<< Пред.           стр. 4 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 комиссии;
 • учет заказов покупателей на покупку продукции;
 • учет заказов покупателей на комиссионную торговлю продук-
 цией;
 • учет заявок на расходование денежных средств.
 Например, если ведется учет заказов поставщикам, то в момент оформления самого заказа еще никаких обязательств между фир-мой и поставщиком с юридической точки зрения не возникает. Фактическая задолженность возникнет только при получении материалов или при их оплате. Однако при формировании заказа мы прогнозируем, что по этому заказу фирма оплатит стоимость материалов, а поставщик эти материалы привезет. Возникает от-ложенная задолженность, которая фиксируется в системе.
 Аналогичным образом можно рассматривать систему заявок на расходование денежных средств. При оформлении заявки еще никакого движения денежных средств не произошло, однако можно прогнозировать, что заявка будет удовлетворена, и денеж-ные средства будут перечислены.
 Таким образом, в системе можно получать данные не только о состоянии фактических взаиморасчетов по реально проведенным сделкам, но и получать прогнозную оценку о состоянии взаимо-расчетов по планируемым сделкам.
 Ведение указанных выше пяти подсистем не является обязатель-ным, так как всегда остается возможность вести взаиморасчеты по фактически свершившимся сделкам.
 Детализация взаиморасчетов
 Все взаиморасчеты в системе ведутся в разрезе договоров и контрагентов. Для каждого контрагента может быть указано не-сколько договоров. Договор - это необходимый разрез взаимо-расчетов. При оформлении хозяйственных операций необходимо указывать договор, по которому пройдут взаиморасчеты в момент фиксации хозяйственной операции. В рамках одного договора с контрагентом можно вести взаиморасчеты либо по договору в целом, либо с учетом дополнительной детализации по сделкам.
 Режим ведения взаиморасчетов по договору в целом или по дого-вору и по сделкам указывается в самом договоре. Причем, в слу-чае ведения взаиморасчетов по сделкам возможны три режима:
 • по расчетным документам;
 • по заказам;
 • по счетам.
 Независимо от того, ведется дополнительный учет взаиморасче-тов по сделкам или нет, для анализа можно рассматривать взаи-морасчеты по договору контрагента в целом.
 В договоре помимо способа ведения взаиморасчетов указывается вид договора: с поставщиком, с покупателем, с комитентом, с ко-миссионером, прочее. Вид договора влияет на то, какие хозяйст-венные операции можно проводить по этому договору. Например, операцию поступления товаров от комитента, а соответственно и отражение во взаиморасчетах такой сделки, можно проводить только по договору с видом "С комитентом". По виду договора также различаются операции комиссионной торговли и торговли по договору купли-продажи.
 По расчетным документам
 В этом режиме в качестве сделок выступают расчетные докумен-ты (оплаты, отгрузки, поступления и т.п.), т.е. документы, фикси-рующие хозяйственные операции, связанные с изменением за-долженности. Указание таких документов в качестве сделок в подсистеме взаиморасчетов будет означать, что погашается за-долженность, образованная не просто в рамках договора с контр-агентом, а образованная именно этими документами. Например, при оформлении оплаты поставщику помимо договора с постав-щиком можно указать в качестве сделки документ поступления материалов от этого поставщика. В этом случае будет погашаться задолженность именно за полученные от поставщика материалы.
 При оформлении хозяйственной операции в качестве сделки мо-гут выбираться только сделки по документам, образующим "про-тивоположный"- знак задолженности, по сравнению с текущей хозяйственной операцией. Например, для документов отгрузки сделкой могут выступать только документы оплаты и наоборот. Таким образом, получается связь один ко многим, т.е. одна оплата и много отгрузок по ней или одна отгрузка и много оплат.
 Принципиальным ограничением, которое жестко контролируется системой, является следующее: сумма взаиморасчетов, проводи-мая по хозяйственной операции, не может частично закрыть долг по указанной сделке и на остаток суммы образовать аванс. На-пример, недопустима ситуация, когда одной оплатой на 200 руб-лей закрывается отгрузка на 150 рублей и по этой же сделке об-разуется аванс на 50 рублей.
 При возникновении такой ситуации в системе пользователю со-общается о некорректности введенных данных, такой документ не будет проведен.
 Таким образом, можно жестко организовать соответствие отгруз-ки и оплаты. Для нежесткой связки документов оплаты и отгрузки необходимо использовать режимы по договору в целом или по договору и сделке в режиме по заказам, по счетам.
 По заказам
 В этом режиме в качестве сделок могут выступать только заказы или счета на оплату. Это фактически дополнительный уровень взаиморасчетов, аналогичный договору. В этом режиме документ, влияющий на взаиморасчеты, может в рамках заказа погасить имевшуюся по этому заказу задолженность и, если сумма по до-кументу превышает размер долга, образовать аванс, но в рамках того же заказа.
 Пример. Оформлен заказ на сумму 1000 руб., отгрузка произво-дится частями, на какой-то момент времени отгрузили продукции на 400 руб. Далее при поступлении платежа на сумму 700 руб. по этому заказу будет закрыт долг на сумму 400 руб. и образован аванс на сумму 300 руб.
 По счетам
 В качестве сделок выступают счета на оплату. Такие счета мы можем выставлять покупателю, например, на основании сформи-рованных заказов, можем регистрировать счета от поставщиков, например, на основании заказов поставщикам. Задолженность в этом случае будет погашаться в рамках указанного счета. Если сумма по документу превышает сумму по счету, то будет сформи-рован аванс в рамках этого же счета. По сути схема аналогична предыдущей с тем лишь отличием, что в качестве сделок высту-пают не заказы, а счета на оплату.
 Пример. Покупателю оформлен заказ на сумму 5000 руб. По это-му заказу выставлен счет на такую же сумму, то есть на 5000 руб. От покупателя поступила оплата на сумму 5200 руб. На сумму 5000 руб. будет закрыт долг по счету, а на сумму 200 руб. по это-му счету будет записан аванс, который можно будет погасить, на-пример, дополнительной отгрузкой продукции этому покупателю.
 
 Механизмы автоматического контроля дебиторской задолженности
 К договору привязан ряд настроек, позволяющих указывать па-раметры контроля дебиторской задолженности по договору. Эти настройки действуют при оперативном контроле дебиторской за-долженности при записи хозяйственной операции в системе.
 Контролировать сумму задолженности. Реквизит устанавлива-ет необходимость контроля сумм дебиторской задолженности по договору.
 Допустимая сумма дебиторской задолженности. Этот рекви-зит определяет сумму максимально возможной дебиторской за-долженности контрагента по данному договору. Имеет смысл для любого способа учета взаиморасчетов по договору:
 • Для покупателей это означает, что отгрузка может произво-
 диться, если дебиторская задолженность по договору после от-
 грузки не превысит указанную величину.
 • Нулевая величина для покупателей означает стратегию "От-
 грузка по мере оплаты".
 • Для поставщиков это означает, что оплата может производить-
 ся, если дебиторская задолженность по договору после оплаты
 не превысит указанную величину.
 • Нулевая величина для поставщиков означает стратегию "Оп-
 лата по мере отгрузки".
 Контролировать число дней дебиторской задолженности. Этот механизм фиксирует максимальное ограничение числа дней дебиторской задолженности контрагента по данному договору. Имеет смысл, только если взаиморасчеты ведутся в режиме "По расчетным документам".
 Допустимое число дней дебиторской задолженности. Опреде-ляет максимальное число дней дебиторской задолженности контрагента по договору. При проведении документов проверяет-ся, что ни по одной сделке нет задолженности старше указанного числа дней.
 процент неооходимой предоплаты. Этот реквизит определяет процент необходимой предоплаты по заказу, чтобы по нему мож-но было отгружать товар. Имеет смысл, только если взаиморасче-ты ведутся "По заказам", "По договору в целом", "По счетам". Для расчетов с покупателями это означает, что отгрузка может производиться, если по счету или заказу поступил необходимый процент предоплаты. Для расчетов с поставщиками не использу-ется.
 Использование механизмов контроля дебиторской задолженности в зависимости от детализации ведения взаиморасчетов:
 
  Контролируемый параметр Уровень детализации взаиморасчетов Сумма
 дебиторской задолженности Число дней задолженности Процент предоплаты По договору + - + По расчетным документам + + - По заказам + - + По счетам + - + Система анализа кредиторской задолженности в системе не реа-лизована.
 Валюта взаиморасчетов по управленческому учету
 Для целей управленческого учета взаиморасчеты могут вестись одновременно в двух валютах:
 • в валюте управленческого учета;
 • в валюте взаиморасчетов.
 Валюта управленческого учета задается на уровне настроек всей системы. Поэтому, независимо от того, в какой валюте была оформлена хозяйственная операция (получение денежных средств, отгрузка продукции и др.), величина долга, с точки зре-
 ния системы взаиморасчетов, будет пересчитана в валюту управ-ленческого учета. Это дает возможность анализировать любые взаиморасчеты в единой валюте. Например, если валюта управ-ленческого учета доллары, то независимо от того, в какой валюте платил клиент (в рублях, долларах), сумма операции, с точки зрения взаиморасчетов, будет конвертирована сначала в доллары. Затем уже будет произведен анализ того, как эта сумма будет проведена по взаиморасчетам (увеличение долга, погашение дол-га, получение аванса и т.д.).
 Параллельно с взаиморасчетами в управленческой валюте можно вести взаиморасчеты в валюте, определенной для каждого от-дельного договора контрагента. Валюту договора, в которой ве-дутся взаиморасчеты, будем называть валютой взаиморасчетов. В этом случае при оформлении хозяйственной операции, влияющей на взаиморасчеты, валюта, в которой оформляется эта операция, может быть либо равной валюте взаиморасчетов, либо равняться валюте регламентированного учета. Например, валюта взаиморас-четов определена как доллары, валюта регламентированного учета - рубли. Операцию поступления товаров от поставщика по тако-му договору можно оформить либо в долларах, либо в рублях.
 Исключением являются документы движения денежных средств. В таких документах валюта операции определяется однозначно валютой платежа. Например, если валюта, которая определена для учета наличных денежных средств в кассе, является евро, то сумма наличных средств, поступающих в кассу, будет указана только в евро. Если поступление денежных средств в кассу связа-но с взаиморасчетами по договору, валюта которого доллары, то сумма взаиморасчетов будет пересчитана сначала из евро в рубли, а потом из рублей в доллары.
 При оформлении любых хозяйственных операций в том случае если валюта операции отличается от валюты взаиморасчетов (и от валюты управленческого учета), будет проводиться пересчет из валюты операции в валюту взаиморасчетов (в валюту управлен-ческого учета). Валюта регламентированного учета едина и зада-ется на уровне всей системы. При пересчете сумма операции все-гда будет пересчитываться вначале в валюту регламентированного учета, а затем уже в валюту взаиморасчетов и в валюту управлен-ческого учета.
 При пересчете сумм из одной валюты в другую курсы валют бе-рутся по умолчанию на дату свершения операции. Курс и крат-ность курса для пересчета сумм из валюты регламентированного учета в валюту взаиморасчетов указываются в самой хозяйствен-ной операции пользователем. То есть курс, по которому учитыва-ется долг по сделке, является договорным. Другие курсы валют берутся из общего справочника валют и не хранятся в докумен-тах.
 Пример. В конфигурации выбраны следующие настройки валют:
 • Валюта регламентированного учета = рубли;
 • Валюта управленческого учета = доллары.
 • Для взаиморасчетов с контрагентом А по некоторому договору
 X выбрана валюта ведения взаиморасчетов = евро.
 На некоторую дату в справочнике валют имеем следующие курсы валют, заданные по отношению к валюте регламентированного учета, то есть рублям:
 
 Валюта Курс Рубль 1 Доллар 28,49 Евро 36,14 Это означает, что если мы будем оформлять хозяйственную опе-рацию с контрагентом А (например, продажу продукции), и в ка-честве договора будет выбран договор X, то саму хозяйственную операцию мы должны будем оформить либо в евро, либо в руб-лях. В другой валюте оформить операцию невозможно.
 Если сумма продаж указывается в евро (200 евро), то курс для валюты взаиморасчетов задается явно в самой операции (напри-мер, 36,50 руб. за 1 евро). По взаиморасчетам эта операция отра-жается следующим образом:
 • в валюте взаиморасчетов будет увеличение долга на 200 евро;
 • в валюте управленческого учета будет увеличение долга на
 200*36,50/28,49 - 256,23 доллара
 Если сумма продаж указывается в рублях (200 рублей), то по взаиморасчетам эта операция отражается следующим образом:
 • в валюте взаиморасчетов будет увеличение долга на
 200/36,50= 5,48 евро;
 • в валюте управленческого учета будет увеличение долга на
 200/28,49 - 7,02 доллара.
 Расчеты с контрагентами по бухгалтерскому учету
 Принципы ведения расчетов
 Для ведения взаиморасчетов по бухгалтерскому учету использу-ются соответствующие счета на плане счетов. При оформлении конкретной хозяйственной операции пользователю дается воз-можность напрямую указывать счет, по которому провести расче-ты, и счет, по которому можно отразить аванс. Счет расчетов с контрагентами по бухгалтерскому учету и счет учета авансов можно указать заранее.
 Аналитика по расчетам с контрагентами на счетах бухгалтерского учета всегда ведется по контрагентам и по договорам. Аналитика по сделкам, в отличие от управленческого учета, не ведется.
 
 Учет авансов
 В управленческом учете при наличии аванса возможность его за-чета пользователем не регулируется, зачет аванса производится всегда, когда это возможно, то есть по управленческому учету от-дельный учет авансов не ведется на выделенных регистрах.
 В бухгалтерском учете делении на оплату и авансы, а также зачет авансов может быть выполнен разными способами:
 • определение авансов и зачет авансов выполняется непосредст-
 венно при проведении документов;
 • определение авансов и зачет авансов может быть выполнено
 массово для ряда документов, связанных с оплатой задолжен-
 ности с помощью специальной обработки.
 Способ выбирается для каждой организации в учетной политике по бухгалтерскому учету. По умолчанию используется способ оп-ределения состояния расчетов непосредственно при проведении документов.
 Отражение оплаты и авансов на счетах
 В каждом документе счета для учета расчетов и счета для учета авансов определяются пользователем. Для отражения авансов используются специальные субсчета счетов расчетов (например, при расчетах с поставщиками и подрядчиками используется счет 60.02 "Расчеты по авансам выданным")
 Важно! Если в хозяйственной операции пользователем не ука-зан счет расчета по авансам, то зачет аванса при отражении опе-рации в бухгалтерском учете не производится, вся сумма опера-ции отразиться на счете расчетов. При этом в качестве счета рас-четов можно указывать счет, на котором учитываются авансы. То есть если все расчеты с контрагентами пользователь ведет только на счетах учета расчетов, без использования счетов учета расчетов по авансам, то достаточно просто не указывать счета учета аван-сов.
 Счета учета расчетов и счета учета авансов следует указывать в документе всегда, если учет авансов необходим. Это не зависит от того, в какой момент производится анализ расчетов и определе-ние сумм авансов. Если расчеты выполняются сразу при проведе-нии документа, то на сумму аванса будет сформирована проводка по счету авансов. Если определение расчетов по авансам отложе-но и будет выполняться специальной обработкой, то при прове-дении документа вся сумма задолженности будет отнесена на счет расчетов с контрагентами, а при выполнении обработки рассчи-танные авансы будут отнесены на счета авансов, указанные для каждого документа, а задолженность на счетах расчетов скоррек-тирована на сумму выделенного аванса.
 Способы определения авансов
 Определение состояния расчетов для бухгалтерского учета произ-водится в целом по договору, вне зависимости от установленного вида расчетов по договору для управленческого учета. Особый режим определения состояния расчетов с контрагентами исполь-зуется только по договорам в условных единицах.
 Для оценки того, возник ли при проведении расчетов с контр-агентом аванс, по регистрам бухгалтерского учета анализируется долг по счету учета расчетов с контрагентом, указанный в доку-менте. Анализ долга проводится в разрезе договора контрагента. Если по этому счету долг погашается, то остаток оплаты зачиты-вается как аванс и указывается на счете учета расчетов по аван-сам. Если счет расчета по авансам не задан, то вся сумма по опе-рации будет проведена по счету учета расчетов с контрагентом..
 Пример:
 • Поставка материалов от поставщика на сумму 100 руб.
 
 Дт Кт Сумма 10 60.01 100 руб. Оплата материалов на 140 руб.
 • если счет учета расчетов по авансам указан:
 
 д К Сумма 60.01 51 100 руб. 60.02 51 40 руб. если счет учета расчетов по авансам не указан:
 
 д к Сумма 60.01 51 140 руб. Банковские и кассовые документы, а также авансовый отчет в части оплаты поставщикам, могут автоматически определять со-стояние взаиморасчетов с контрагентами и распределять полу-чаемые или перечисляемые суммы на погашение имеющейся за-долженности и авансы.
 В том случае, если определение авансов выполняется с помощью обработки, то проводка по зачету аванса добавляется к первона-чальным проводкам документа, в котором определен аванс. Такое
 добавление проводки выполняется только в том случае, если до-кументами являются документы приобретения и реализации. При этом, если перепровести документ, то проводка по зачету аванса удалится. В документах оплаты сумма распределяется на оплату и аванс. Использование обработки фактически восстанавливает корректную последовательность документов, влияющих на расче-ты с контрагентами. Обработку можно использовать и в том слу-чае, если используется режим определения авансов при проведе-нии документа. В этом случае если документы были введены без соблюдения последовательности, то обработкой будут заново оп-ределены авансы по всем документам, начиная с самого раннего измененного документа, который влияет на состояние расчетов с контрагентами в организации.
 При возврате денежных средств поставщиком в первую очередь анализируется счет авансов, указанный в документе, и если по этому счету был отражен аванс, то он закрывается в первую оче-редь, оставшаяся часть оплаты проходит по счету расчетов с по-ставщиком и увеличивает задолженность по договору.
 Учет расчетов с контрагентами в валюте
 Отражение расчетов с контрагентами по бухгалтерскому учету во многом зависит от того, какая валюта взаиморасчетов определена для договора с контрагентом и в какой валюте оформляется сама хозяйственная операция.
 Если при оформлении документа валюта взаиморасчетов, указан-ная в договоре, совпадает с валютой регламентированного учета, то документы могут быть оформлены только в валюте регламен-тированного учета.
 Если в договоре валюта взаиморасчетов отличается от валюты регламентированного учета, то расчеты по такому договору в бух-галтерском учете будут отражаться либо как валютные расчеты, либо как расчеты в условных единицах. Признак расчетов в ус-ловных единицах устанавливается также в договоре контрагента.
 
 Расчеты с контрагентами в валюте
 Если признак расчета в условных единицах не установлен, то при оформлении хозяйственных операций в том случае, если опера-ция отражается в бухгалтерском учете, валюта операции должна совпадать с валютой взаиморасчетов. Это касается кассовых, бан-ковских документов, документов поступлений, реализации и др.
 Тогда при отражении по бухгалтерскому учету, если указаны сче-та расчетов с контрагентами, имеющие признак валютного учета, будут сформированы проводки в валюте и в рублевом эквивален-те. Остатки по валютным счетам, указанным в качестве счетов расчетов, подлежат переоценке, в результате чего могут возникать курсовые разницы.
 При валютных расчетах рекомендуем указывать в качестве курса взаиморасчетов - курс ЦБ РФ.
 Если счета расчетов не имеют признака валютного учета, то фор-мируется рублевая проводка. Сумма задолженности пересчитыва-ется из валюты документа в рублевый эквивалент по курсу, ука-занному в документе.
 Расчеты с контрагентами в условных единицах
 Для ведения расчетов в условных единицах в договоре контраген-та должен быть установлен соответствующий признак таких рас-четов. Ведение расчетов в условных единицах доступно, только если взаиморасчеты ведутся с покупателями или поставщиками в валюте, отличной от валюты регламентированного учета и орга-низация не выступает в качестве налогового агента по НДС.
 Если расчеты с контрагентами ведутся в условных денежных единицах (далее - у.е.), то при отражении операций по бухгалтер-скому учету счета расчетов с контрагентами должны иметь при-знак валютного учета и быть в включены в перечень счетов с осо-бым порядком переоценки (то есть остатки по таким счетам не подлежат переоценке, выполняемой регламентной операцией).
 При ведении расчетов с контрагентами в у.е. документы оплаты должны оформляться только в валюте регламентированного учета. Другие документы, влияющие на расчеты с контрагентами оформляются либо в валюте взаиморасчетов, либо в валюте рег-ламентированного учета.
 Учет суммовых разниц
 При оформлении документов оплаты по расчетам в у.е. могут возникать суммовые разницы. Суммовые разницы возникают в случае, когда сумма обязательств и требований, исчисленная по курсу у.е., не соответствует фактически поступившей (уплачен-ной) сумме в рублях.
 Таким образом, суммовые разницы возникают в момент оплаты приобретенных либо реализованных ценностей.
 Суммовые разницы не возникают при осуществлении операций, связанных с возвратом ранее реализованных (полученных) цен-ностей, поскольку при этом не происходит ни факта оплаты, ни факта возникновения обязательств и требований. При возврате денежных средств рекомендуется устанавливать курс равный кур-су платежа, по которому оформляется возврат.
 В документах, отражающих поступление либо списание денежных средств, суммовые разницы рассчитываются автоматически по факту поступления (уплаты) денежных средств. Это относится ко всем банковским и кассовым документам, отражающимся в бух-галтерском учете, а так же к документу "Авансовый отчет" в час-ти оплаты поставщикам.
 Для правильного отражения суммовых разниц необходимо знать:
 • на какую сумму и по какому курсу условной денежной едини-
 цы были реализованы (приобретены) товары, работы, услуги
 или имущественные права;
 • по какому курсу условной денежной единицы произошло по-
 лучение (уплата) сумм за реализованное (полученное) имуще-
 ство (работы, услуги, права).
 Определение документа реализации (приобретения) и документа оплаты производится с учетом установленной в договоре детали-зации взаиморасчетов (по договору в целом, по заказам, по сче-там, по расчетным документам). Среди прочих равных докумен-тов выбираются документы по методу ФИФО.
 
 Важно! В стандартных режимах ведения расчетов с контраген-тами (без использования расчетов в у.е.) определение состояния расчетов для бухгалтерского учета производится в целом по дого-вору, без учета детализации взаиморасчетов, указанной в догово-ре.
 Расчет суммовой разницы выполняется по следующему алгорит-му:
 • сначала определяется, какая сумма задолженности в условных
 денежных единицах подлежит погашению при осуществлении
 платежа. Для этого сумма задолженности по расчетам с контр-
 агентом сравнивается с поступившей (уплаченной) суммой
 взаиморасчетов. Сравнение выполняется в валюте взаиморас-
 четов по договору. Суммой задолженности, подлежащей пога-
 шению, считается наименьшая сумма из двух сравниваемых
 сумм.
 • Для расчета суммовой разницы сумма задолженности, подле-
 жащая погашению, пересчитывается в валюту регламентиро-
 ванного учета по двум курсам: по курсу документа формиро-
 вания задолженности и по курсу документа оплаты. Разница
 между суммами и будет считаться суммовой разницей. Суммо-
 вая разница рассчитывается отдельно по каждому документу,
 задолженность по которому погашается в текущий момент.
 • далее суммовая разница отражается в бухгалтерском и в нало-
 говом учете.
 По бухгалтерскому учету суммовые разницы, возникающие в свя-зи с расчетами за реализованные товары (работы, услуги и т.д.) отражаются на счетах учета доходов, т.е. на величину суммовой разницы делается запись по дебету счета расчетов с покупателями (заказчиками) и кредиту счета продаж. При этом сумма выручки корректируется на величину суммовой разницы.
 Бухгалтерский учет суммовых разниц, возникающих в связи с расчетами за приобретаемые товары (работы, услуги и т.д.), отра-жаются на счетах прочих доходов и расходов в составе внереали-зационных доходов (расходов).
 В налоговом учете положительные суммовые разницы включают-ся в состав внереализационных доходов, а отрицательные - в со-став внереализационных расходов.
 Ведение отдельного налогового учета задолженностей не преду-смотрено. Поэтому при отражении суммовых разниц в налоговом учете делаются записи по счетам внереализационных доходов и расходов без указания корреспондирующего счета.
 Учет корректировок при зачетах аванса
 Если на момент формирования документов по приобретению или реализации ценностей есть авансы, а расчеты проводятся в услов-ных единицах, то при определении сумм зачета авансов могут понадобиться корректирующие проводки. Такая корректировка требуется если документы поступления (реализации) оформлены в валюте и курс в таком документе не совпадает с курсом доку-мента аванса. В таких операциях необходима корректировка руб-левого эквивалента суммы документа.
 В документах, отражающих приобретение или реализацию товар-но-материальных ценностей (работ, услуг), определение коррек-тировок стоимости (выручки от реализации) и связанных с этими движениями сумм НДС, выполняется автоматически.
 При отражении корректировочных сумм на счетах бухгалтерского учета формируется две проводки. Первая проводка - на стои-мость поступивших ТМЦ по курсу документа, а затем формиру-ются специальные корректирующие проводки, доводящие стои-мость приобретаемых товарно-материальных ценностей (работ, услуг) до стоимости с учетом курсов и сумм поступивших аван-сов.
 При этом зачет авансов ведется по методу ФИФО. То есть в пер-вую очередь погашаются суммы авансов с самой ранней датой. Сумма к погашению определяется по валютному эквиваленту суммы аванса.
 Рублевый эквивалент документа поступления определяется как сумма рублевых эквивалентов зачитываемых авансов и рублевого эквивалента неоплаченной части документа, рассчитанного по курсу документа.
 Следовательно, курс, по которому рассчитывается рублевая стои-мость поступающих ТМЦ, может отличаться от курса документа поступления, определенного по условиям договора. Аналогичная ситуация проявляется и при реализации. При этом корректировке подвергается выручка от реализации.
 Важно! Если документы поступления или реализации предпо-лагается выписывать в валюте регламентированного учета, то расчеты в условных единицах использовать не рекомендуется.
 Основные объекты подсистемы в конфигурации
 Справочник "Договоры"
 Основные параметры настройки взаиморасчетов устанавливаются в справочнике "Договоры". На закладке "Свойства" в реквизите "Вид договора" устанавливается вариант взаимоотношений с контрагентом. Значениями могут быть:
 • с поставщиком;
 • с покупателем;
 • с комитентом;
 • с комиссионером;
 • прочее.
 Вид договора влияет на перечень хозяйственных операций, кото-рые могут быть оформлены по такому договору. Например, опе-рацию покупки материалов можно отразить только по договорам вида: с поставщиком, с комитентом; операцию реализации услуг по переработке - только по договору с покупателем.
 То есть при оформлении документов в зависимости от вида до-кумента выбор договора контрагента может быть ограничен.
 По значению реквизита "Вид договора" различаются операции комиссионной торговли и торговли по договору купли-продажи. Например, при оформлении документа "Реализация товаров и
 услуг" с видом операции -"продажа, комиссия" если установлен договор с видом "с комиссионером", то такая операция будет яв-ляться операцией передачи товаров на комиссию контрагенту. Если в этом документе будет выбран договор с видом "с покупа-телем", то операция будет являться операцией продажи товаров, находящихся в нашей собственности.
 В реквизите "Взаиморасчеты ведутся" устанавливается детализа-ция взаиморасчетов: по договору в целом, по расчетным докумен-там, по заказам, по счетам. Назначение каждого варианта описано выше.
 В договоре устанавливается основная валюта по договору. В том случае, если установленная валюта отличается от валюты регла-ментированного учета, можно указать признак ведения расчетов по бухгалтерскому учету в условных единицах. Для этого необхо-димо включить флажок "Расчеты в условных единицах". Расчеты в условных единицах ведутся только для договоров с покупате-лем или поставщиком, причем организация не выступает в каче-стве налогового агента по НДС. Признак налогового агента по НДС устанавливается в справочнике на закладке "Дополнитель-но".
 Для построения аналитических отчетов по взаиморасчетам в справочнике договоров можно указать дополнительную аналити-ку в реквизите "Вид взаиморасчетов". Значение этого реквизита не влияет на правила ведения взаиморасчетов, а является лишь дополнительным классификатором договоров для анализа взаи-морасчетов по договорам. Значения вида взаиморасчета устанав-ливаются пользователем в одноименном справочнике.
 Также на закладке "Основные" в справочнике договоров устанав-ливаются параметры контроля дебиторской задолженности.
 Важно! Если на какой-либо момент в системе есть проведенные документы, содержащие ссылку на договор, то реквизиты догово-ра "Организация", "Ведение взаиморасчетов", "Валюта взаимо-расчетов", "Вид договора", "Расчеты в условных единицах" и "Условия выполнения договора" менять запрещено.
 В договоре обязательно указание организации, даже если взаимо-расчеты по этому договору будут проводиться только по управ-ленческому учету. В документах контролируется соответствие организации, указанной в документе, и организации выбранного договора.
 Регистры и справочники для анализа валюты взаиморасчетов
 Валюты управленческого и регламентированного учета задаются в соответствующих константах. Валюта взаиморасчетов по управ-ленческому учету задается в справочнике "Договоры контраген-тов" в реквизите "Валюта взаиморасчетов". По умолчанию, в на-стройках текущего пользователя в параметре "Основная валюта взаиморасчетов" можно задать валюту, которая по умолчанию будет использоваться при записи нового договора. В самих доку-ментах выбор варианта валюты указывается в реквизите "Валю-та" в диалоговом окне "Цены и валюта". Само значение выбран-ной валюты записывается и хранится в реквизите "Валюта доку-мента", который недоступен пользователю и явно не вынесен в форму документа.
 При проведении по управленческому учету суммы взаиморасче-тов записываются в регистры "ВзаиморасчетыСКонтрагентами" и "РасчетыСКонтрагентами". В ресурс "СуммаВзаиморасчетов" записывается сумма в валюте взаиморасчетов, в ресурс "Сумма-Упр" - в валюте управленческого учета.
 Документ "Корректировка долга"
 В документах, связанных с взаиморасчетами, присутствуют рек-визиты для указания:
 • контрагента, с которым ведутся взаиморасчеты;
 • договора, по которому ведутся взаиморасчеты;
 • заказа / счета или расчетного документа, если такая детализа-
 ция указана в договоре.
 Взаиморасчеты по управленческому и бухгалтерскому учету мож-но скорректировать вручную. Для этого предназначен документ
  "Корректировка долга". В этом документе можно увеличить, уменьшить долг для контрагента, перевести долг с одного догово-ра на другой.
 Установка по умолчанию счетов расчета с контрагентами
 Для того чтобы в документах каждый раз не выбирать вручную счета расчетов с контрагентами эти счета можно определить один раз. После этого такие счета будут по умолчанию использоваться при подстановке в документы в качестве счетов расчетов с контр-агентами.
 Счет по умолчанию указывается в привязке к организации, контрагенту, договору. Причем, можно указать приоритеты выбо-ра правила подстановки. Например, если в документе установле-ны значения организации, контрагента, договора, то в списке пра-вил, определяющих выбор счета по умолчанию в первую очередь будут анализироваться правила, в которых значение организации, контрагента, договора совпадают со значениями, установленными в документе. При создании нового документа, когда не указана ни организация, ни контрагент, ни договор из списка правил будет выбрано то, в котором значения параметров организация, контр-агент, договор отсутствуют.
 Возможны следующие варианты правил указания счета расчетов по умолчанию:
 Приоритет правила Организация Контрагент Договор 1 указана указан указан 2 указана указан не указан 3 указана не указан не указан 4 не указана не указан не указан Согласно приоритетам действия правил при создании нового до-кумента, когда неизвестны данные об организации, контрагенте, договоре, будет действовать правило №4; при указании организа-ции счет выберется согласно правилу №3; после выбора контр-агента в документе сработает правило №2; после указания дого-вора - правилом"№1. Далее счет может быть изменен пользовате-лем вручную.
 Таким способом можно задать следующие счета расчетов с контр-агентами:
 • счет учета расчетов с поставщиком;
 • счет учета авансов выданных;
 • счет учета расчетов с покупателем;
 • счет учета авансов полученных;
 • счет учета расчетов с комитентом.
 В зависимости от того, какие хозяйственные операции будут оформляться документами, будут подставлять те или иные виды счетов учета расчетов с контрагентами.
 Для бухгалтерского учета информация о счетах расчетов с контр-агентами по умолчанию прописывается в регистре сведений "Контрагенты организаций". Из этого регистра при оформлении новых документов по умолчанию счета будут подставляться в реквизиты документов "Счет учета расчетов с контрагентом", "Счет учета расчетов по авансам". В документах, где требуется проведение взаиморасчетов с контрагентами по бухгалтерскому учету, эта группа реквизитов появляется при включенном флажке проведения по бухгалтерскому учету.
 Дополнительно к описанным выше условиям для каждого прави-ла выбора счетов расчета может быть указано, при каких видах расчетов это условие будет действовать. Существуют следующие варианты расчетов:
 • расчеты в иностранной валюте;
 • расчеты в условных единицах;
 • расчеты в валюте регламентированного учета.
 Выбор вида расчетов однозначно может быть определен по усло-виям договора.
 Регистры для ведения расчетов по управленческому учету
 Данные о договоре, по которому ведутся взаиморасчеты, указы-ваются в справочнике "Договоры контрагентов". Справочник подчинен справочнику "Контрагенты".
 Данные о задолженности по взаиморасчетам хранятся в двух ре-гистрах:
 • "Расчеты с контрагентами";
 • "Взаиморасчеты с контрагентами".
 Регистр "Взаиморасчеты с контрагентами" предназначен для уче-та только фактически возникающего долга. Записи в этот регистр делают только документы, фиксирующие фактические хозяйст-венные операции, например, "Поступление товаров и услуг", "Приходный кассовый ордер", "Реализация товаров и услуг" и т.д.
 Измерениями регистра являются:
 
 Измерение Назначение Договор контрагента Аналитика взаиморасчетов Сделка Аналитика взаиморасчетов По ресурсам ведется сумма взаиморасчетов в валюте договора и в валюте управленческого учета.
 Регистр "Расчеты с контрагентами" предназначен для учета не только фактического долга, но и отложенного. То есть записи в регистр делаются не только при оформлении расчетных докумен-тов, но и документов "Заказ покупателя", "Заказ поставщику", "Заявки на расходование средств" и др.
 Измерениями регистра являются:
 
 Измерение Назначение Договор контрагента Аналитика взаиморасчетов Сделка Аналитика взаиморасчетов Расчеты возврат Признак того, что взаиморасчеты ведутся по операциям возврата (де-нег или товаров) По ресурсам ведется сумма взаиморасчетов в валюте договора и в валюте управленческого учета.
 По принципу двойной записи делаются записи не только в ре-гистр "Расчеты с контрагентами", но и в регистры, отвечающие за смежные подсистемы. Например, при оформлении заказа постав-щику делается запись и в регистр "Расчеты с контрагентами" и в регистр "Заказы поставщикам".
 При оформлении заявки на оплату товара поставщику делается запись и в регистр "Расчеты с контрагентами" и в регистр "Заяв-ки на расходование средств".
 Поскольку данные по взаиморасчетам отражаются в регистрах смежных подсистем, то эти регистры содержат измерения для указания аналитики по взаиморасчетам, а именно измерения "До-говор контрагента" и аналог измерения "Сделка" (например, для регистра "Заказы поставщикам" аналогом является измерение "Заказ поставщику").
 Поэтому, для того чтобы получить итоговые данные по взаимо-расчетам, мало получить остатки по регистру "Расчеты с контр-агентами", надо еще из этих остатков вычесть остатки по регис-рам смежных подсистем.
 Пример:
 
 
 Фактические взаиморасчеты можно получить и путем анализа регистров "Расчеты с контрагентами", "Заявки на расходование средств", "Заказы поставщикам". Для этого остатки по этим трем регистрам нужно сложить.
 
 Фактические взаиморасчеты: - 100
 Сложив остатки по другим регистрам, мы получим ту же сумму: 30 - 70 + О = -100
 
 Фактические взаиморасчеты: + 70
 Сложив остатки по другим регистрам, мы получим ту же сумму: -30 + 0 + 100 = 70
 
 Глава 5. Управление запасами
 Организация складского ордерного учета
 Организация складского учета с использованием ордеров позво-ляет в разные моменты времени фиксировать в автоматизирован-ной системе движения ТМЦ в количественном измерении и от-ражение этих движений в суммовом выражении. Документы, ко-торыми оформляют движения ТМЦ по складу, называют ордера-ми на товары ("Приходный ордер на товары", "Расходный ордер на товары"). Причем, несмотря на то, что в названии документов используется термин "товары", в ордерах могут быть указаны любые материальные ценности (товары, материалы, продукция, оборудование). Документы, отражающие движения по суммовому учету {финансовые документы) - это документы, например, "По-ступление товаров и услуг", "Реализация товаров и услуг".
 Ордера на товары оформляются кладовщиками на складах. В этих документах указывается в обязательном порядке склад, на-именование товара, его количество. Не фиксируются никакие данные о сумме поступивших или списанных ТМЦ. Ордера ис-пользуются для оперативного учета перемещения ТМЦ на скла-дах в количественном выражении. Стоимостная оценка принятых или переданных ТМЦ производится только на основании финан-совых документов. При операциях поступления ТМЦ, как прави-ло, финансовые документы запаздывают, поэтому приходные ор-дера дают возможность оперативно оформить поступление ТМЦ на склад и увеличить объем доступных складских остатков в учетной системе. При реализации наоборот, как правило, сначала выписываются финансовые документы, а затем на их основании производится отгрузка со склада с оформлением расходного складского ордера.
 Использование ордерной системы не является опциональной на-стройкой всей системы. Решение об использовании ордерной сис-темы можно принимать отдельно для каждого конкретного слу-чая, то есть для одних поступлений ТМЦ можно оформлять ор-дера, другие - приходовать сразу и проводить одновременно по складскому и финансовому учету. Аналогичным образом можно поступать и при реализации ТМЦ.
 Механизм складских ордеров удобно использовать и для оформ-ления неотфактурованных поставок. В этом случае приходным ордером ТМЦ приходуются на склад, а при поступлении счета-фактуры оформляется финансовый документ учета поставок.
 При использовании ордерной системы важно учесть несколько требований, предъявляемых к такой организации документообо-рота:
 • кладовщик (или оператор по вводу ордеров) должен хорошо
 знать организацию номенклатурного справочника в системе и
 быстро находить нужные позиции;
 • в случае прихода новых ТМЦ, которые ранее не проходили по
 учетной системе, надо регламентировать ввод новых позиций
 ТМЦ в номенклатурный справочник - эти позиции должны
 либо быть введены заранее до прихода ТМЦ на склад, либо
 кладовщику должно быть разрешено заводить новые элементы
 номенклатурного справочника;
 • оформление приходных ордеров на товары должно произво-
 диться до оформления финансовых документов поступления,
 соответственно, оформление расходных ордеров на товары
 должно производиться после оформления финансовых доку-
 ментов реализации.
 Поступление ТМЦ на склад
 Существуют две основные схемы отражения поступления ТМЦ на склад.
 По первой схеме сначала кладовщиком оформляется приходный ордер на товары, при этом после проведения ордера изменяются складские остатки, далее на основании ордера формируется фи-нансовый документ поступления (например, "Поступление товаров и услуг"), при его проведении складские остатки уже не из-меняются, а изменяется лишь состояние взаиморасчетов. В этом случае в ордере можно справочно указать источник поступления: контрагент-поставщик или работник, если закупка осуществля-лась сотрудником за выданные под отчет наличные средства. Не-обязательным также является указание документов, на основании которых был оформлен приход, однако для сверки документообо-рота есть возможность указать справочно, например, номер ТТН, счета-фактуры в поле "Комментарий".
 По второй схеме приходный ордер не оформляется, поступление ТМЦ отражается только в финансовых документах ("Поступле-ние товаров и услуг", "Авансовый отчет"), соответственно при проведении таких документов изменяются и остатки ТМЦ в учетной системе и состояние взаиморасчетов.
 
 в системе финансовый учет поступивших по ордеру товаров можно отразить несколькими документами, т.е. связь ордера и финансовых учетных документов - один ко многим.
 Списание ТМЦ со склада
 При списании ТМЦ со склада также существуют две схемы.
 При списании ТМЦ со склада, прежде всего, оформляется фи-нансовый документ реализации (например, "Реализация товаров и услуг"). После проведения документа изменяются только взаиморасчеты. Далее, если в документе реализации указано, что спи-сание ТМЦ оформляется по ордеру, то оформляется расходный ордер на товары, и только после этого изменяются остатки ТМЦ в учетной системе. Если оформления ордера не требуется, то ос-татки на складах изменяются после проведения финансового до-кумента реализации.
 
 На основании одного финансового документа реализации можно оформить несколько складских расходных ордеров. Т.е. связь фи-нансового документа реализации и складских ордеров - один ко многим.
 Еще один вариант списания со склада - это возврат тех ТМЦ, которые были приняты на склад по приходному ордеру на товары и на которые так в итоге и не были оформлены документы финансового учета поступления. В этом случае такие движения никак не отражаются финансовыми документами. По одному приходному ордеру можно оформить несколько расходных ордеров. Связь приходного ордера и расходных ордеров - один ко многим. В случае если возврату подлежат ТМЦ, которые оформлены финансовыми документами поступления, то схема аналогична продаже ТМЦ с точки зрения документооборота.
 
 Система резервирования ТМЦ
 Система складского резервирования - это система организации доступа к ТМЦ на складах. Это означает, что списание зарезервированных ТМЦ возможно только при определенных условиях, например, при продаже ТМЦ под определенный заказ.
 Все ТМЦ, которые не зарезервированы, называются свободным остатком. Контроль свободного остатка и анализ зарезервированных ТМЦ выполняется при оформлении документов реализации.
 В системе различаются два вида резервирования:
 • резерв под заказ;
 • резерв по документу.
 Резерв под заказ - это количество ТМЦ, которое зарезервировано под определенный заказ. Соответственно, перемещение таких ТМЦ разрешено оформлять документами, в которых указан заказ, совпадающий с заказом, под который резервировались такие ТМЦ. Это стандартная схема резервирования. Оформление резервов под заказ можно проводить, например, документом "Поступление товаров и услуг".
 Снятие с резерва под заказ можно проводить, например, при реализации документом "Реализация товаров и услуг" или специальным документом "Резервирование товаров". Приходные ордера и расходные ордера на резервы под заказ не влияют.
 При использовании ордерной системы документооборота возникает понятие "резерв по документу". Этот механизм необходим, для того чтобы, например, между выписыванием финансового документа реализации и оформлением расходного ордера товар, отгружаемый по этим документам, не попал бы в свободный остаток и не был бы выписан другим менеджером.
 Аналогичным образом можно запретить продажу ТМЦ, которые оформлены приходным складским ордером, но на которые еще не оформлены финансовые документы поступления. Механизм резервирования по документу рассматривается в следующем параграфе.
 Резервирование по документу при поступлении ТМЦ
 При оформлении приходного ордера весь объем ТМЦ этого документа может помечаться как резерв по этому документу. То есть, несмотря на то, что общее количество товара на складе увеличилось, часть этого товара помечена как зарезервированная и не подлежащая продаже. В документе "Приходный ордер на товары" для этого есть флажок "Без права продажи". Резервировать весь объем товаров по приходному ордеру или нет, решается для каждого ордера отдельно. Пользователь может в документе явно указать, может ли этот объем быть доступен для продажи (перейти в свободный остаток) или нет.
 Далее при оформлении финансового документа поступления все зарезервированные под документ (под соответствующий приходный ордер) товары будут сняты с резерва под документ, а в случае если в финансовом документе поступления указан заказ, под который пришли ТМЦ, они будут переведены в резерв под заказ. Снятие резерва под документ будет проводиться системой автоматически по мере оформления финансовых документов поступления на основании приходных ордеров.
 Резервирование по документу при реализации ТМЦ
 При продаже товара после оформления финансового документа реализации товары снимаются с резерва под заказ, если в документе реализации указан соответствующий заказ. Далее если используется ордерная схема, то формируется резерв под документ, который может быть списан только после оформления расходного ордера. Таким образом, то количество товара, которое выписано в финансовом документе реализации, уже не может быть выписано другим менеджеров вторично. Использование расходных ордеров в системе не является обязательным. Однако если в финансовом документе пользователь указывает необходимость выписки для этой операции расходных ордеров, то резервирование под документ производится системой в обязательном порядке.
 Таким образом, понятие "свободного остатка" ТМЦ на складах сводится к следующему: свободный для продажи остаток ТМЦ на складах - это количество товаров, которое реально есть на складах, не зарезервировано под заказ, не зарезервировано под документ.
 Детализация объектов складского ордерного учета
 Учет фактических остатков на складах предприятия ведется по каждому складу с детализацией объектов учета до:
 • номенклатуры;
 • характеристики номенклатуры;
 • серии номенклатуры.

<< Пред.           стр. 4 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу