<< Пред.           стр. 13 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  Опора на собственные силы. Когда директор "Хлебного дома" Валерий Федоренко понял, что ему необходима реконструкция печей, он начал с бизнес-плана. Но где искать деньги? В банке взять сложно, да и проценты высокие. "Все время думали, где эти деньги взять, как их правильно использовать, как уменьшить издержки. Тогда мы сами научились крутиться. Деньги нужно поставить к деньгам - собственным, тогда они появляются".
  Правило "деньги к деньгам" работает железно. И "успешные" в отличие от других очень быстро поняли: если нужны деньги, то последнее из того, что нужно делать, - это искать инвестора. Потому что никто никогда не даст деньги тому, у кого дела идут плохо. Отсюда - поиск внутренних ресурсов и резервов.
  Когда в 1992 г. кардинально изменилась система расчетов, "Русские самоцветы" оказались между двух огней. Поставщики металла требовали предоплаты, а торговля брала товары только на реализацию. То есть возникла ситуация, когда, по выражению Александра Горыни, "нет протока капитала, некуда ему течь". Можно было во всем винить Гайдара. А "Самоцветы", дав торговле небольшую отсрочку - иначе было невозможно, - стали думать, как и откуда взять металл. Носились по всей России, добрались до Магадана и Читы, начали использовать отходы, пытались организовать скупку золота у населения, запустили встречный обмен металла на продукцию, сделали все что можно.
  Превращение обстоятельств в возможности. Это, пожалуй, наиболее характерная черта успешных менеджеров.
  "Мы в Петербурге живем, ближе к Европе" - это обстоятельство, географическое, считают сильной стороной своего предприятия и на полную катушку используют менеджеры судостроительной фирмы "Алмаз". Потому что в Петербурге бывают сотни специалистов-судостроителей со всего мира, каждый из которых при желании может, с одной стороны, стать источником ценнейших сведений о том, что происходит в мире, каковы тенденции в мировом судостроении, а с другой - носителем информации о потенциале и возможностях "Алмаза".
  Ориентация на конкретные действия. Как выясняется, ничего такого, что не могут придумать другое, успешные менеджеры не делают.
  "Если вам будут говорить, что все просто, - верьте. Это действительно просто", - посоветовали на ФОСП, когда мы стали выпытывать у них нечто из области гениальных стратегий. Но есть одно принципиальное отличие: они ориентированы на конкретные действия.
  "Я почувствовал, что это дело очень интересное, и мы срочно купили лицензию на производство сухих заквасок", - объяснил руководитель "Хлебного дома". Теперь эти закваски покупают малые пекарни по всей стране.
  Если "успешные" приходят к выводу, что то или иное решение способствует - или мешает - движению в выбранном направлении, это осознание немедленно превращается в план конкретных действий и начинается реализация этого плана. Когда на ЗТЛ поняли, что надо увольнять людей, - этот план начал реализовываться, как бы тяжело это не было с любой точки зрения. "Весь вопрос в осознании, что это действительно необходимо. Вот и вся проблема", - говорит Валерий Чернышев. "Осознал - действуй" - вот девиз "успешных".
  Концентрация на главном. Понимая, что есть вещи, от которых в наибольшей степени зависит будущее организации, "успешные" научились концентрировать имевшиеся ресурсы на решении проблемы, которую в данный момент они считают приоритетом номер один.
  Если директор ЗТЛ считает, что сейчас самое главное - выполнение экспортного заказа, поскольку мировой рынок турбинных лопаток элитный и прорваться на него очень сложно, он лично отслеживает и контролирует все, что с этим связано. "Я каждую телеграмму за рубеж, - а их десятки еженедельно проходит, - все время сам проверяю. Чтобы, не дай Бог, кто-нибудь не обронил дурацкую фразу по простоте нашей российской", - говорит Чернышев.
  "Если над проблемой работать каждую неделю, то проблема решится", - сказала Галина Синцова. Лучше не скажешь.
 
  Как менеджеры роста будут развивать достигнутый успех
 
  Сейчас можно говорить о том, что для "успешных" заканчивается период адаптации. Директора изменились сами и адаптировали свои организации к новым условиям. А дальше?
  Прогнозы - вещь, как говорится, неблагодарная. И все же мы возьмем на себя смелость высказать свои предположения о том, что будет происходить в будущем на успешных предприятиях.
  Будет акцентировано внимание на работе с персоналом, формировании "национальной идеи" в рамках организации, использование этого как одного из основных элементов мотивации работников к высокопроизводительному труду.
  Будет продолжаться агрессивная маркетинговая политика, ориентированная на максимальное увеличение своей доли на рынке с применением самых изощренных методов борьбы. Наверняка "успешные" попытаются расширить рынки за счет зарубежных стран. Обязательно останется ориентация на потребителя, а не на борьбу с конкурентами.
  Не произойдет революционных изменений в организационных структурах. "Успешные" скорее всего сделают акцент на использовании современных информационных систем, возможности которых в плане управления используются далеко не в полной мере. Будет продолжаться работа по стимулированию "внутреннего предпринимательства", особенно нацеленного на инновации как в разработке новых продуктов, так и в совершенствовании технологий.
  Основной заботой в плане производства будет придание ему способности очень быстро приспосабливаться к выпуску новых видов продукции.
  Скорее всего у успешных директоров не будет проблем с привлечением инвестиций, когда они им понадобятся. Имидж высококлассных менеджеров, подтвержденный выдающимися финансовыми показателями, максимально облегчит им доступ к банковским ресурсам. Уважительное отношение к акционерам, конструктивные взаимоотношения с ними, высокие дивиденды, которые они наверняка будут выплачивать, упростят им получение денег с рынка капиталов путем эмиссии. (Между прочим, уже сейчас, судя по всему, именно у "успешных" нет особенных проблем с привлечением денег. Например, "Балтика" и "Первомайская заря" уже нашли стратегических иностранных инвесторов, а "Хлебный дом" оказался одним из первых российских предприятий, реально сумевших собрать деньги путем вторичной эмиссии и, более того, использовать собранные деньги строго по назначению.)
  Наверное, менеджмент роста для некоторых из наших успешных предприятий скорее аванс. Бизнес есть бизнес.
  Но все же для большинства успешных предприятий "выживание" закончилось. Готовность к прорыву - именно такие ощущения появились у нас после интервью с менеджерами роста. Вот что сказала нам Галина Синцова: "Для меня возврата нет в прошлое. Будет возврат - я уйду куда-то. Работать, как раньше, я не могу. У меня слишком крыша открылась. Ее уже не закрыть, эту крышу. Сейчас стало интереснее работать... Я считаю, что мы можем быть процветающей фирмой. Вот еще немножко, еще немножко..."
 В подготовке материала принимали участие Анна Васина, Иван Калинин, Виктор Казачков, Ольга Менахина
 
 Приложение 4. Опросник Кирси*
 • Источник: Заимствовано из книги: Павлов К.В. Ваш психологический тип. -Киев: КофР, 1996. С. 15-25.
 
 
  Инструкция по работе с опросником
  Вам предлагается опросник для изучения типичных способов поведения и личностных характеристик. Опросник состоит из 70 утверждений (вопросов), каждый из которых имеет два продолжения (ответа). Подчеркиваем, что все ответы равноценны, правильных или неправильных здесь быть не может. Ваша задача:
  1) прочесть каждое из утверждений вместе с двумя его продолжениями;
  2) выбрать то продолжение, которое свойственно вам в большинстве ситуаций;
  3) вписать знак (+) в соответствующем квадрате регистрационного листа (он помещен после текста опросника).
  Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Работайте последовательно, не пропуская вопросов.
 
  Опросник Кирси
 1) В компании (на вечеринке) вы
 а) общаетесь со многими, включая и незнакомцев
 б) общаетесь с немногими - вашими знакомыми
 2) Вы человек скорее
 а) реалистичный, чем склонный теоретизировать
 б) склонный теоретизировать, чем реалистичный
 3) Как, по-вашему, что хуже:
 а) "витать в облаках"
 б) придерживаться проторенной дорожки
 4) Вы более подвержены влиянию
 а) принципов, законов
 б) эмоций, чувств
 5) Вы более склонны
 а) убеждать
 б) затрагивать чувства
 6) Вы предпочитаете работать
 а) выполняя все точно в срок
 б) не связывая себя определенными сроками
 7) Вы склонны делать выбор
 а) довольно осторожно
 б) внезапно, импульсивно
 8) В компании (на вечеринке) вы
 а) остаетесь допоздна, не чувствуя усталости
 б) быстро утомляетесь и предпочитаете пораньше уйти
 9) Вас более привлекают
 а) здравомыслящие люди
 б) люди с богатым воображением
 10) Вам интереснее
 а) то, что происходит в действительности
 б) те события, которые могут произойти
 11) Оценивая поступки людей, вы больше учитываете
 а) требования закона, чем обстоятельства
 б) обстоятельства, чем требования закона
 12) Общаясь с другими, вы склонны
 а) соблюдать формальности, этикет
 б) проявлять свои личные, индивидуальные качества
 13) Вы человек скорее
 а) точный, пунктуальный
 б) неторопливый, медлительный
 14) Вас больше беспокоит необходимость
 а) оставлять дела незаконченными
 б) непременно доводить дела до конца
 15) В кругу знакомых вы, как правило
 а) в курсе происходящих там событий
 б) узнаете о новостях с опозданием
 16) Повседневные дела вам нравится делать
 а) общепринятым способом
 б) своим оригинальным способом
 17) Предпочитаю таких писателей, которые
 а) выражаются буквально, напрямую
 б) пользуются аналогиями, иносказаниями
 18) Что вас больше привлекает
 а) стройность мысли
 б) гармония человеческих отношений
 19) Вы чувствуете себя увереннее
 а) в логических умозаключениях
 б) в практических оценках ситуации
 20) Вы предпочитаете, когда дела
 а) решены и устроены
 б) не решены и пока не улажены
 21) Как, по-вашему, вы человек скорее
 а) серьезный, определенный
 б) беззаботный, беспечный
 22) При телефонных разговорах вы
 а) заранее не продумываете все, что нужно сказать
 б) мысленно "репетируете" то, что будет сказано
 23) Как вы считаете, факты
 а) важны сами по себе
 б) есть проявления общих закономерностей
 24) Фантазеры, мечтатели обычно
 а) раздражают вас
 б) довольно симпатичны вам
 25) Вы чаще действуете как человек
 а) хладнокровный
 б) вспыльчивый, горячий
 26) Как, по-вашему, хуже быть
 а) несправедливым
 б) беспощадным
 27) Обычно вы предпочитаете действовать
 а) тщательно оценив все возможности
 б) полагаясь на волю случая
 28) Вам приятнее
 а) покупать что-либо
 б) иметь возможность купить
 29) В компании вы, как правило,
 а) первым заводите беседу
 б) ждете, когда с вами заговорят
 30) Здравый смысл
 а) редко приводит к ошибкам
 б) часто заводит впросак
 31) Детям часто не хватает
 а) практичности
 б) воображения
 32) В принятии решений вы руководствуетесь скорее
 а) принятыми нормами
 б) своими чувствами, ощущениями
 33) Вы человек скорее
 а) твердый, чем мягкий
 б) мягкий, чем твердый
 34) Что, по-вашему, больше впечатляет
 а) умение методично организовывать
 б) умение приспособиться и довольствоваться достигнутым
 35) Вы больше цените
 а) определенность, законченность
 б) открытость, многовариантность
 36) Новые и нестандартные отношения с людьми
 а) стимулируют, придают вам энергию
 б) утомляют вас
 37) Вы чаще действуете как
 а) человек практического склада
 б) человек оригинальный, необычный
 38) Вы более склонны
 а) находить пользу в отношениях с людьми
 б) понимать мысли и чувства других
 39) Что приносит вам больше удовлетворения
 а) тщательное и всестороннее обсуждение спорного вопроса
 б) достижение соглашения по спорному вопросу
 40) Вы руководствуетесь более
 а) рассудком
 б) велениями сердца
 41) Вам удобнее выполнять работу
 а) по предварительной договоренности
 б) которая подвернулась случайно
 42) Вы обычно полагаетесь
 а) на организованность, порядок
 б) на случайность, неожиданность
 43) Вы предпочитаете иметь
 а) много друзей на непродолжительный срок
 б) несколько старых друзей
 44) Вы руководствуетесь в большей степени
 а) фактами, обстоятельствами
 б) общими положениями, принципами
 45) Вас больше интересуют
 а) производство и сбыт продукции
 б) проектирование и исследование
 46) Что вы скорее сочтете за комплимент
 а) "Вы очень логичный человек"
 б) "Вы тонко чувствующий человек"
 47) Вы более цените в себе
 а) невозмутимость
 б) увлеченность
 48) Вы предпочитаете высказывать
 а) окончательные и определенные утверждения
 б) предварительные и неоднозначные утверждения
 49) Вы лучше чувствуете себя
 а) после принятия решения
 б) не ограничивая себя решениями
 50) Общаясь с незнакомыми, вы
 а) легко завязываете продолжительные беседы
 б) не всегда находите общие темы для разговора
 51) Вы больше доверяете
 а) своему опыту
 б) своим предчувствиям
 52) Вы чувствуете себя человеком
 а) более практичным, чем изобретательным
 б) более изобретательным, чем практичным
 53) Кто заслуживает большего одобрения
 а) рассудительный, здравомыслящий человек
 б) человек, глубоко переживающий
 54) Вы более склонны
 а) быть прямым и беспристрастным
 б) сочувствовать людям
 55) Что, по-вашему, предпочтительней
 а) удостовериться, что все подготовлено и улажено
 б) предоставить событиям идти своим чередом
 56) Отношения между людьми должны строиться
 а) на предварительной взаимной договоренности
 б) в зависимости от обстоятельств
 57) Когда звонит телефон, вы
 а) торопитесь подойти первым
 б) надеетесь, что подойдет кто-нибудь еще
 58) Что вы цените в себе больше
 а) развитое чувство реальности
 б) пылкое воображение
 59) Вы больше придаете значения
 а) тому, что сказано
 б) тому, как сказано
 60) Что выглядит большим заблуждением
 а) излишняя пылкость, горячность
 б) чрезмерная объективность, беспристрастность
 61) Вы в основном считаете себя
 а) трезвым и практичным
 б) сердечным и отзывчивым
 62) Какие ситуации привлекают вас больше
 а) регламентированные и упорядоченные
 б) неупорядоченные и нерегламентированные
 63) Вы человек скорее
 а) педантичный, чем капризный
 б) капризный, чем педантичный
 64) Вы чаще склонны
 а) быть открытым, доступным людям
 б) быть сдержанным, скрытным
 65) В литературных произведениях вы предпочитаете
 а) буквальность, конкретность
 б) образность, переносный смысл
 66) Что для вас труднее
 а) находить общий язык с другими
 б) использовать других в своих интересах
 67) Чего бы вы себе больше пожелали
 а) ясности размышлений
 б) умения сочувствовать
 68) Что хуже
 а) быть неприхотливым
 б) быть излишне привередливым
 69) Вы предпочитаете
 а) запланированные события
 б) незапланированные события
 70) Вы склонны поступать скорее
 а) обдуманно, чем импульсивно
 б) импульсивно, чем обдуманно
 
 
 
 Приложение 5. Ваш стиль разрешения конфликтов
 1. А. Бывают случаи, когда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение проблемы.
 Б. Вместо того, чтобы обсуждать проблемы, по которым наши мнения расходятся, я стараюсь подчеркнуть те моменты, с которыми мы оба согласны.
 2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
 Б. Я стараюсь учитывать все интересы - и его/ее, и мои.
 3. А. Я обычно стою на своем.
 Б. Я мог бы постараться удовлетворить интересы другого человека и сохранить наши отношения.
 4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
 Б. Иногда я приношу в жертву свои желания в угоду желаниям другого человека.
 5. А. Я постоянно ищу помощь других людей при выработке решения.
 Б. Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать излишней напряженности.
 6. А. Я стараюсь избежать неприятностей для себя.
 Б. Я стараюсь, чтобы моя позиция победила.
 7. А. Я стараюсь отложить вопрос до того, как я смогу его хорошо обдумать.
 Б. Я могу отказаться от некоторых моментов в обмен на другие.
 8. А. Я обычно настаиваю на достижении своих целей.
  Б. Я стараюсь сразу же и в открытую выявить все интересы и проблемы.
 9. А. Я чувствую, что разногласия не заслуживают того, чтобы из-за них беспокоиться.
 Б. Я предпринимаю некоторые попытки, чтобы решение было такое, как надо
 мне.
 10. А. Я тверд в достижении своих целей.
 Б. Я стараюсь найти компромиссное решение.
 11. А. Я пытаюсь выяснить все интересы и проблемы сразу же и в открытую.
 Б. Я мог бы постараться удовлетворить чувства другого человека и сохранить наши отношения.
 12. А. Иногда я избегаю высказывать то, что может вызвать спор.
 Б. Я готов согласиться с некоторыми утверждениями другого человека, если он согласится с некоторыми моими.
 13. А. Я предлагаю "золотую середину".
 Б. Я настаиваю на выполнении своих требований.
 14. А. Я расскажу человеку, как я вижу ситуацию, и попрошу его сделать то же самое.
 Б. Я постараюсь показать другому человеку логику и преимущества моей позиции.
 15. А. Я мог бы постараться удовлетворить чувства другого человека и сохранить наши отношения.
 Б. Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать излишней напряженности.
 16. А. Я постараюсь не задеть чувства другого человека.
 Б. Я постараюсь убедить другого человека в достоинствах моей позиции.
 17. А. Я обычно настаиваю на достижении своих целей.
 Б. Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать излишней напряженности.
 18. А. Если это сделает других людей счастливыми, я мог бы позволить им утвердить их точку зрения.
 Б. Я готов принять некоторые из утверждений другого человека, если он согласится принять некоторые из моих.
 19. А. Я пытаюсь выяснить все интересы и проблемы сразу же и в открытую.
 Б. Я стараюсь отложить вопрос до того, как я его хорошо обдумаю.
 20. А. Я постараюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
 Б. Я постараюсь найти хорошее соотношение выигрыша и проигрыша для каждого из нас.
 21. А. В предстоящих переговорах я постараюсь считаться с желаниями другого человека.
 Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
 22. А. Я стараюсь найти решение, которое было бы чем-то средним между его и моими требованиями.
 Б. Я настаиваю на моих требованиях.
 23. А. Я чаще всего забочусь об удовлетворении пожеланий всех сторон.
 Б. Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за принятие решения.
 24. А. Если позиция другого человека кажется мне очень важной, я могу пойти навстречу, чтобы удовлетворить его требования.

<< Пред.           стр. 13 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу