдельно для каждой но-менклатуры.
 Заметим здесь, что с точки зрения стоимостного бухгалтерского учета существует требование к организации справочной системы следующего характера. Одна и та же номенклатура, имеющая раз-ные характеристики стоит одинаково. В бухгалтерском учете стоимостной учет ТМЦ не ведется в разрезе характеристик. Более подробно об этом написано в соответствующем разделе.
 Определим понятие "серия номенклатуры". Серия номенклату-ры - это внутренний разрез складских остатков. Это означает, что понятие применимо именно к количественному выражению и не является природным свойством самой номенклатуры. Это свойство получает номенклатура в момент поступления на склад. Понятие "внутренний разрез" означает, что серия, в отличие от механизма характеристик, не является категорией для системы резервирования под заказ, не является предметом договоренно-стей с клиентами и, соответственно, не фигурирует в заказах. Считаем, что номенклатура разных серий обладает одинаковыми свойствами.
 Серия имеет следующие параметры: серийный номер, сертификат, срок годности (дата, до которой распространяется срок годности этой серии). Есть требование уникальности к серийному номеру. Использование механизма серий указывается отдельно для каж-дой номенклатуры. Для каждой номенклатуры остатки по всем ее сериям должны давать общий остаток этой номенклатуры по складу.
 В итоге каждый объект складского учета характеризуется но-менклатурой, значением характеристик, серией. Соответственно, инвентаризация по каждому складу должна проводиться в ука-занных разрезах. Эти же разрезы должны быть указаны во всех документах, сопровождающих движение ТМЦ, - приход, расход, списание, отпуск в производство. Количественный учет на складах ведется в единице хранения остатков, которая может не сов-падать с базовой единицей номенклатуры.
 Ограничения выбранной структуры
 Если необходимо вести складской учет и физически разделять товары на складах по каким-либо дополнительным признакам, то для этого необходимо развивать механизм характеристик или ме-ханизм серий. Несколько примеров:
 • Если необходимо вести складской учет мяса по категориям, то
 следует создать дополнительное свойство характеристики -
 "сорт мяса".
 • Если необходимо вести учет товаров с использованием штрих-
 кодов, например, присваивать каждому паллету свой уникаль-
 ный штрих-код, то в механизм серий следует добавить свойст-
 во "штрих-код". В этом случае каждый паллет будет образо-
 вывать серию.
 Организация складского и партионного учета
 Информация о стоимости ТМЦ на складах в системе хранится в разрезе партий. Партия является источником информации о до-кументе, образовавшим партию, о контрагенте, при взаимодейст-вии с которым образовалась партия, о договоре, по которому про-изводятся взаиморасчеты, связанные с партией, о цене номенкла-туры и др. Подсистема стоимостного учета ТМЦ должна удовле-творять двум требованиям:
 a) Предоставлять подробную стоимостную оценку запасов
 ТМЦ.
 b) При перемещении ТМЦ в количественном выражении да-
 вать стоимостную оценку перемещаемому количеству но-
 менклатуры (т.е. реализовывать механизм погашения пар-
 тий по LIFO, FIFO, средней).
 
 Важно! Для разных видов учета (управленческого, бухгалтер-ского, налогового, учета по МСФО) организация системы парти-онного учета несколько различается. Различаются параметры, ха-рактеризующие партии, различаются способы выбора партий при погашении (LIFO, FIFO, средней).
 Такие настройки ведения партионного учета фиксируются в учетной политике предприятия. Причем, отдельно настраивается учетная политика для управленческого учета предприятия и от-дельно учетные политики регламентированного учета для каждой организации предприятия.
 Варианты настроек в привязке к видам учета указаны в следующей таблице:
 
 Виды учета Настройка ведения партионного суммового учета в разрезе складов Способ списания партий (указыва-ется для каждой организации) Управленческий Задается в учетной политике предприятия LIFO, FIFO, по средней Бухгалтерский Единая настройка для этих видов учета, задается для каждой организации предприятия LIFO, FIFO, пo средней Налоговый
  LIFO, FIFO, пo средней МСФО
  FIFO, по средней Настройка ведения партионного суммового учета в разрезе складов
 Ведение учета стоимости партий ТМЦ в разрезе складов позволя-ет в дальнейшем получать информацию о стоимости ТМЦ по ка-ждому складу, что удобно использовать для целей инвентариза-ции, для оценки стоимости ТМЦ, закрепленной за каждым МОЛ (материально-ответственным лицом). Минус заключается в том, что механизм позволяет произвольно изменять стоимость перемещаемых ТМЦ, то есть при наличии одинаковых ТМЦ на раз-ных складах можно анализировать, на каком складе стоимость ТМЦ больше, а на каком меньше, и в дальнейшем уже принимать решение, с какого склада удобнее списать ТМЦ. Такой выбор может противоречить выбранной предприятием учетной политике по ведению партионного учета ФИФО или ЛИФО, по средней. Для разрешения подобного конфликта в системе ведение суммо-вого учета в разрезе складов сделано опционально
 Способ списания партий
 Погашение партий производится в два этапа:
 a) Выбор подходящих партий, то есть удовлетворяющих не-
 которым фильтрам.
 b) Из подходящих партий выбор следующей списываемой.
 Фильтрация производится по тем разрезам учета, которые опре-делены для партионного учета (склад, если в системе использует-ся суммовой учет по складам, номенклатура, характеристика, се-рия, заказ и др.).
 Выбор следующей из отобранных партий производится по дате образующего партию документа, соответственно, по методам ЛИФО или ФИФО. Важным является еще тот факт, что при от-боре партий будут участвовать только партии, созданные до мо-мента свершения хозяйственной операции, запускающей меха-низм погашения партий. Например, при списании в производство материалов требованием-накладной будут анализироваться пар-тии, имеющиеся на момент создания требования-накладной.
 Важно! Использование в качестве фильтров тех или иных изме-рений партий зависит от хозяйственной операции, при которой необходимо выполнить погашение партий.
 Например, если в качестве фильтра используется заказ, то пога-шаемые партии имеют следующий приоритет: сначала погашают-ся партии, зарезервированные под заказ, то есть у которых указан соответствующий заказ, потом партии из свободного остатка, то есть партии, у которых никакой заказ не указан.
 
 Важно! Если в каком либо виде учета выбран способ списания партий "по средней", то для тех партий товаров, которые получе-ны по договору комиссии, будет использоваться способ FIFO.
 Другие настройки для ведения партионного учета
 Обособленный учет товаров по заказам покупателей
 В договорах с контрагентами можно указать необходимость учета поступивших по этому договору ценностей в разрезе заказов по-купателей. При использовании этой настройки значение заказа покупателя будет выступать в качестве одного из параметра, ха-рактеризующего партию ТМЦ. В противном случае, даже при указании заказа покупателя в документе значение не будет про-писано в партию поступивших товаров и, соответственно, в даль-нейшем списание партий товаров с конкретным заказом будет невозможно. Фактически указание заказа покупателя в докумен-тах поступления ТМЦ означает резервирование поступивших партий под определенный заказ покупателя. Соответственно, при списании партий заказ будет играть роль фильтра при выборе партий для списания.
 Разрез учета "статус получения" выполняет функцию фильтра для выбора партий ТМЦ полученных в переработку, полученных на реализацию. При выборе партий для списания по управленче-скому учету статус получения часто роли не играет, стратегия списания партий задается на уровне учетной политики предпри-ятия. Учетной политикой определяется, будут ли сначала списы-ваться партии полученных на реализацию товаров, а затем собст-венные или наоборот.
 
 Списывать партии при проведении документов
 На уровне общей настройки системы (списывать партии при про-ведении документов) указывается момент проведения документов по партиям. Возможны два варианта:
 • Анализ партий для погашения непосредственно в момент про-
 ведения документа;
 • Проводить списание партий для каждой хозяйственной опера-
 ции регламентно в конце отчетного периода.
 При первом способе осуществляется движение по партиям непо-средственно при проведении документов. Это, с одной стороны, увеличивает время обработки проведения документа, с другой стороны, позволяет оперативно видеть картину партионного уче-та, анализировать списанные, оставшиеся партии, получать опера-тивную стоимостную оценку ТМЦ на складах предприятия. В этом случае при погашении партий будут анализироваться только те партии, которые на момент оформления хозяйственной опера-ции были в системе. Соответственно, если какие-либо операции потом фиксируются "задним числом", необходимо регламентное перепроведение документов для восстановления корректного про-ведения по партиям.
 При регламентном формировании партий в конце отчетного пе-риода все документы анализируются в целом за период, и списа-ние производится не по средней скользящей, а по средней за пе-риод. Аналогична ситуация, если стратегия погашения партий LIFO, то есть при погашении будет выбираться партия с самой поздней датой относительно всего периода, а не только имеющая-ся на момент оформления хозяйственной операции.
 Важно! Если используется политика списания партий LIFO или по средней, причем, партионный учет ведется и течение месяца, то в конце месяца после регламентированного проведения по пар-тиям данные погашения партий будут отличаться от тех, которые были в течение месяца.
 Для учета по МСФО партионное списание всегда выполняется в конце отчетного периода, оперативного проведения по партиям нет.
 Структура информации о стоимости партии
 Для использования стоимостной оценки партии ТМЦ необходи-мо иметь информацию о стоимости каждой партии и о количест-ве ТМЦ этой партии. Таким образом, мы имеем возможность по-лучить себестоимость единицы номенклатуры по каждой партии.
 Для управленческих партий стоимость включает сумму НДС. Для других видов учета стоимость партии учитывается без НДС. Для партий бухгалтерского учета сумма НДС учитывается для каждой партии отдельно, такая информация в дальнейшем используется подсистемой учета НДС.
 При указании дополнительных расходов сумма дополнительных расходов добавляется непосредственно в стоимость существую-щей партии, отдельно суммы дополнительных расходов внутри партии не ведутся.
 Управленческий партионный учет
 Для ведения управленческого партионного учета предусмотрены следующие аналитические разрезы:
 • склады;
 • номенклатура;
 • характеристика;
 • серия;
 • документ, образовавший партию;
 • заказ покупателя или заказ на переработку;
 • статус получения.
 Теперь расскажем более подробно о каждом разрезе стоимостного учета ТМЦ.
 Ведение суммового учета в разрезе складов. Ведение суммово-го партионного учета в разрезе складов зависит от соответствующей настройки учетной политики; если суммовой учет в разрезе складов не ведется, то данная аналитика останется пустой.
 Ведение суммового учета в разрезе номенклатуры. Этот раз-рез суммового учета является обязательным. По этому разрезу учета производится синхронизация с механизмом складских ос-татков ТМЦ.
 Ведение суммового учета в разрезе характеристик. Этот раз-рез учета предназначен в большей степени для синхронизации с механизмом складских остатков ТМЦ. Заметим лишь, что с точки зрения ценообразования, цены в системе могут указываться в привязке к номенклатуре, а могут в привязке к номенклатуре и ее характеристикам.
 Ведение суммового учета в разрезе серий. Этот разрез учета также предназначен в большей степени для синхронизации с ме-ханизмом складских остатков ТМЦ.
 Ведение суммового учета в разрезе документов, образовав-ших партию. Основное назначения документов следующее. Для анализа стоимости перемещаемых ТМЦ прежде всего анализиру-ется какие партии в принципе связаны с перемещаемыми ТМЦ. Если таких записей несколько, то для определения следующей списываемой партии используется дата возникновения этой пар-тии - дата создания документа, образовавшего партию. Такой механизм используется при методах списания ФИФО или ЛИФО. Кроме того, по документу, образовавшему партию, можно получить информацию в ряде случаев о контрагенте и договоре, к которым привязано возникновение партии.
 Информация о партии не указывается только в случае использо-вания метода списания "по средней". Напомним, что если все же используется метод "по средней", но учету подлежат комиссион-ные товары, то для таких партий учет по документам, образовав-шим партию, все же ведется, а списание партий выполняется по методу FIFO.
 Ведение суммового учета в разрезе заказов. Используется, на-пример, если некоторые партии материалов были куплены специ-ально под заказ. Соответственно, по этому разрезу учета отбира-ются партии, что позволяет не смешивать стоимость материалов под заказ со стоимостью таких же материалов и прогнозировать материальную составляющую себестоимости продукции, изготов-ленной из купленных под заказ материалов. При поступлении партий товаров аналитика по заказам заполняется при условии, что в договоре контрагента указано ведение обособленного учета партий по заказам покупателей.
 Ведение суммового учета в разрезе статусов получения. Ис-пользуется как фильтр для отбора партий ТМЦ, на которых рас-пространяются разные права собственности: ТМЦ, принятые на комиссию, давальческое сырье, покупные товары.
 Ограничения выбранной структуры
 В течение периода при оперативном погашении партий списание партий производится на момент хозяйственной операции. В кон-це месяца производится партионный учет, то есть если в конце месяца мы будем перепроводить документы, при выборе партий для списания, например по методу LIFO, анализируются все пар-тии, пришедшие за месяц, а не только партии, существовавшие на момент хозяйственной операции.
 Партионный учет, согласно выбранной модели, можно вести од-новременно и по складам, и по видам собственности. Однако с точки зрения хранения на складе, визуально кладовщик не может определить, где у него находятся давальческие материалы, а где собственные. Инвентаризация кладовщиком производится без учета вида собственности на товары.
 Принцип ведения бухгалтерского учета по МПЗ на складах
 Для ведения учета МПЗ на складах организации и отражения складских хозяйственных операций по бухгалтерскому учету в системе разработан специальный регистр складского бухгалтер-ского учета. Аналитика на этом регистре зачастую может быть избыточна для целей бухгалтерского учета. Однако, анализируя данные этого регистра можно с большой степенью подробности дать оценку стоимости МПЗ с точки зрения бухгалтерского учета.
 Дополнительно складской учет МПЗ ведется на бухгалтерском плане счетов.
 Аналитика на счетах бухгалтерского плана счетов определена в самой системе. Как правило, к аналитике на счетах учета МПЗ предъявляются два требования:
 • аналитика на счетах должна удовлетворять требованиями Ин-
 струкции по применению бухгалтерского плана счетов;
 • аналитика должна быть достаточной для построения соответ-
 ствующей бухгалтерской отчетности.
 Аналитика на регистрах имеет большую детализацию, чем на сче-тах.
 Важно! Учет МПЗ на регистрах всегда первичен по отношению к отражению операции на плане счетов и, соответственно, анали-тика на регистрах должна быть достаточной для отражения опе-раций на плане счетов.
 Это означает, что любая операция по изменению МПЗ сначала получает свое отражение на регистрах бухгалтерского складского учета. Операция проводится с тем набором аналитики, которая задана для регистра. Затем результат расчета отражается в про-водке с аналитикой, которая задана для соответствующих счетов учета МПЗ этой проводки.
 Согласно такой схеме, любые бухгалтерские операции по измене-нию МПЗ помимо формирования проводки должны изменить состояние регистра учета.
 Складской количественно-суммовой учет МПЗ ведется по бух-галтерии на следующих счетах учета с аналитикой:
 
 Счет МПЗ Аналитика 1 Аналитика 2 Аналитика 3 08.4 Приобретение объектов ОС Номенклатура Склад 07 Оборудование к установке Номенклатура Склад 10.1 Сырье и ма- Номенклатура Склад Счет МПЗ Аналитика 1 Аналитика 2 Аналитика 3 териалы 10.2 Покупные полуфабрика-ты Номенклатура Склад 10.3 Топливо Номенклатура Склад 10.4 Тара и тар-ные материа-лы Номенклатура Склад 10.5 Запасные час-ти Номенклатура Склад 10.6 Прочие мате-риалы Номенклатура Склад 10.7 Материалы, переданные в переработку на сторону Номенклатура Контрагенты Договоры 10.8 Строительные материалы Номенклатура Склад 10.9 Инвентарь и хоз. принадл. Номенклатура Склад 21 Полуфабри-каты собст-венного про-изводства Номенклатура Склад 41 Товары Номенклатура Склад 43 Готовая про-дукция Номенклатура Склад 003 Материалы, принятые в переработку Номенклатура Контрагенты Договоры 004 Товары, при-нятые на ко-миссию Номенклатура Контрагенты Договоры Вся аналитика на счетах является аналитикой, по которой можно получить остатки по счету.
 Все проводки, которые формируются по этим счетам, сопровож-даются изменением данных регистра складского бухгалтерского учета. По другим счетам бухгалтерского плана счетов тоже можно вести при необходимости количественный учет каких-либо объ-ектов в разрезе складов, но механизм партионного учета, зало-женный в регистр, к ним будет неприменим.
 Объекты складского учета по бухгалтерскому учету
 Как и в управленческом учете, объектами складского бухгалтер-ского учета являются номенклатурные позиции с точностью до характеристики и серии. Соответствующие разрезы аналитики (номенклатура, характеристика, серия) предусмотрены в регистре складского бухгалтерского учета.
 Важно! При отражении данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета стоимость ТМЦ будет агрегирована до уровня номенклатурной позиции.
 Причиной является то, что аналитика по характеристикам и се-риям на счетах не ведется, только аналитика до номенклатуры.
 Пример. По складскому бухгалтерскому учету нужно отразить поступление следующих материальных ценностей:
 
 Номенклатура Цвет (харак-теристика) Количество Стоимость Пленка Зеленая 200 1000 Пленка Синяя 200 1100 Пленка Красная 200 1050 В регистр будут сделаны три записи с точным указанием номенк-латуры, характеристик, серий поступивших ценностей. При фор-мировании проводки детализация по цвету не будет учтена, про-водка будет сделана на общую сумму поступления пленки:
 Дт 10.01 "Пленка" "Склад"
 Кт 60.01 "Поставщик" "Договор" 600 шт. 3150 руб.
 Количественный учет, как и в управленческом учете, ведется в единице хранения складских остатков.
 Бухгалтерский партионный учет
 Складской партионный учет на регистре бухгалтерского учета ведется в разрезе:
 • организаций;
 • складов;
 • заказов;
 • бухгалтерских счетов учета;
 • документов, образовавших партию;
 • номенклатуры;
 • характеристики;
 • серий;
 • ставки НДС.
 Важным отличием от аналогичного механизма в управленческом учете является ведение учета в разрезе организаций и счетов уче-та.
 Ведение суммового учета в разрезе организаций. Требование такого учета накладывается правилами ведения бухгалтерского учета. Поступление любых ценностей принимаемых на баланс учитываются по конкретной организации, по которой собственно ведется бухгалтерский учет. От лица какой организации соверша-ется хозяйственная операция, указывается в документе.
 Ведение учета в разрезе бухгалтерских счетов учета. Счет, на котором ведется учет ТМЦ по бухгалтерскому учету, указыва-ется при поступлении ТМЦ на склады организаций. ТМЦ одной
 и той же номенклатуры могут быть приняты к учету на разные счета. Например, одну и ту же продукцию предприятие может покупать и производить. В этом случае купленные для перепро-дажи ТМЦ будут отражаться на счете 41, а продукция - на счете 43.
 Важно! Счет учета выполняет роль фильтра при процедуре вы-бора партий, то есть погашение партий ведется только среди пар-тий одного счета учета.
 Аналогичные разрезы учета используются и в налоговом парти-онном учете. Отличием является лишь то, что счет учета выбира-ется из налогового плана счетов.
 Измерение "Ставка НДС" необходима для ведения учета по под-системе НДС.
 Для бухгалтерского партионного учета важным является выбор способа списания партий. В общем случае доступны способы LIFO, FIFI, по средней. Однако если используется продажа това-ров со ставкой 0%, то информация о партии нужна, и партионный учет в этом случае должен быть выбран LIFO или FIFO.
 Ведение аналитического учета по местам хранения на плане счетов
 По усмотрению пользователя, суммовой учет партий в разрезе складов может быть отключен. Отключение суммового складского учета производится на уровне общей настройки системы.
 Если суммовой учет по складам ведется, то при выборе партий накладывается список на склад, с которого списываются ТМЦ. Соответственно у всех счетов, где в качестве аналитики значится склад, для этой аналитики включен признак ведения суммового учета.
 Во всех хозяйственных операциях изменяющих регистр складско-го бухгалтерского учета в качестве аналитики по складам в реги-стре записывается соответствующее значение склада из первич-ных документов.
 Если суммовой учет по складам не ведется, то для счетов с ана-литикой по складам снимается признак ведения суммового учета по этой аналитике. Это означает, что все отчеты по анализу ос-татков на счете в разрезе аналитики складов формируются только в количественном выражении. Отражение в проводках складских операций, тем не менее, делается с указанием склада, так как сама аналитика по складам на счетах остается, и по ней ведется коли-чественный учет. В регистр складского бухгалтерского учета за-писи по аналитике склада не делаются. Это означает, что при формировании проводок по данным регистра аналитика по скла-дам не может быть получена из аналитики регистра, значение аналитики по складам для проводок берется из первичного доку-мента, формирующего проводку.
 Структура информации о стоимости партии в бухгалтерском учете
 Стоимость партии ТМЦ может включать или не включать сумму НДС. Это решается в каждом отдельном случае. Признак вклю-чения НДС в стоимость партии по регламентированному учету указывается в документах на закладке "Цены и валюта" в рекви-зите "НДС включать в стоимость". Если НДС не включается в стоимость партии, сумма НДС и счет учета НДС указываются пользователем в документе, образующем партию.
 Выбор счета учета
 Счет учета, на который оформляется приход материальных цен-ностей, указывается пользователем непосредственно в документе поступления. По умолчанию, счет учета может быть задан для каждой позиции номенклатуры. Информация о счете учета по умолчанию задается с указанием не только номенклатуры, но и организации, в которой номенклатура принимается к учету. Воз-можны следующие варианты указания счета по умолчанию:
 
 Приоритет правила Организация Номенклатура 1 Указана указана номенклатура 2 Указана указана группа номенклату- Приоритет правила Организация Номенклатура ры 3 Указана не указана 4 не указана указана номенклатура 5 не указана указана группа номенклату-ры 6 не указана не указана Приоритет применения правил означает, что если есть счет учета, указанный для организации и номенклатуры, то используется он, иначе ищем счет учета, указанный для организации и группы но-менклатуры и т.д.
 При списании ТМЦ счет учета, с которого надо провести списа-ние, также указывается пользователем. Выбор счета по умолча-нию производится по тем же правилам, что и при поступлении.
 Помимо счета учета по умолчанию, пользователем могут быть заданы следующие счета:
 • счет бухгалтерского учета в рознице;
 • счет учета НДС;
 • счет налогового учета;
 • дополнительный счет бухгалтерского учета (используется, ко-
 гда поступление ТМЦ идет не по договору купли-продажи, а
 по какой-либо другой схеме, выбранной пользователем, на-
 пример, по договору переработки).
 Учет складских запасов в разрезе качества, учет брака
 Весь перечень материальных ценностей, хранимых на складах предприятия, можно вести в разрезе качества. Под качеством по-нимается некая условная классификация годности товара. Клас-сификация, по которой можно определить, например, какой объем товаров годен к продаже, имеет хорошее качество. Классифика-
 ция качества задается пользователем в системе. По данным клас-сификации качества можно будет определить объем брака товаров или продукции, хранимый на складах.
 По умолчанию в списке качества товаров значиться один вариант качества "Новый". Этот тип качества будет присваиваться по умолчанию всем товарам в момент их поступления на склад. Па-раметр качества также будет храниться в каждой партии ценно-стей и в случае списания товаров может выступать в качестве фильтров для списываемых партий. Значение качества наклады-вает определенные ограничения при оформлении операций с то-варами. Например, продать товар с качеством отличным от нор-мального в документе "Реализация товаров и услуг" можно толь-ко с выделенным видом операции "Брак". Товар ненадлежащего качества нельзя передать в переработку, нельзя передать на реа-лизацию.
 Признак качества для товаров, хранимых на складах, можно из-менить вручную. В системе такая операция выполняется с помо-щью документа "Корректировка качества товара". Этот документ можно использовать, например, в том случае, если при поступле-нии товаров или при инвентаризации товаров на складе был об-наружен товар другого качества, например, бракованный товар.
 Качество, которое будет обозначать некондицию, некачественное состояние товаров может иметь несколько градаций: брак испра-вимый, брак неисправимый. В любом случае, реализацию товара такого качества можно будет оформить только документом "Реа-лизация товаров и услуг" с видом операции "брак".
 Система спецификаций
 Нормативная система представляет собой набор информации о действующих на предприятиях нормах потребления разного типа ресурсов при изготовлении продукции. Нормативная система яв-ляется одним их инструментов управления и контроля над про-изводственным процессом. Данные нормативной системы могут использоваться и при планировании для оценки затрат на произ-водство, проходящей по некой стандартной схеме. Нормативы, с одной стороны, призваны обеспечить контроль над расходом ре-сурсов, то есть являются сводом ограничений, с другой стороны,соблюдение нормативов гарантирует определенное качество про-дукции или качественное состояние процесса.
 Виды нормативов можно разделить на натуральные и стоимост-ные. Натуральные нормативы более наглядны, легче контроли-руемы, но зато, в силу специфики их свойств, трудно сводимы (агрегируемы). Стоимостные нормативы более обобщенно выра-жают экономическую суть процесса, но нередко скрывают суще-ственные факторы управления и не позволяют выявить причины отклонений. Таким образом, использование натуральных и стои-мостных нормативов должно отвечать целям их использования. Стоимостные нормативы удобно использовать для укрупненной оценки процесса, для более точного определения направления и общей тенденции развития процесса. Они позволяют более уг-лубленно и перспективно видеть необходимый комплекс управ-ляющих мер на уровне всего предприятия. Напротив, когда речь идет о цехе или предприятии, то здесь нормативы должны быть детализированы вплоть до рабочего места, так как только при управлении каждым рабочим бригадир, мастер, начальник участка могут наметить систему мер по экономии тех или иных ресурсов.
 В системе нормативы можно определять для материальных и трудовых ценностей. Нормативы на использование технологиче-ских ресурсов (например, норма загрузки промышленного обору-дования) не используются.
 Данные нормативной системы используются и в управленческом, и в регламентированном учете. Для управленческого учета норма-тивы позволяют оценить, например, приблизительные производ-ственные затраты, спланировать загрузку рабочей силы. Для бух-галтерского учета нормативы могут выступить в качестве распре-деления косвенных затрат при расчете себестоимости продукции.
 Нормативы использования материальных ресурсов, как правило, связаны с разработкой спецификаций, рецептур изготовления из-делий. Нормативы могут меняться со временем - применяются более совершенные технологии, оптимизируется процесс исполь-зования трудовых ресурсов. Поэтому для одного и того же про-цесса в разные периоды времени могут использоваться разные наборы норм. Кроме того, на подготовку изменений в норматив-ной системе тратится некоторое время. В этой связи в системе
 каждый набор нормативов характеризуется состоянием (в работе, подготовлен, утвержден, отложен, отклонен). Для каждого норма-тива можно указать дату утверждения - фактически, дату, с кото-рой норматив может использоваться в планировании и производ-стве. Значение состояния и дата утверждения имеют в системе информационно-справочный характер и никак не ограничивают действия пользователя.
 Спецификации изготовления продукции
 Свод норм на использование материальных ресурсов для плани-рования и производства каждого вида продукции задается систе-мой спецификаций. Спецификации могут задаваться в общем случае не на конкретную номенклатуру, а на процесс, в результа-те которого на выходе мы имеем не один, а несколько видов но-менклатуры. То есть спецификации имеют множественные выхо-ды. В частном случае, если на выходе указан один вид номенкла-туры, то спецификацию можно назвать спецификацией изготов-ления конкретного изделия. Аналогично, в каждой спецификации могут быть использованы несколько видов комплектующих -входы спецификации. Спецификации с многими выходами имеет смысл задавать только в том случае, если действительно нельзя определить, какие материалы и в каком количестве используются для каждого выхода продукции. Если для продукции определены нормативы ее производства, то для нее лучше задавать отдельную спецификацию изготовления.
 Выходы в спецификации задаются с точностью до номенклатур-ной позиции и характеристики. При этом указывается в нату-ральных показателях количество номенклатуры, которое получа-ется в ходе процесса и единица измерения количества. Задание нормативов не на единицу продукции, а на некоторый объем бы-вает удобно, если, например, на единицу продукции значение норматива потребления материалов будет слишком мало и приве-дет к некорректному указанию норм потребления. Например, при производстве полиэтиленовых пакетов расход сырья указывается не на один пакет, а на тысячу, так как на производство одного пакета идет слишком малое количество сырья.
 В системе есть возможность учитывать требования к норматив-ной системе для многопередельного производства, а именно, зада-вать спецификации не только на готовую продукцию, но и на по-луфабрикаты. Соответственно при описании спецификации на готовую продукцию в списке комплектующих можно указывать не только материалы, но и полуфабрикаты. Количество уровней вложенности может быть неограниченным.
 
 помимо спецификации на полуфабрикаты и готовую продукцию, можно задавать спецификацию на номенклатурные узлы. Как сущности номенклатурные узлы смысла не имеют, спецификации номенклатурных узлов призваны хранить некие наборы комплек-тующих часто используемых при описании спецификаций на продукцию и полуфабрикаты. Использование спецификаций на номенклатурные узлы позволяет сократить объем записей в спецификациях продукции, указав вместо части списка комплек-тующих ссылку на номенклатурный узел. Номенклатурные узлы созданы только для удобства ввода спецификаций на продукцию, для выноса в отдельные блоки часто используемых в описании наборов комплектующих. Номенклатурные узлы никак не учиты-ваются в количественном выражении (в отличие от полуфабрика-тов), по ним не ведутся остатки. Спецификация номенклатурного узла характеризует однозначно номенклатурный узел, при ее опи-сании не используются множественные выходы. Такая специфи-кация представляет собой список комплектующих с детализацией до характеристики, их количества, единицы измерения. Причем, в качестве комплектующих могут выступать как материалы и по-луфабрикаты, так и другие номенклатурные узлы.
 
 
 Отметим два важных момента:
 • номенклатурные узлы в спецификациях могут быть использо-
 ваны только для задания списка комплектующих, т.е. входов и
 не используются при описании выходов;
 • теоретически для одного изделия может быть задана не одна, а
 несколько спецификаций или продукция может встречатьсякак один из выходов в спецификации другой продукции. Счи-таем, что номенклатурная позиция, задающая вид продукции, описывает продукцию однозначно и продукция, выпущенная по разным спецификациям, имеет одинаковые свойства. В противном случае нужно будет создавать разные номенкла-турные элементы и для них определять спецификацию. В этой связи при указании полуфабриката в списке комплектующих мы не указываем спецификацию, по которой он должен быть выпущен, считая, что это неважно.
 Использование спецификаций для целей расчета управленческой себестоимости
 При производстве продукции в документах, фиксирующих фак-тический выпуск, можно указать способ расчета себестоимости для каждой продукции. Себестоимость может либо рассчитывать-ся системой в конце месяца распределением общих затрат, либо указываться пользователем вручную. По умолчанию, способ по-лучения себестоимости можно задать в спецификации изготовле-ния продукции. Способ указывается для каждого выхода в спе-цификации. Сами суммы для фиксированной стоимости будут браться системой по умолчанию из плановых значений себестои-мости, определенной для данной продукции.
 В спецификациях можно задать процент брака, который обычно получается при выпуске той или иной продукции. Процент брака может быть задан в спецификациях для каждого выхода продук-ции. Величина процента будет подставляться системой по умол-чанию в документы, фиксирующие факт выпуска продукции. Процент брака в дальнейшем может быть скорректирован пользо-вателем вручную.
 Себестоимость любой продукции может быть представлена в виде списка затрат ее составляющей. Для этого при указании в системе каких-либо затрат, помимо величины и состава затрат, необходи-мо указывать статью, по которой данные затраты будут входить в себестоимость продукции. Для материальных затрат в специфи-кациях можно указать для каждой комплектующей статью затрат,
 которая по умолчанию будет использоваться системой при фак-тическом использовании материалов. В дальнейшем статью затрат можно изменить вручную в документах фактического выпуска продукции. Аналогично статья затрат задается для комплектую-щих не только в спецификациях изготовления продукции, но и в спецификациях номенклатурных узлов.
 Поскольку в спецификациях используются множественные выхо-ды продукции, а себестоимость по управленческому учету необ-ходимо рассчитывать для каждой номенклатурной позиции, то все фактически произведенные затраты надо тем или иным спо-собом разнести на объем выпущенной продукции. В документах фактического выпуска продукции может быть указано несколько видов использованных материалов и несколько видов получив-шейся в результате их обработки видов продукции. Для того, что-бы указать какую часть стоимости материалов отнести на какой вид продукции в документе указывается доля отнесения затрат. Эта доля должна быть указана для каждого вида продукции в фактическом выпуске. Доли задают базу распределения затрат на виды одновременно произведенной продукции. Согласно этой базе распределяются все затраты, указанные в документах факти-ческого выпуска. По умолчанию, значения долей распределения могут быть заданы в спецификациях на продукцию. Доли указы-ваются для каждого выхода продукции в спецификациях.
 Использование спецификаций при планировании
 Для целей планирования спецификация задается на весь техноло-гический процесс. Технологический процесс может состоять из целого ряда операций, связанных между собой, однако общая по-требность комплектующих, подающихся на вход процесса, и об-щий объем продукции, получающийся в ходе процесса, задаются на весь технологический цикл, а не для каждой операции.
 Для целей планирования в спецификации присутствует техноло-гическая карта, которая задает подробное описание технологиче-ского процесса, связь операций в нем, последовательность их вы-полнения. И прежде чем говорить об особенностях задания спецификаций для целей планирования, определим способ формиро-вания технологических карт для процессов.
 Технологическая карта определяет, прежде всего, состав операций и связь между ними. При описании связей операций важно опре-делить, какие операции используют продукцию других операций. Внутренний механизм операций мы не рассматриваем, то есть если, например, в ходе какой-либо операции материалы подаются на вход не сразу, а постепенно, то для нормативной системы и для описания технологической карты это неважно. Важно, что эта операция не может быть закончена, пока на вход не подадут оп-ределенный перечень материалов. Еще важно знать, подаются ли материалы, имеющиеся на начало технологического процесса, или они являются выходами какой-либо предыдущей операции этого процесса.
 Пример. На рисунке изображен схематично некоторый техноло-гический процесс, состоящий из 5 операций.
 
 Каждая операция имеет свой номер. На вход операции могут по-даваться либо материалы, которые уже были на начало техноло-гического процесса (входы для операций 1 и 2), либо полуфабри-каты, которые получаются в ходе операции. Аналогично выходы операций передаются на другие операции процесса, либо являют-ся выходами всего технологического процесса (выход операции 5). Задавая таким способом технологический процесс, мы не об-ращаем внимания на то, что, например, для операции 5 полуфаб-рикат с операции 2 подается на вход в начале операции 4, а по-
 луфабрикат с операции 1 чуть позже, что продукция с операции 4 образуется в разные моменты времени.
 
 Для задания технологической карты это неважно. Также неважно, какие именно полуфабрикаты передаются между операциями внутри технологического процесса. Важно, какая продукция по-лучится на выходе, какие материалы должны быть на начало тех-нологического процесса, а также выходы каких операций являют-ся входами других операций этого же технологического процесса..
 Есть еще одно важное ограничение, которое следует соблюдать при разбивке всего технологического процесса на операции: если на вход операции подаются полуфабрикаты предыдущих опера-ций, то эти предшествующие операции должны быть полностью завершены на момент начала текущей операции.
 Т.е. момент окончания предшествующих операций должен быть раньше момента начала текущей операции. В примере на момент начала операции 4 должны полностью завершиться операции 1 и 2, а не просто получены потребляемые на входе операции 4 полу-фабрикаты предшествующих операций. Т.е. на момент начала операции 4 с операции 1 должны быть готовы не только полу-фабрикаты для операции 4, но и для операции 3. Такое ограниче-ние будет использоваться в подсистеме сменно-суточного плани-рования.
 В прикладном использовании такое ограничение означает, что если в ходе какой-либо операции получаются одни и те же полу-фабрикаты с какой-то периодичностью, то такую операцию следу-ет рассматривать не в целом, а считать технологической операцией лишь производство некой партии полуфабрикатов. А в качест-ве нормативного времени выполнения операции задавать среднее время выпуска одной партии полуфабрикатов.
 Для описания маршрута прохождения операций в технологиче-ском процессе в системе используется не графический редактор, а линейная структура записи. Маршрут представляет собой список записей. Каждая запись это:
 • идентификация технологической операции (выбирается из
 некоторого классификатора);
 • номер операции;
 • список предшествующих ей операций, то есть операций, выхо-
 ды которых являются входами текущей операции. Если входов
 несколько, то они задаются через разделитель.
 Для примера маршрут будет следующим:
 
 Суть операции Номер операции Предшествующие операции получение заготовок 1 сверле-нием 1 отсутствуют получение заготовок 2 резкой 2 отсутствуют обработка поверхности заго-товки 1 краской 3 1 сборка детали 1 4 1,2 сборка детали 2 5 3,4 Для каждой технологической операции в классификаторе можно задать временную норму продолжительности операции. Однако при задании маршрута в технологической карте задается помимо самой операции еще количество раз ее использования и общее время выполнения. Причем, общее время выполнения операции, деленное на количество раз выполнения, может не совпадать с нормативным временем выполнения операции, заданным в клас-сификаторе.
 Для каждой технологической операции в маршруте можно ука-зать рабочий центр, на котором эта операция будет выполняться.
 Под рабочим центром в системе может пониматься любой рабо-чий ресурс. Способ формирования списка рабочих центров и ме-тодология их использования описаны в подсистеме сменно-суточного планирования.
 Технологическая карта производства задается для технологиче-ских процессов в привязке к подразделениям предприятия. Ин-формация о том, к какому подразделению относится технологиче-ский процесс, будет использоваться при построении графика транспортировки партий продукции, если эта продукция переда-ется между технологическими процессами разных подразделений. Если продукция передается внутри одного подразделения, то счи-таем, что временными затраты на передачу продукции можно пренебречь.
 Вернемся к вопросу задания спецификаций для целей планиро-вания.
 При формировании спецификации для каждого входа необходимо указать номер операции технологического процесса, на которую подается комплектующая. Номер операции указывается в соот-ветствии с технологической картой. Аналогичным образом для каждого выхода в спецификации указывается номер операции, в результате которой этот выход образуется. Если с одним входом или выходом связано несколько операций, то их номера указыва-ются через разделитель.
 
 Пример. На рисунке приведен пример некоторого технологиче-ского процесса, состоящего их 7 операций. Каждая операция име-ет свой номер. На вход этого процесса подаются два материала и один полуфабрикат, причем используются они в разных операци-ях. Продукция, которая получается в результате всего технологи-ческого процесса, является выходом с разных операций.
 
 
 Для приведенного примера спецификация планирования будет выглядеть следующим образом
 
 Комплектующие Номер опе-рации мар-шрута Выходные из-делия Номер опе-рации мар-шрута Материал 1 2,3 Продукция 1 3 Полуфабрикат 1 2 Продукция 2 7 Материал 2 1 Продукция 3 6,7 Для каждого выхода в спецификации можно указать процент планируемого брака. На этот процент будут изменены объемы необходимых комплектующих для производства продукции при решении задачи разузлования, то есть при оценке того, какое ко-личество исходных материалов, а не полуфабрикатов, необходимо для производства продукции.
 Для комплектующих в спецификации можно указать размер ми-нимальной партии. Этот параметр показывает минимальное ко-личество комплектующей, которое может быть подано на вход технологического процесса.
 Важно! Если комплектующая подается на разные операции про-цесса, то с минимальной партией сравнивается именно общий объем этой комплектующей, подающийся на все операции.
 
 Глава 4. Управление взаиморасчетами с контрагентами
 Расчеты с контрагентами по управленческому учету
 Организация системы взаиморасчетов в конфигурации построена по принципу двойной записи. Такой принцип организации озна-чает, что для моделирования хозяйственного процесса из всего многообразия регистров (параметров) выбираются лишь те, для которых изменение одного регистра из этой совокупности всегда повлечет компенсирующее изменение одного или нескольких других регистров. Это идея аналогична системе двойной записи в бухгалтерском учете. "Двойная запись" обеспечивает полноту и согласованность состояния регистров. Достоверность же модели определяется выбранным набором регистров, качеством докумен-тирования хозяйственного процесса и корректностью процедур преобразования фактов хозяйственной жизни в изменения реги-стров.
 С точки зрения взаиморасчетов, принципами двойной записи в конфигурации связаны следующие учетные блоки:
 • Учет денежных средств;
 • Учет заявок на расходование денежных средств;
 • Комиссионная торговля;
 • Учет заказов поставщикам;
 • Учет заказов покупателей;
 • Складской учет.
 То есть при оформлении хозяйственной операции по одному из блоков, как правило, меняется состояние учета в других блоках.
 Основные требования, предъявляемые к системе взаиморасчетов, - это точная фиксация момента возникновения задолженности между контрагентом и фирмой, сумм задолженности, причин воз-никновения задолженности, учет вариантов погашения, анализ итогового состояния задолженности на любой момент времени.
 Понятие задолженности имеет смысл рассматривать в контексте времени. С этой точки зрения в системе можно рассматривать два условия возникновения задолженности:
 • задолженность фактическая;
 • задолженность прогнозируемая (отложенная).
 Задолженность фактическая связана с операциями расчета, с мо-ментами передачи прав собственности. В системе такая задол-женность возникает при оформлении документов оплаты, доку-ментов отгрузки или приемки ТМЦ. По бухгалтерии возникнове-ние фактической задолженности всегда находит отражение в про-водках.
 Отложенная задолженность - это задолженность, которая может возникать, если используется хотя бы одна из следующих подсис-тем:
 • учет заказов поставщикам на покупку товаров;
 • учет заказов поставщикам на реализацию товаров по договору

<< Пред.           стр. 3 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу