<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 При применении профиля с подпериодами в день мы фактически переходим от объемного к объемно-календарному планированию.
 Формирование уточненных планов из укрупненных
 Этот механизм является автоматизированным распределением данных укрупненного плана по более кратким периодам (по сравнению с периодом планирования в укрупненном плане) или автоматизированным уточнением объектов планирования. То есть уточнение может происходить сразу по двум направлениям:
 • увеличивается детализация по периодам;
 • увеличивается детализация по объектам планирования.
 Ограничений на последовательность применения этих способов в системе нет, последовательность и целесообразность применения этих способов полностью зависит от предметной области, от сущности объектов планирования.
 Детализация по периодам
 Распределение данных по периодам означает, что количество по каждому объекту укрупненного плана будет разнесено по периодам с применением некоторого профиля распределения. Например, данные годового плана можно разнести по месяцам и получить уже месячные планы. Говоря о существовании профиля распределения, мы имеем в виду, что распределение данных производится не обязательно равномерно. Мы можем задать профиль вручную. Задавая профиль, можно учесть, например, сезонность продаж, неравномерную загрузку производства, неритмичность снабжения. Как правило, такое разбиение периода планирования на несколько частей - это способ увеличить число контрольных точек за исполнением плана. Система позволяет провести такое разбиение автоматически по некоторому профилю, а затем результаты скорректировать вручную, например, скорректировать данные в зависимости от числа рабочих и выходных дней, пришедших на период.
 Пример. На предприятиях нередко плановые объемы продаж за месяц разбивают равномерно по рабочим дням. Это позволяет вести оперативный план-фактный анализ, отслеживать сводные итоги по опережению или по отставанию от графика. Для этого в системе необходимо создать 7 профилей распределения месяцев по дням. Причем, для рабочих дней можно указать вес, равный единице, а для выходных и праздников - нулю. Далее применить распределение плана продаж каждого месяца по соответствующему профилю.
 Применение профилей распределения имеет несколько ограничений.
 Одно из них связано с сопоставимостью периодов самого плана (периодичность плана), который собираемся распределять, и под-периодов, указанных в профиле. Ограничение состоит в том, что подпериод используемого профиля должен быть короче периодичности распределяемого плана. При этом иногда не важно, какой вид имеет период самого профиля.
 Например, возможны следующие применения профилей.
 • период профиля больше периодичности плана;
 Мы можем применить к месячному плану профиль распределения квартала по неделям. Важно, что в этом примере выполняется условие: подпериод неделя короче периодичности в месяц.
 • период профиля равен периодичности плана;
 К месячному плану можно применить профиль распределения месяца по дням.
 • период профиля меньше периодичности плана.
 К годовому плану можно применить профиль распределения квартала по месяцам и получить план по месяцам.
 Если мы хотим получить из квартального плана месячные планы, используя профиль распределения годового плана по неделям, то это относится к задаче получения уточненного плана из укрупненного и описывается в следующем разделе.
 При указании интервала для выборки плановых данных, подлежащих распределению по профилю, в системе принято правило: интервал должен быть кратным периодичности плана. Например, если периодичность сценария плана равна месяцу, то распределению подлежит интервал, кратный месяцу, например [01.03.04,
 31.12.04], [01.04.04, 31.04.04]. Некорректно будет указать интервал [12.06.04, 12.07.04].
 Распределение плановых данных будет проводиться последовательно для каждого периода, а не в сумме за все периоды рассматриваемого интервала. Например, если периодичность плана - месяц и интервал выбран в 3 месяца, то при распределении будут отдельно распределены данные 1, 2, 3 месяца, а не их общая сумма.
 Необходимо согласовать интервал плановых данных, которые подлежат распределению, периодичность планов и период применяемого профиля.
 В зависимости от разных комбинаций, возможно многократное применение процедуры распределения по профилю разных частей выбранного интервала.
 Пример. Планирование ведется с периодичностью в квартал. Для плановых данных делаем выборку за период с 01.07 по 31.12. Эти данные необходимо распределить согласно профилю распределения годовых оборотов по месяцам. Итого мы должны получить планы для шести месяцев. Весь выбранный интервал плановых данных укладывается в один год, поэтому распределение по профилю возможно за одну итерацию.
 Пример. Планирование ведется с периодичностью в квартал. Для плановых данных делаем выборку за период с 01.10 по 31.03. Эти данные необходимо распределить согласно профилю распределения годовых оборотов по месяцам. Итого мы должны получить планы для шести месяцев. Весь выбранный интервал плановых данных НЕ укладывается в один год, поэтому распределение по профилю возможно за две итерации.
 Итак, нами корректно выбран профиль распределения, задан интервал дат для распределения. Теперь для интервала надо определить, как подпериоды профиля согласуются с реальными датами из интервала. Ведь сам профиль задается в относительной шкале времени без привязки к календарю, а интервал - в абсолютной. Нужно определить, для какого интервала календарных дат действует тот или иной подпериод из профиля и, соответственно, для какого интервала календарных дат какой вес указать в качестве базы распределения.
 Чтобы перевести профиль из относительной шкалы в абсолютную действуют следующие правила.
 a) Если периодом профиля является год, а подпериодами -
 кварталы или месяцы или дни, то началу первого периода
 соответствует всегда дата 01 января.
 b) Если периодом профиля является квартал, а подпериода
 ми - месяцы или дни, то началу первого периода соответ
 ствует всегда первое число месяца - начало квартала (1
 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября). В зависимости от то
 го, к какому кварталу относится интервал распределяемых
 данных, выбирается соответствующая дата начала периода
 профиля.
 c) Если периодом профиля является месяц, а подпериода
 ми - дни, то началу первого периода соответствует всегда
 первое число месяца. В зависимости от того, к какому ме
 сяцу относится интервал распределяемых данных, выбира
 ется соответствующая дата начала периода профиля.
 Если подпериодом профиля является неделя, то началу первого периода соответствует начало распределяемого периода. Например, если применяется профиль распределения месяца по неделям, но начало первого периода в профиле будет соответствовать дата начала месяца. Отсюда следует, что первая неделя, которая соответствует первому периоду в профиле распределения, может быть либо полной неделей (когда начало месяца является понедельником), либо неполной. То есть профиль распределения месяца по неделям может содержать до 6 периодов (4 полных недели и 2 неполных). Для неполных недель действует правило: вес подпериода профиля корректируется на число дней неполной недели.
 
 Поэтому в описании профиля распределения месяца по неделям имеет смысл задавать 6 подпериодов, так как в месяце могут быть 2 неполные недели.
 Аналогичным образом задается профиль распределения года по неделям и кварталов по неделям. Началу первого подпериода в таких профилях будет соответствовать либо начало года, либо начало квартала.
 Для неполных недель вес корректируется на число дней, входящих в неполную неделю. Для нашего примера вес первой полной недели равен 6, в первую неполную неделю входит 2 дня, значит вес для первой неполной недели вычисляется как 6*2/7=1,71. Аналогично для последней неполной недели 3*1/7 = 0,43.
 Это правило коррекции действует даже в случае, когда вес распределения задан для каждой недели года. Например, нам нужно распределить месячные планы, используя профиль распределения квартала по неделям. В этом случае для каждой недели года будет указан свой вес. Однако для недель, попадающих на стык двух месяцев, вес будет вычисляться по правилу корректировок весов для неполных недель. Для нашего примера вес первой неполной недели марта будет равен не 8, а вычислен как 8*2/7=2,86.
 
 Если для какого-либо профиля задано количество подпериодов меньше, чем следует, то веса незаданных подпериодов считаются равными нулю. Такое возможно, например, если в профиле распределения недели по дням задано не 7 подпериодов, а 5. Это означает, что для последних двух подпериодов значение весов равно нулю.
 
 Такая же ситуация возникает, когда профиль распределения месяца по дням задан не для 31, а для 30 подпериодов (дней). При применении такого профиля веса для 31 чисел будут равны нулю.
 Наложение профиля на абсолютную шкалу времени происходит последовательно для каждого периода, входящего в профиль, до тех пор, пока не будет распланирован весь интервал данных. Это приводит к тому, что теоретически можно указывать и больше подпериодов, но календарные даты будут указаны только для тех, которые имеют смысл. Например, если периодичность данных для планирования - месяц, и для этого интервала мы используем профиль распределения "месяц по неделям", указав 8 периодов в профиле, то, последовательно определяя календарные даты для подпериодов, мы дойдем, например, до 5 подпериода, определив для него конечную дату 29 число месяца. Следующая неделя будет неполной и для ее определения возьмется вес следующего (шестого) периода скорректированный на количество дней в неполной неделе. А далее для нового месяца итерация повторится -сначала определим дату первого подпериода, потом второго и так далее. Подпериоды, начиная с 7, окажутся в профиле невостребованными в механизмах планирования.
 Итак, для распределения данных планирования по профилю распределения необходимо выполнить действия:
 • определить корректность выбранного интервала плановых дан
 ных. Интервал должен быть кратным периодичности плана.
 • выбрать корректный профиль распределения. Периодичность
 плана должна быть больше подпериодов выбранного профиля.
 • весь интервал выборки плановых данных делится на интерва
 лы равные периодичности плана и распределению подлежат
 данные каждого интервала.
 • для каждого интервала применяется распределение по профи
 лю согласно правилам распределения. Сначала для подперио
 дов профиля определяются календарные даты начала и конца
 подпериода, далее для этих периодов определяются веса. Веса
 задают базу распределения плановых данных.
 Детализация по объектам планирования
 Детализация по объектам планирования заключается в распределении плановых оборотов номенклатурной группы по входящим в эту группу объектам номенклатуры. Поскольку для каждой номенклатуры возможен единственный вариант принадлежности этой номенклатуры группе, то и вес вхождения может быть определен один раз. То есть для этого варианта детализации мы не можем задать разные профили распределения оборотов, этот профиль - единственный. История изменения весов вхождения номенклатуры в группу в системе не хранится.
 Согласно этому профилю, будут распределяться и количественные и суммовые плановые обороты группы. Заметим, что для системы не важно, в каких единицах измерения ведется количественный учет номенклатуры, входящей в одну группу.
 Веса задаются для каждого объекта вручную и служат базой распределения оборотов. Автоматизированный способ заполнения веса, например, на основе статистики, в системе не предусмотрен. Если вес не указан, он принимается равным нулю.
 Уточненные планы ведутся в разрезе номенклатуры и характеристик номенклатуры. После формирования уточненного плана значения характеристик номенклатуры останутся пустыми. Для корректного оформления плана значения этих характеристик необходимо будет внести вручную.
 Формирование уточненных планов по данным других подсистем
 Данные для формирования уточненных планов могут формироваться по данным подсистемы заказов. Таким способом данные о заказах, сделанных поставщикам, могут составить основу для формирования плана закупок, а заказы покупателей - для плана продаж.
 Подбор заказов пользователь производит вручную, ориентируясь, например, на дату отгрузки в заказах покупателей или на дату поступления в заказах поставщикам. Системой в этом случае будут автоматически складываться обороты по включенным заказам. При этом ссылка на заказы в самих планах не хранится.
 Для формирования укрупненных планов с детализацией по номенклатурным группам, заказы поставщикам и заказы покупателей не могут использоваться. Если это все же необходимо, то формирование такого плана возможно за две итерации:
 • формирование уточненного плана по данным заказов;
 • формирование укрупненного плана из уточненного, являюще
 гося результатом предыдущей итерации.
 Формирование укрупненных планов из уточненных
 Этот механизм является автоматизированным объединением данных из уточненных планов. Причем укрупнение плана может проводиться как путем увеличения периода планирования так и укрупнением категорий планирования.
 То есть укрупнение может происходить сразу по двум направлениям:
 • уменьшением детализации по объектам планирования.
 • уменьшение детализации по периодам планирования;
 Ограничений на последовательность применения этих способов в системе нет, последовательность и целесообразность применения этих способов полностью зависят от предметной области, от сущности объектов планирования.
 Сложение оборотов планов можно проводить независимо от того, какие сценарии или какие периодичности имеют планы. Итоговому плану мы можем присвоить новый сценарий, отличающийся от сценариев первоначальных планов, указать любую периодичность.
 Важно! Если первоначальные данные в планах были указаны с точностью до номенклатуры, то и итоговый план сформирован с точностью до номенклатуры. Проблемой может стать только агрегирование планов с периодичностью неделя для формирования месячного, квартального или годового планов. Связана проблема с неоднозначным отнесением данных недели, попадающей на стык месяцев или кварталов. В этом случае плановые данные по этой неделе разносятся по разным месяцам пропорционально количеству дней этой недели относящимся к разным месяцам.
 Пример. Мы определили, что периодичность конечного плана должна быть месяц. В этот план должны входить данные некоторого-плана, периодичность которого неделя. Пятая неделя этого плана приходит на период [30 марта, 05 апреля]. Количество некоторой номенклатуры для этого периода 70 штук. При формировании месячного плана надо это количество распределить между периодом марта и апреля. Соответственно в мартовский план попадет 70*2/7=20 штук, а в апрельский 70*5/7=50 штук.
 
 Укрупнение плана возможно и без увеличения периодичности.
 Можно сложить планы нескольких сценариев за один период. Например, если для каждого менеджера задан план продаж на один и тот же период, но по разным сценариям, то можно получить общий план продаж сложением оборотов из планов каждого менеджера.
 Уменьшение детализации по объектам планирования означает переход от планов с детализацией по номенклатуре к планам с детализацией по номенклатурным группам. Такое укрупнение происходит фактически сложением оборотов номенклатуры в разрезе своих групп. Условием корректной операции будет тот факт, что все номенклатурные позиции в рамках одной группы имеют одну единицу измерения. Иначе может произойти сложение количества в штуках с количеством в метрах.
 Формирование планов производства из планов продаж
 Планы продаж являются основой для построения плана производства. Один из принципов планирования, заложенных в системе, - возможность планирования объемов материальных запасов достаточных не только для обеспечения производственной программы, но и для поддержания необходимого уровня складских материальных запасов. Аналогично объемы производства могут быть спланированы исходя не только из данных заказов покупателей, но и из минимальных складских запасов продукции. Таким образом, производство должно не только покрыть потребности заказов покупателей, но и наработать определенный запас на конец планируемого периода. За счет хранения этих данных при планировании может быть учтено, что за период возможны изменения уровня запасов и план производства не равен плану продаж.
 В системе существует возможность указывать планируемые остатки запасов на каждый день.
 Оценки уровней изменений остатков могут различаться для разных сценариев. При формировании планов производства из планов продаж возможно указание сценария плана изменения остатков, отличного как от сценария продаж, так и от сценария производства. Плановые остатки указываются в разрезе номенклатуры и характеристик. Причем планированию подлежат данные как по количеству, так и по суммам и по сумме НДС.
 Ограничением системы является формирование уточненного плана производства только на основе уточненного плана продаж. То есть планы производства формируются из планов продаж без преобразования объектов планирования. Из уточненного плана производства в дальнейшем можно получить укрупненный план, однако нельзя получить укрупненный план производства на основании укрупненного плана продаж.
 
 В общем случае, механизм формирования плана производства заключается в получении оборотов по плану продаж, увеличенных на планируемый размер остатков на конец периода и уменьшенных на планируемый размер остатков на начало периода.
 
 Формирование плана производства по такой схеме может выполняться с использованием дополнительных механизмов - таких как:
 • изменение первоначальных данных продаж на поправочный
 коэффициент;
 Это может быть использовано, в случае если необходимо оценить план производства по данным текущего плана продаж с учетом того, что в планируемом месяце ожидается увеличение продаж на 10%.
 • замена значений, например, замена значений сценариев;
 • смена периодичности.
 В общем случае можно получать план производства с периодичностью, отличающейся от периодичности плана продаж и выбранной периодичности получения планируемых остатков.
 Поправка данных на коэффициент и замена значений производится до этапа преобразования данных плана продаж в план производства.
 Для построения плана производства на основании плана продаж необходимо выполнить следующие действия.
 Выбрать периодичность получения остатков и периодичность плана производства, который необходимо построить.
 В общем случае, эти периоды могут не совпадать: периодичность остатков может быть больше или меньше периодичности конечного плана производства. Периодичность остатков фактически задает точность планирования, гарантируя наличие определенного уровня запасов в контрольных точках. Периодичность остатков также не связана с периодичностью исходных планов продаж.
 Несовпадение периодичностей приводит к двухэтапному методу получения плана производства:
 • на первом этапе синхронизируются периодичности пла
 на продаж и выбора остатков, план продаж корректиру
 ется на размер плановых остатков;
 • на втором этапе план продаж приводится к нужной пе
 риодичности.
 На следующем примере показано графически получение плана производства из планов продаж. Исходно имеем два плана продаж с разной периодичностью - месяц и квартал. На основе этих планов необходимо получить квартальные планы производства.
 
 Периодичность выбора остатков - месяц. Соответственно, исходные планы продаж нужно привести к периодичности выбора остатков. Для этого пользователь должен выбрать профиль распределения для каждого плана продаж с подпериодом, равным периодичности получения остатков. Если периодичность выбора остатков больше, чем периодичность плана продаж, то используется не профиль распределения, а агрегирование данных продаж. Если профиль распределения пользователем не выбран, но системой производится равномерное распределение данных.
 Важно заметить, что помимо распределения данных продаж: по профилю распределения, можно применять распределения укрупненного плана продаж по номенклатуре. В этом случае сначала применяется профиль распределения по периодам, а затем распределение номенклатурных групп по объектам номенклатуры.
 
 Далее показано, как меняются плановые остатки и, соответственно, на какие величины нужно будет увеличить или уменьшить планы продаж.
 
 Корректируем планы продаж на величину изменения плановых остатков. Фактически, для каждого подпериода к данным плана продаж добавляем значение планового остатка на конец подпериода и вычитаем значение на начало подпериода.
 
 Осталось для каждого скорректированного плана продаж привести его к заданной периодичности в квартал. Поскольку периодичность конечного плана производства в этом примере больше, чем периодичность получения остатков, то будет проводиться не распределение по профилю, а агрегирование данных.
 
 Оценка по ключевым ресурсам
 Для быстрой оценки исполнимости планов может анализироваться объем потребления ключевых ресурсов, необходимых для выполнения данного плана. Состав таких ключевых ресурсов определяется пользователем (транспорт, время работы ключевого оборудования, выбросы в атмосферу и т.д.) и для каждой плановой позиции может быть определен объем потребления одного или нескольких таких ключевых ресурсов. Например, если для отгрузок 1 тонны продукции заданного наименования необходима 1 транспортная единица, то после формирования плана продаж можно рассчитать, какое количество транспортных единиц понадобиться для реализации продукции. Если в случае нехватки транспорта мы должны будем уменьшать план продаж, то такой ресурс как транспорт будет считаться ключевым. Размер каждого ключевого ресурса пользователь определяет самостоятельно. Ключевые ресурсы на учет никак не влияют, по ним лишь определяется возможность исполнимости созданного плана.
 К рассмотрению в качестве ключевых ресурсов обычно принимаются либо наиболее дефицитные ресурсы, либо ресурсы, которые описывают некоторое ограничение.
 Объем необходимых ключевых ресурсов может быть рассчитан для любого сценария плана, а затем необходимые объемы могут быть сопоставлены с графиком доступности этих ресурсов. Если их окажется недостаточно, то можно предполагать неисполнимость плана.
 Оценку по ключевым ресурсам можно проводить для всех видов планов: продаж, производства, закупок.
 Потребность в ключевых ресурсах устанавливается в привязке к объектам номенклатуры и носит постоянный характер. Поскольку планирование может вестись как в натуральных показателях, так и в суммовых, для каждого вида ресурса следует определить: к какому типу оценки (количественному или суммовому) планируемого объекта будет относиться значение ресурса. Например, потребление какого-либо ресурса может задаваться в рублях на один рубль продаж некоторой номенклатуры.
 Важно! Тип базы для каждого ресурса жестко закреплен, то есть нельзя указать объем использования ресурса на количество одной номенклатуры и объем того же ресурса на сумму другой номенклатуры. Кроме типа базы, указывается, на какой объем номенклатуры задается ресурс. Например, можно указать, что работа станка, необходимая для изготовления 50 деталей, равна 1 часу. То есть необходимый объем ресурса мы задаем в привязке не на единицу номенклатуры, а на некоторый ее объем (50 штук).
 Пример. При продаже каждых 10 штук некоторой продукции необходимо 4 упаковочных набора. И на рубль стоимости продаж приходится 0,04 руб. затрат на рекламу. Необходимо определить: какие затраты должны быть на рекламу и сколько необходимо упаковок для реализации плана продаж в 1000 штук по цене 20 руб. за штуку. Получаем, что для такой программы необходимо 100 упаковок, а затраты на рекламу должны быть не менее 800
 руб.
 Доступность ресурса может быть изменена в любой день, однако при анализе доступности ресурса данные о том, какое количество ресурса доступно на период планирования, будут браться на конец периода. Например, если планирование имеет периодичность в месяц, то данные по доступности ресурса будут считаться актуальными на конец каждого месяца, несмотря на то, что изменение могло проходить и в течение месяца. Потребление ресурса указывается в привязке к некоторому периоду. Период задает время, на которое распространяется условие доступности ресурса, например, количество килограмм выбросов в атмосферу за месяц, количество станков в неделю и т.д. Вид периодичности ресурса является настройкой всей системы и един для всех ресурсов, поэтому при оценке доступности ресурсов следует выбирать периоды планирования, кратные периодам действия ресурсов.
 Итак, для того чтобы проанализировать доступность некоторого ресурса, необходимо:
 • получить объем ресурса, необходимый для выполнения плана,
 для каждого периода плана;
 • на конец каждого периода плана получить данные о доступно
 сти ресурса. Считаем, что эти данные актуальны и применимы
 ко всему периоду;
 • сопоставить данные о необходимом объеме с данными о дос
 тупности ресурса для каждого периода планирования.
 
 На рисунке заштрихованные области соответствуют периодам, когда количество доступного ресурса меньше необходимого объема для выполнения плана (4 и 5 периоды плана).
 Фиксация сценариев-периодов
 Сценарность планирования позволяет нам помимо окончательных утвержденных планов формировать и записывать в систему проекты планов. Эти проекты планов могут иметь несколько итераций согласований и уточнений. Иногда появляется необходимость в запрете редактирования некоторого плана от изменений. В системе можно зафиксировать любой план любого сценария. Пользователем указывается дата границы фиксации, блокируется изменение данных, относящихся к периодам ранее этой даты.
 
 Основные объекты подсистемы в конфигурации
 Объекты конфигурации для формирования планов продаж, производства, закупок
 Основные параметры планов и их применение определяются сценариями. Данные планов могут быть уточнены до подразделений, проектов и дополнительных свойств документов планирования. Кроме того, сценарии определяют периодичность связанных с ними данных планирования. Перечень сценариев планирования фиксируется в справочнике "Сценарии". Для формирования планов продаж, производства, закупок в справочнике необходимо определить следующие реквизиты:
 • "Детализация планирования" - указывается, будут ли в плане
 указываться объекты номенклатуры или план будет укрупнен
 ным с точностью только до номенклатурных групп;
 • "Периодичность" - периодичность планирования (год, квартал
 и т.д.);
 • "Учет по суммам" - признак того, что план будет формиро
 ваться в суммовом выражении, причем плановые суммы будут
 устанавливаться пользователем;
 • "Учет по количеству" - признак того, что количество будет
 указываться в плане, то есть будет планируемым показателем.
 Объектами планирования выступают плановые объемы продаж, производства и закупок номенклатуры или номенклатурных групп. Основная задача - ввод, хранение, корректировка и формирование плановых данных.
 Все операции, описанные в данном разделе, равно применимы к планированию продаж, производства и закупок. Различается только вид документа, которым производится оформление -"Планирование продаж", "Планирование производства" или "Планирование закупок".
 Дальнейшее описание производится для планирования продаж.
 Укрупненное и уточненное планирование продаж (производства, закупок)
 Вид плана, уточненный или укрупненный, определяется настройками сценария (реквизит "Детализация планирования" справочника "Сценарии"). Перечень номенклатурных групп ведется в справочнике "Номенклатурные группы". Привязка объектов номенклатуры к номенклатурным группам может быть установлена как в форме номенклатурной группы, так и в форме номенклатуры (реквизит "Номенклатурная группа" на закладке "Дополнительно" справочника "Номенклатура"). В форме справочника "Номенклатурные группы" для номенклатуры, входящей в группу, устанавливается вес вхождения в группу. Этот вес будет использоваться, например, при распределении планового параметра, относящегося к номенклатурной группе, среди номенклатуры группы.
 Укрупненное планирование производится вводом документов по укрупненным планам, уточненное - по уточненным планам.
 В общем случае первоначально вносятся данные укрупненного планирования (по укрупненному сценарию), затем на их основе формируются данные уточненного планирования. Для этого используется два сценария и должны быть настроены вхождения номенклатуры в номенклатурные группы.
 Кроме этого, вполне допустимо заполнение сразу данных уточненного планирования - как "с нуля", так и по данным, уже присутствующим в системе.
 Ввод данных. Формирование документов
 Плановые данные продаж вносятся в систему документом "Планирование продаж" ("Планирование производства" или "Планирование закупок"). В документе обязательно указываются сценарий планирования (определяет ключевые параметры документа и вводимых данных) и дата планирования (начальная дата периода, на который вводятся данные).
 В документе также устанавливаются валюта документа, тип цен, флаги включения налогов - используются при заполнении документа.
 Документ может быть заполнен по нескольким стратегиям заполнения, которые устанавливаются в форме заполнения соответствующими реквизитами:
 • "Учитывать объем продаж за период в размере (%)" - позво
 ляет заполнить план продаж данными по фактическому объе
 му продаж продукции за период. То есть за определенный пе
 риод будет выбран объем фактически проданных ценностей и
 от этого объема будет взят определенный процент. Если в пла
 не продаж используется сценарий с периодичностью планиро
 вания по номенклатурным группам, то данные выборки будут
 свернуты по номенклатурным группам, согласно вхождению
 номенклатуры в группу;
 • "Учитывать планы продаж за период (%) в размере" - позво
 ляет заполнить план продаж по данным других планов продаж
 с заданным сценарием;
 • "Учитывать заказы покупателей за период в размере (%)" - в
 план продаж попадут данные из заказов покупателей за пери
 од, причем будут учтены только те заказы покупателей, у ко
 торых плановая дата отгрузки будет находиться внутри перио
 да планирования;
 • "Учитывать текущие складские остатки" - данные для плана
 продаж будут браться из существующих складских запасов.
 Возможно указание сразу нескольких стратегий, при этом данные плана продаж будут суммой результатов, полученных по каждой стратегии расчета.
 При заполнении плана продаж отдельно могут быть указаны стратегии выбора цены. Заполнение плана продаж может быть выполнено по указанным типам цен компании или контрагентов с наложением дополнительных отборов.
 Контроль исполнимости планов
 Для быстрого контроля исполнимости планов используется отчет "Проверка достаточности ключевых ресурсов". В отчете указывается вид планирования и проверяемый сценарий, по его данным можно определить дефицит ключевых ресурсов. Для работы отчета требуется предварительно заполнение данных по потреблению ресурсов и по их объемам доступности. Перечень ключевых ресурсов устанавливается в справочнике "Ключевые ресурсы предприятия". Значения ключевых ресурсов по которым будет определяться исполнимость плана указывается в регистре сведений "Потребность в ключевых ресурсах предприятия". Значение каждого ресурса указывается для каждого вида плана. То есть в этом регистре храниться сам перечень ключевых значений с данными о том, сколько такого ресурса достаточно для выполнения плана. Фактическое наличие ресурсов на предприятии на конкретную дату устанавливается в регистре сведений "Доступность ключевых ресурсов предприятия".
 Копирование планов
 Для формирования новых плановых данных на основании существующих данных планов или факта используется обработка "Копирование планов". В данной обработке осуществляется перенос данных между различными сценариями с соответствующими преобразованиями. Результатом ее работы является пакет документов планирования, содержащих сформированные данные.
 Переход к уточненному планированию
 Для перехода от укрупненных плановых данных к уточненным планам в качестве источника данных указывается укрупненный сценарий и дополнительные фильтры при необходимости, в качестве получателя - конечный уточненный план (уточненный сценарий). При этом если для конечного плана указаны интервалы дат, проект или подразделение, отличное от аналогичных данных начального плана - будет произведена замена. При переходе от укрупненного сценария к уточненному сценарию будет произведено распределение оборотов номенклатурных групп по номенклатуре. Если периодичность исходного и конечного планов различаются, то дополнительно производится распределение по периодам.
 Сформированные документы следует при необходимости проверить, скорректировать и провести. Их проведение формирует данные уточненного плана.
 Возможен также и обратный процесс - переход от уточненных планов к укрупненным. В этом случае исходным будет уточненный сценарий, а конечным - укрупненный.
 Профили распределения, которые используются для формирования уточненных планов указываются в справочнике "Профили распределения по периодам".
 Переход к уточненному планированию может быть осуществлен с помощью обработки "Копирование планов".
 Перенос данных между планами разных типов
 В обработке "Копирование планов" виды исходного и конечного планов могут различаться. Это дает возможность переносить данные между планами различного назначения.
 Например, для формирования плана производства по данным плана продаж следует для исходного плана указать вид плана "Продажи", а для конечного - "Производство".
 При формировании плана производства из плана продаж могут быть учтены плановые остатки продукции на складах. Такие остатки устанавливаются в регистре сведений "Плановые остатки товаров".
 Проверка данных планов
 Для проверки данных используются отчеты "План продаж", "План производства", "План закупок".
 План-фактный анализ
 Для проведения план-фактного анализа используются отчеты "План-фактный анализ продаж", "План-фактный анализ производства", "План-фактный анализ закупок".
 
 Глава 16. Посменное планирование
 Назначение
 Подсистема предназначена для формирования посменных графиков работ и нарядов, проведения оценки их исполнимости.
 Отличия плана производства по сменам от уточненного плана производства:
 • Уточненный план производства определяет общую потреб
 ность в производстве готовой продукции, необходимой для
 удовлетворения спроса. Объектами планирования являются
 изделия именно готовой продукции, той продукции, которая
 будет продаваться. В плане производства по сменам объектами
 планирования являются изделия независимого спроса. Это те
 объекты, для которых надо оценить возможность их изготов
 ления с точки зрения наличия достаточного количества произ
 водственных ресурсов. Например, готовой продукцией, соглас
 но ассортименту продаж, могут быть кружки с разными ри
 сунками. Стратегия продаж кружек такова, что на складе под
 держивается некоторый запас кружек без рисунков, а рисунки
 наносятся в последний момент по мере определения спроса на
 нужные рисунки. Поэтому объем производства кружек с целью
 оценки прохождения по ресурсам может анализироваться без
 относительно к видам рисунков. То есть в уточненном плане
 производства будут указаны кружки конкретного ассортимен
 та, а в плане производства по сменам кружки безотносительно
 ассортимента, полуфабрикаты с точки зрения переделов про
 изводства.
 • Уточненный план производства может не иметь привязки к
 заказам. В плане производства по сменам данные хранятся с
 указанием предназначения - по конкретному заказу, без учета
 заказа.
 • План производства формируется на период планирования,
 длительность которого жестко задана периодичностью плани
 рования (неделя, месяц, квартал, год). В плане производства
 по сменам пользователь задает дату конца периода планирова
 ния, исходя из крайнего срока планирования выпуска, то есть
 календарной даты, к которой должна быть готова продукция.
 Дата начала периода также задается пользователем исходя из
 того, что весь технологический процесс должен начаться не
 раньше определенной даты. То есть величина общего периода
 планирования жестко не задана и определяется пользователем.
 Например, план производства задан на март [01 марта, 31 мар
 та]. Это означает, что за этот период должна изготовиться и
 появиться на складах готовая продукция, определенная в пла
 не. Для проверки выполнимости плана мы считаем, что вы
 полнение этого плана надо начать не 01 марта, а 27 февраля;
 31 марта исключаем из рассмотрения, так как 31 марта нужно
 уже иметь всю продукцию. Поэтому период плана производст
 ва по сменам будет [27 февраля, 30 марта]. В плане производ
 ства по сменам весь единый выпуск по плану за период рас
 кладывается на несколько выпусков в определенные даты.
 • Планы производства имеют сценарии планирования, план
 производства по сменам не имеет сценариев.
 • Данные производственного плана содержат информацию толь
 ко о готовой продукции, для плана производства по сменам
 проводится разузлование и в дальнейшем оценка производится
 не только для изделий независимого, но и для изделий зави
 симого спроса.
 Понятие смены
 Все время в течение суток, которое доступно для планирования с точки зрения загрузки оборудования и работников, можно разделить на смены. Каждая смена характеризуется часами работы, интервалы времени задаются с точностью до минуты. Например, если как такового сменного графика нет, рабочий день начинается в 8-00 утра и заканчивается в 17-00 с перерывом на обед с 13-00 до 14-00, тогда смена задается одна с доступным рабочим временем с 8-00 до 13-00 и с 14-00 до 17-00.
 Важно! При указании периода если время начала периода меньше времени окончания, то этот период принадлежит одним суткам (не пересекает полночь), если же время начала периода больше или равно времени окончания, то этот период располагается в двух сутках (пересекает полночь). Согласно этому правилу, период со временем начала "22-00" и окончания "06-00" будет расшифровываться как период ночной смены, начинающийся в 22 часа одних суток, и заканчивающийся в 06 утра следующего дня.
 Определение объектов сменного планирования
 Прежде чем начать планирование по сменам, нужно определиться с тремя вещами:
 • определить, какой объем изделий независимого спроса требует
 планирования производства;
 • определить даты, к которым этот объем должен быть изготов
 лен;
 • определить календарный период, доступный для планирова
 ния.
 Для оценки того, какой объем изделий требует сменного планирования, нам доступны два источника информации в системе:
 • уточненные планы производства;
 • заказы покупателей.
 Вначале пользователь вручную указывает план производства, номенклатуру и объем, требующий планирования. В набранном списке объемов продукции хранятся все ссылки на сценарий, проект, подразделение. Объекты планирования задаются с точностью до характеристики.
 
 Номенклатура Характеристика Объем Период плана Период, плана Номенклатура1 Цвет=синий 50 [01.03, 31.03] месяц Номенклатур" 1 Цвет-красный 90 [03.03, 16.03] неделя Номенклатура 2 Цвет=зеленый 20 [10.03, 16.03] неделя Минимальный период выборки данных из уточненных планов производств определяется периодичностью этих планов.
 
 Далее для каждой записи этого списка производится распределение объемов производства по дням, составляющим выбранный период плана. Дата выпуска, указанная в плане будет соответствовать дате, к которой указанный объем продукции должен быть выпущен.
 Чтобы распределить объем изделий по дням, можно воспользоваться либо равномерным распределением по дням в интервале планирования, либо отнести все на последний день. Равномерное распределение удобно использовать для планов с большим числом заказов, а для производства с небольшим числом заказов использовать метод ALAP(As Last As Possible - как можно позже). Указание даты для объемов изделий означает, что к концу последней смены заданной даты должен быть в наличии весь объем запланированной на этот день продукции. В дальнейшем при распределении производственных ресурсов, необходимых для изготовления этого объема изделий, может оказаться, что их не хватает, для того чтобы изготовить этот объем в последний день, и система предложит распределить объем производства изделий на несколько дней.
 При равномерном распределении за базу распределения берется количество дней в интервале планирования. Выпуски назначаются равномерно на каждый день. Распределение объемов запланированного производства можно проводить не на весь период выборки, а на часть периода. В примере такое распределение можно было бы проводить не на всю неделю, а на часть, например, с 11.03 по 14.03. Период распределения объемов производства можно задавать вручную.
 Помимо данных из уточненных планов производства при сменном планировании можно ориентироваться на заказы покупателей. В отличие от уточненных планов производства, заказы имеют точную информацию о том, к какой календарной дате заказ должен быть исполнен и не имеют точной даты начала изготовления этого заказа. При этом может оказаться, что выпуск следует произвести заблаговременно, а не впритык к дате отгрузки по заказу. Поэтому при задании интервала планирования начало интервала планирования указываем вручную, а конец интервала мы берем из данных заказа. Для определения объемов производства заказа в привязке к календарным датам мы также можем воспользоваться либо равномерным распределением объемов согласно интервалу планирования, либо отнести весь объем заказа на последнюю дату выпуска в периоде планирования.
 Если при планировании одновременно используются данные и уточненных планов производства, и данные заказов, то распределению подлежит сумма данных из планов и заказов.
 Понятия рабочего центра, технологической операции, технологической карты производства
 Для производства каждого изделия в системе задается спецификация его изготовления. С технологической точки зрения, весь процесс производства представляет собой последовательность технологических операций, которые необходимы для производства изделия. Технологическая операция имеет свой временной
 норматив продолжительности. Последовательность и связи технологических операций для изготовления изделия описывается в маршрутной карте.
 Поскольку технология производства изделий может со временем меняться, то использование той или иной технологической карты зависит от времени ее использования. Для одной спецификации изготовления может задаваться несколько технологических карт.
 Задание новой технологической карты имеет смысл если:
 • изменилось время выполнения некоторой операции;

<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу