<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Используя (5.32), перепишем (5.31) следующим образом:
  . (5.33)
 Это означает, что текущий долг должен быть оплачен через положительные торговые балансы в будущем.
 Посмотрим теперь, что будет происходить, если мы устремим T®?. В этом случае бюджетные ограничения (5.28)-(5.30) должны по-прежнему выполнять, однако, для этого мы должны потребовать выполнение одного условия, получившего название условие отсутствия пирамид:
  . (5.34)
 Данное условие гарантирует, что внешний долг страны растет не слишком большими темпами. Если бы условие отсутствия пирамид не было бы выполнено, то страны могли бы занимать в каждом периоде r*Dt-1* и никогда не расплатились бы по своим долгам. Условие (5.34) гарантирует, что страны не будут строить финансовую пирамиду. Однако страны не должны и полностью расплачиваться по своим долгам. Им достаточно обслуживать свой долг (т.е. платить процент) и поддерживать основную сумму долга на приемлемом уровне.
 
 
 Тема 6. Государственный сектор
 
 В данной лекции мы впервые включаем в наш анализ государство. Деятельность государства заключается в предоставлении общественных благ частному сектору. К общественным благам, предоставляемым государством, можно отнести национальную оборону, государственное образование и здравоохранение, создание инфраструктуры для частного бизнеса, социальные функции государства и даже проведение стабилизационной макрополитики.
 Для производства и предоставления общественных благ государству необходимы значительные ресурсы. Основным источником дохода государства являются собираемые с частного сектора налоги. Кроме того, государство может получать доход в виде ренты за предоставляемые капитальные услуги и в виде прибыли государственных предприятий.
 Остановимся более подробно на налоговых поступлениях государства. Все налоги можно разделить на две большие категории: прямые налоги (direct taxes) и косвенные налоги (indirect taxes). Прямыми налогами облагаются непосредственно домашние хозяйства и фирмы, а также их доходы и прибыли. Косвенными налогами же облагаются виды деятельности, ресурсы, товары и услуги. Основными прямыми налогами являются налоги на доходы домашних хозяйств, на прибыли фирм и на собственность всех экономических агентов. К косвенным налогам относятся, в первую очередь, налоги на добавленную стоимость, налоги с продаж, торговые тарифы, акцизы и сборы. Осуществлять сбор косвенных налогов, как правило, легче, потому что уклониться от уплаты косвенных налогов гораздо труднее. Однако косвенные налоги обычно имеют регрессивную ставку: основная налоговая нагрузка ложиться на плечи наименее обеспеченных слоев населения. Прямые налоги, в особенности, привязанные к доходам экономических агентов, являются более социально справедливыми. В развитых странах основная часть доходов государства приходится на прямые налоги, в то время как развивающиеся страны в основном получают доходы от косвенных налогов (в частности, с торговых тарифов).
 Все расходы государства можно подразделить на четыре основные категории:
 Государственные закупки ресурсов, товаров и услуг (текущее потребление государства);
 Обслуживание государственного долга;
 Трансферты частному сектору;
 Государственные инвестиции.
 Государственный сектор еще иногда называют общественным сектором (public sector). Размер общественного сектора обычно измеряют как долю государственного бюджета в ВВП. Государственный бюджет – это документ, в котором собраны все статьи доходов и расходов государства. В данном контексте под бюджетом понимается сумма государственных расходов. Начиная со второй половины XIX в. размер общественного сектор рос во всех экономиках. Данный процесс получил название закона Вагнера, по имени немецкого экономиста, впервые обнаружившего данную закономерность.
 
 Бюджетное ограничение государства и бюджетный дефицит
 Бюджетное ограничение государства похоже на бюджетное ограничение домашнего хозяйства с той лишь разницей, что основным доходом государства являются налоги, а не выпуск:
  (6.1)
 где Bg – государственные (чистые) запасы финансовых активов,
  T – налоговые поступления,
  G – государственные закупки товаров и услуг (государственное потребление),
  Ig – государственные инвестиции.
 Мы предполагаем здесь, что государство не выплачивает трансфертные платежи. Иначе их бы надо было добавить к расходам государства.
 Как отмечалось выше, государство может иметь значительные финансовые активы в виде, например, золотовалютных резервов. Однако, как правило, обязательства государства превышают его активы. Таким образом, государство обычно имеет отрицательные чистые финансовые активы. Поэтому целесообразно ввести новую переменную Dg – государственный долг (government debt):
 Dg = – Bg. (6.2)
 Перепишем бюджетное ограничение (6.1) в терминах государственного долга:
  (6.3)
 Таким образом, увеличение государственного долга равно разнице доходов и расходов государства. Разница расходов и доходов государства называется бюджетным дефицитом DEF. В каждый период времени государственный долг увеличивается на бюджетный дефицит. Таким образом, государственный долг на сегодняшний день складывается из бюджетных дефицитов в предыдущих периодах.
 Государство, также как фирмы и потребители, сберегает часть своих нерастраченных доходов. Государственные сбережения определяются как разница между доходами государства и расходами государства, отличными от государственных инвестиций:
  . (6.4)
 Используя (6.3) и (6.4), мы можем выразить бюджетный дефицит через государственные сбережения и инвестиции:
  (6.5)
 Отметим, что в дальнейшем мы будем предполагать, что и государственные инвестиции, и государственные сбережения являются экзогенно заданными, и не зависят от различных переменных модели, в том числе и процентной ставки.
 
 Государство в модели открытой экономики
 Поняв, как устроены государственные доходы и расходы, мы можем попытаться включить его в модель открытой экономики, построенную в предыдущих лекциях. В первую очередь, отметим, что уравнение (6.16) остается справедливым, однако, в нем следует разделить сбережения и инвестиции на частные и государственные:
  (6.6)
 Из выражения (6.6) следует, что при прочих равных бюджетный дефицит один в один ухудшает платежный баланс. Однако прочие равные не всегда выполнены. Очень часто, например, увеличение государственных сбережений может вызвать падение частных сбережений и наоборот.
 Чтобы включить общественный сектор в модель экономике, необходимо разобраться с тем, как добавление государства изменит основные тождества СНС. Во-первых, введение государственного сектора изменит определение частных сбережений. Частные сбережения по-прежнему равны располагаемому доходу за вычетом потребления, однако, располагаемый доход теперь несколько изменится:
  (6.7)
 где Yd – располагаемый доход,
 Bp – частный запас финансовых активов.
 Мы предполагаем, что государство занимает исключительно у частного сектора и не делает внешнеэкономических займов. Частный же сектор может осуществлять инвестиции за рубеж и заимствовать из-за рубежа. В итоге:
 Bp=Dg + B*. (6.8)
 Теперь мы можем записать выражение для частных сбережений:
  . (6.9)
 Выпишем уравнение для совокупных сбережений экономики, используя выражения (6.4) и (6.9):
  . (6.10)
 Далее, используя (6.8) и тот факт, что Yt = Qt + rB*t-1, мы можем упростить выражение для совокупных сбережений экономики:
 S = Y – C – G. (6.11)
 Подставляя (6.11) в (6.6) мы получим основное тождество СНС для открытой экономики с государством:
 CA = S – I = Y – C – I – G. (6.12)
 На рисунке 6.1 представлена модель открытой экономики с государством.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Как было отмечено выше, мы предполагаем, что и государственные сбережения, и государственные инвестиции определяются экзогенно. Следовательно, кривая совокупных сбережений (инвестиций) получается простым параллельным сдвигом кривой частных сбережений (инвестиций) на величину государственных сбережений (инвестиций). Для осуществления анализа равновесия в открытой экономике с государством необходимо идентифицировать, что произойдет с каждой из кривых: частных и государственных сбережений и инвестиций.
 
 
 Равновесие в открытой экономике с государством
 Налоги, взимаемые государством, уменьшают располагаемый доход потребителей, тем самым, сужая их межвременные бюджетные ограничения. Межвременное бюджетное ограничение потребителя в экономике с государством выглядит следующим образом:
  . (6.13)
 Увеличение налогов может иметь существенное влияние на решения домашних хозяйств о потреблении и сбережении. При этом, реакция домашних хозяйств будет существенным образом отличаться в зависимости от того, было ли изменение налогов временным или перманентным, неожиданным или ожидаемым. Далее мы разберем влияние фискальной политики (т.е. бюджетно-налоговой) на равновесие в открытой экономике.
 Мы будем предполагать, что государство поддерживает сбалансированный бюджет. Государство хочет увеличить гос. расходы (например, на космический полет). Для этого государству необходимо одновременно увеличить налоги на такую же величину, что и гос. расходы. Мы разберем два случая: временное и перманентное увеличение гос. расходов и налогов.
 В обоих случаях ни государственные сбережения, ни государственные инвестиции не изменятся. Однако в этих двух случаях потребители будут себя вести принципиально различно.
 В случае временного увеличения налогов домашние хозяйства, согласно гипотезе перманентного дохода, уменьшат сбережения практически на всю величину прироста налогов, при этом сбережение практически не изменится. В результате, произойдет уменьшение совокупных сбережений экономики. Далее весь анализ сводится к результатам предыдущей лекции: что произойдет в открытой экономике (для каждого из возможных ее типов) при уменьшении сбережений (см. таблицу в предыдущей лекции). Так, например, в случае малой открытой экономики с совершенной мобильностью капитала уменьшение совокупных сбережений приводит к ухудшению сальдо счета текущих операций при неизменной мировой процентной ставке.
 В случае перманентного увеличения налогов домашние хозяйства, в первую очередь, уменьшат потребление, и, быть может, несколько снизят сбережения. В предельном случае все перманентное изменение располагаемого дохода отразится на потреблении, а сбережения не изменятся. Тогда, равновесие в открытой экономике останется прежним. Так или иначе, уменьшение частных сбережений в этом случае будет существенно меньше, чем в случае временного увеличения налогов.
 
 Вытеснение
 Под вытеснением (crowding-out) в макроэкономике понимается ситуация, в которой увеличение государственных расходов приводит к уменьшению частных расходов. В закрытой экономике под вытеснением, как правило, понимают снижение инвестиций вследствие роста госрасходов. В открытой экономике рост госрасходов, как правило, сопряжен с вытеснением чистого экспорта.
 Так, в только что разобранных примерах мы уже видели эффект вытеснения. Остановимся на нем чуть более подробно. Временный рост государственных расходов, финансируемый через увеличение налогов, вызывает падение частных сбережений. В маленькой открытой экономике с совершенной мобильностью капитала инвестиции остаются на прежнем уровне, т.е. вытеснения инвестиций не происходит. Однако, в результате уменьшения частных сбережений, ухудшается сальдо счета текущих операций и торговый баланс. Следовательно, увеличение госрасходов повлекло за собой вытеснение чистого экспорта (ухудшение торгового баланса).
 Если бы мы имели дело с закрытой экономикой (или открытой экономикой с полным ограничением мобильности капитала), то следствием таких действий правительства стал бы рост внутренней ставки процента и вытеснение инвестиций. Напомним, что чистый экспорт и сальдо счета текущих операций в экономике с полным ограничением мобильности капитала должно все время равняться нулю. Поэтому вытеснения чистого экспорта в такой экономике произойти не может.
 
 Рикардианская эквивалентность
 Рикардианская эквивалентность (Ricardian Equivalence) является важным теоретическим результатом, согласно которому фискальная политика государства может иметь весьма ограниченное воздействие на решения потребителей.
 Преобразуем бюджетное ограничение потребителей (6.13) следующим образом:
  . (6.14)
 Из выражения (6.14) видно, что, если текущая приведенная стоимость налогов остается неизменной, то домашнее хозяйство не будет менять своих решений о потреблении. Осталось объяснить только, почему во многих случаях государственной фискальной политики приведенная стоимость налогов остается неизменной.
 Государство, также как домашние хозяйства, функционирует в рамках межвременного бюджетного ограничения:
  . (6.15)
 Записывая (6.15), мы неявно предположили, что все расходы государства состоят только из текущего потребления, а расходов на государственные инвестиции нет.
 Приведенная стоимость налогов должна быть неизменна, если не меняется межвременной план государственных расходов и накопления долга. Таким образом, если государство решит провести краткосрочную политику стимулирования, уменьшив текущие налоги, но не изменив государственные расходы, рациональные потребители догадаются, что налоги в будущем должны вырасти, чтобы компенсировать низкие налогов в текущем периоде. В результате, потребители не изменят решений об инвестициях и сберегут весь временный прирост дохода.
 Таким образом, при проведении государственной политики необходимо осознавать возможность рикардианской эквивалентности и ее последствия. Тем не менее, на практике проверить существование рикардианской эквивалентности не удалось. В реальном мире выполнению рикардианской эквивалентности может мешать ряд факторов: неопределенность, ограничения ликвидности, различные временные горизонты планирования домашних хозяйств и государства.
 
 Дополнительные проблемы, связанные с государством
 В заключение темы государства наметим ряд важных проблем, не затронутых в рамках нашего курса. Во-первых, мы все время неявно предполагаем, что все налоги в экономике являются паушальными (lump-sum taxes) и не искажают решений, принятых экономическими агентами. Однако в современном мире практически не осталось паушальных налогов. Большинство современных налогов вызывают существенные искажения стимулов, в результате которых экономики не могут достигнуть максимального благосостояния и несут потери мертвого груза (deadweight loss). Таким образом, важной проблемой в области сбора налогов является оптимизация налоговой системы с целью уменьшения потерь мертвого груза. Согласно ряду эмпирических и теоретических исследований, наименьшие искажения стимулов вносит налоговая система с постоянными во времени ставками налогообложения. Следовательно, государство должно сглаживать ставки налогов, несмотря на то, что это может вызвать временный дефицит бюджета.
 Обсуждая систему налогообложения необходимо сказать несколько слов о кривой Лаффера (Laffer curve), связывающей среднюю ставку налогообложения и собираемый доход от налогов. При нулевой ставке налога, очевидно, налоговые сборы будут равны нулю. Налоговые сборы будут равны нулю и при 100%-ой ставке налогообложения, поскольку у людей не будет никаких стимулов производить что-либо. Следовательно, зависимость налоговых сборов от ставки процента, скорее всего, имеет вид дуги с максимальным уровнем налоговых сборов, достигаемым при некоторой средней ставке процента. В результате, далеко не всегда увеличение ставки налогообложения приведет к росту собираемых налогов. Стандартная кривая Лаффера представлена на рисунке 6.2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тема 7. Денежный рынок: спрос и предложение денег
 Основные функции денег
 Что такое деньги? На данный вопрос достаточно трудно ответить. Деньгами можно считать все то, что люди согласны считать деньгами. Это означает, что деньгами можно считать все то, что может выполнять одну или несколько функций денег. Обычно выделяют три функции денег. Деньги – это средство обращения, средство сбережения и мера стоимости.
 Все функции денег очень важны, однако, вероятно, именно первая функция денег делает их деньгами. Таким образом, деньги можно определить как все активы, которые могут быть использованы при совершении сделок, а также для уплаты долгов. Данное определение подчеркивает транзакционную функцию денег, т.е. свойство денег быть средством обращения.
 Существует два основных типа денег: товарные деньги (fiduciary money) и необеспеченные (бумажные) деньги (fiat money). Товарные деньги имеют ценность сами по себе, а бумажные деньги приобретают ценность лишь потому, что все люди согласились считать их деньгами. В современном мире почти все деньги являются необеспеченными, причем государство (через специализированный гос. орган – Центральный банк) обладает монополией на выпуск денег.
 
 Количество денег в обращении: денежные агрегаты
 Следующий важный вопрос: как определить количество денег в обращении? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять какие активы мы будем причислять к деньгам, а какие нет. Очевидно, что бумажные деньги и монеты должны автоматически причисляться к деньгами. Однако какой критерий можно выбрать, чтобы разделить все активы на деньги и не деньги?
 Самым интуитивным критерием является ликвидность того или иного актива. Под ликвидностью (liquidity) понимается легкость обращения актива в деньги. Легкость в данном случае означает быстроту и отсутствие транзакционных издержек. На основе ликвидности активов их можно классифицировать в различные денежные агрегаты. Деньги принято объединять в агрегаты, начиная с самых ликвидных, причем каждый последующий денежный агрегат включает в себя предыдущий плюс некоторые менее ликвидные активы. Так, первым денежным агрегатом является наличность (high-powered money, Mh). Монополию на выпуск наличность имеет Центральный банк (ЦБ) страны; ЦБ может полностью контролировать обращение наличности. Наличность иногда также называют денежной базой (monetary base) – важно отметить, что денежная база включает в себя как наличность, находящуюся на руках у населения, так и наличные деньги, находящиеся в резервах коммерческих банков.
 Следующий денежный агрегат включает в себя наличность и наиболее ликвидные депозиты: чековые депозиты, счета до востребования и дорожные чеки. С этих депозитов обычно можно выписывать чеки, и они по ликвидности приближаются к наличности. Данный денежный агрегат называется M1. Следующий денежный агрегат M2 включает в себя М1 плюс менее ликвидные депозиты – сберегательные карточки и срочные депозиты. Последующие денежные агрегаты включают в себя все менее ликвидные активы, вплоть до акций, облигаций и недвижимости. В макроэкономических исследованиях, как правило, работают с М1 или М2. Заметим, что динамика всех денежных агрегатов достаточно близка, что позволяет использовать для эмпирических исследований на качественном уровне любой удобный денежный агрегат.
 
 Деньги, цены, номинальная ставка процента и бюджетное ограничение потребителя
 До этого весь наш анализ был связан с реальной экономикой, в которой нет (номинальных) цен, номинальных процентных ставок и инфляции. Все эти переменные появляются в монетарной экономике и требуют определения.
 Цены – это пропорции, в которых деньги меняются на товары. Теперь все переменные будут выражаться в деньгах с помощью цен. Как только вводится термин деньги, возникает также потребность в определении инфляции и номинальной ставки процента. Инфляция определяется как темп прироста уровня цен:
  (7.1)
 где p – инфляция, Р – уровень цен.
 Поскольку доход по облигациям возвращается в деньгах, а деньги подвержены инфляции, номинальная ставка процента будет отличаться от реальной ставки. Реальный доход на единицу вложенных средств рассчитывается по формуле:
  (7.2)
 где i, r – соответственно номинальная и реальная ставки процента.
 При небольших темпах инфляции (7.2) приблизительно эквивалентно:
  . (7.3)
 Как видно, из (7.3) посчитать реальную ставку процента в периоде t невозможно, поскольку неизвестен темп инфляции следующего периода. Поэтому реальная процентная ставка в (7.3) называется ex post реальной процентной ставкой, так как ее значение можно посчитать только, когда инфляция следующего периода реализовалась.
 Если в (7.3) вместо инфляции поставить инфляционные ожидания, то мы получим ex ante реальную процентную ставку, на которую ориентируются агенты, принимая решения в условиях неопределенности:
  . (7.4)
 Выражение (7.4) известно как уравнение Фишера.
 Запишем теперь бюджетное ограничение потребителя в двухпериодной модели с деньгами. Номинальный располагаемый доход потребителя определяется по формуле:
  , (7.5)
 где доход, выпуск и налоги являются реальными величинами, а облигации – номинальными (т.е. выражаются в деньгах). Сбережения по-прежнему равны разнице располагаемого дохода и потребления:
  . (7.6)
 В монетарной экономике сбережения могут идти не только на инвестиции и приобретение финансовых активов, но и на увеличение запаса денег:
  . (7.7)
 Подставим в (7.6) выражения для располагаемого дохода и частных сбережений из (7.5) и (7.7) соответственно:
  . (7.8)
 Выражение (7.8) фактически является динамическим бюджетным ограничением потребителя (ведь оно должно выполняться для всех t). Чтобы получить привычное нам межвременное бюджетное ограничение, необходимо последовательно выражать Bt из (7.8) и подставлять полученное выражение в аналогичное уравнение для (t+1). Проделаем это для двухпериодной модели в предположении о том, что В0=В2=М0=М2=0:
  ?
 Подставим первое уравнение во второе и поделим все на . Затем, воспользовавшись (7.2) и перегруппировав члены, получим межвременное бюджетное ограничение потребителя:
  . (7.9)
 Из (7.9) видно, что держание денег на руках уменьшает бюджет потребителя: потребитель несет потери в виде упущенной выгоды – процентов, которые он мог бы получить, если бы вложил деньги в облигации вместо того, чтобы держать на руках деньги. Заметим также, что потери потребителя связаны с реальными денежными балансами, т.е. с показателем . Таким образом, если цены удвоятся, и потребитель захочет держать вдвое больше денег, реальные потери потребителя не изменяться.
 Итак, мы показали, что держание на руках значительных денежных балансов сопряжено со значительными издержками упущенной выгоды. Почему же люди предпочитают держать на руках деньги, а не вкладывают все свои средства в активы, приносящие доход? Ответ на этот вопрос дает теория спроса на деньги.
 
 Спрос на деньги
 Портфельные теории спроса на деньги
 Деньги можно рассматривать как один из активов, в которые потребитель может вкладывать свои сбережения. При этом потребитель рассматривает целый ряд активов для инвестирования своих средств: банковские депозиты, акции, облигации и т.д. Главными характеристиками активов являются риск и доходность: большая доходность актива, как правило, сопряжена с большим риском. Теории, пытающиеся объяснить спрос на деньги, как спрос на один из активов, получили название портфельных теорий спроса на деньги, поскольку они связаны с оптимальным управлением инвестиционным портфелем потребителя. Отметим, что портфельные теории опираются на функцию денег быть средством сбережения.
 Преимущество денег перед другими активами заключается в том, что они являются наименее рисковыми из всех существующих активов. Однако при этом они не приносят никакого дохода. Более того, они подвержены инфляции. В результате, держатель денежных балансов несет реальные убытки. На сегодняшний день в большинстве стран мира существуют активы, приносящие значительный доход и при этом являющиеся практически безрисковыми. К таким активам можно отнести государственные краткосрочные облигации, выпускаемые правительствами развитых стран. Следовательно, согласно портфельным теориям денег, потребители должны предпочесть прочие активы деньгам и избавиться от «невыгодных» денежных балансов.
 Основным недостатком портфельных теорий денег является то, что они не учитывают такую важную характеристику актива, как ликвидность, т.е. легкость использования актива для совершения сделок. Очевидно, что никто не станет расплачиваться государственной облигацией в супермаркете. Таким образом, чтобы объяснить спрос на деньги необходимо, в первую очередь, обратиться к способности денег быть средством обращения. Эта функция денег является центральной в, так называемы, транзакционных теориях спроса на деньги.
 Заметим, однако, что портфельные теории имели значительное приложение в прошлом, когда существовало небольшое число низкорисковых активов, и деньги могли служить достойной альтернативой инвестирования средств. Во многих развивающихся странах портфельные теории продолжают работать и по сей день. В особенности это характерно для спроса на иностранную валюту (например, доллар) в условиях нестабильности национальной валюты (например, рубля).
 
 Транзакционные теории спроса на деньги
 Как отмечалось выше, транзакционные теории основываются на функции денег быть средством обращения. Деньги необходимы экономическим агентам для совершения сделок. Если бы не было денег, то люди были бы вынуждены обменивать товары на товары, т.е. совершать бартерные сделки. Таким образом, деньги значительно облегчают процесс торговли и существенным образом снижают транзакционные издержки. В результате, агенты могут смириться с альтернативными издержками и согласиться держать на руках некоторые (быть может, значительные) денежные балансы. Ниже мы рассмотрим две основные транзакционные теории спроса на деньги.
 
 1. Количественная теория денег и монетаризм
 Количественная теория денег (КТД), которая была очень популярна среди монетаристов 1950-1970-х годов, опирается на одно из древнейших макроэкономических тождеств, которое носит название основного уравнения КТД:
  , (7.10)
 где V – скорость обращения денег (velocity of money). Фактически, скорость обращения денег определяется как отношения номинального дохода (или номинального ВВП) к номинальному количеству денег в обращении, или реального дохода к реальным денежным балансам:
  . (7.11)
 Поясним экономическую интерпретацию уравнения (7.10). Как мы уже отметили, деньги нужны для совершения сделок. Если бы деньги могли использоваться только один раз, то требуемое количество денег в обращении в точности равнялось бы объему совершаемых сделок (в номинальном выражении). Однако в каждом периоде (месяце, квартале …) одни и те же деньги могут использоваться для совершения различных сделок. Следовательно, объем совершаемых сделок в каждом периоде должен равняться количеству денег в обращении помноженному на среднее число сделок, в которых участвует одна и та же денежная единица в данном периоде. Это среднее число сделок и называется скоростью обращения денег.
 Здесь следует заметить, что количество совершенных сделок может отличаться от ВВП, поскольку часть сделок не создает добавленной стоимости и, следовательно, не учитывается в ВВП. Например, покупка акций одним инвестором у другого является сделкой и требует для своего осуществления использования денег. Однако эта сделка по передачи прав собственности, и, следовательно, она не учитывается при подсчете ВВП. Кроме того, часть сделок (в том числе тех, которые учитываются в ВВП) не требуют участия денег (например, бартерные сделки). Тем не менее, тождество (7.11) остается тождеством: все дело лишь в том, как определить скорость обращения денег.
 Важным показателем является степень монетизации экономики, которую определяется как отношение количества денег в обращении к номинальному ВВП. Таким образом, степень монетизации экономики является обратным показателем к скорости обращения денег:
  , (7.12)
 где k – степень монетизации экономики.
 Очевидно, что вместо М можно подставлять различные денежные агрегаты (Mh, M1, M2 …) и получать различные показатели скорости обращения денег и степени монетизации экономики, соответствующие выбранным денежным агрегатам. На практике, обычно используют M1 или M2 и годовой ВВП. Степень монетизации экономики для М1 варьируется по странам от десятков до сотен процентов. В большинстве развитых стран этот показатель несколько превышает 100%, что свидетельствует об относительно низкой скорости обращения денег: менее раза в год.
 Теперь мы готовы перейти непосредственно к спросу на деньги. Экономические агенты, зная реальный выпуск и скорость обращения денег, хотят держать реальные денежные запасы в количестве:
  , (7.13)
 где верхний индекс D означает спрос на деньги. Заметим, что агентам нужны именно реальные денежные запасы: при прочих равных, с ростом цен пропорционально увеличивается спрос агентов на номинальные денежные запасы. Данное свойство спроса на деньги называется отсутствием иллюзии денег (no money illusion).
 Теперь остается лишь определить, от чего зависит скорость обращения денег. В рамках КТД постулируется, что скорость обращения денег является некоторой экзогенной характеристикой экономики и слабо варьируется во времени. Таким образом, скорость обращения можно считать примерно постоянной, и, следовательно, спрос на деньги можно считать пропорциональным доходу (выпуску). Таким образом, увеличение дохода на 1% приводит к увеличению спроса на реальные денежные запасы в точности на 1%. Другими словами, эластичность спроса на деньги по доходу равна единице. Кроме того, спрос на деньги не зависит от ставки процента (т.е. альтернативных издержек держания денег). Эти два следствия предпосылки о постоянстве скорости обращения денег являются весьма спорными. Во-первых, эластичность спроса на деньги по ставке процента должна быть отрицательной (а не равной нулю), поскольку рациональные агенты должны отказываться от держания денег по мере роста альтернативных издержек. Во-вторых, эластичность спроса на деньги по доходу должна быть меньше единицы: как правило, с ростом дохода люди начинают больше сберегать и меньше потреблять, а, следовательно, им нужно меньше денег (относительно их дохода) для обслуживания своих текущих операций. Иногда данный эффект называют эффектом масштаба хранения денег.
 Таким образом, предпосылка о постоянстве скорости обращения денег является очень существенным допущением и не имеет под собой веских микроэкономических обоснований. К тому же эмпирические исследования показывают, что скорость обращения денег в большинстве случаев вряд ли можно считать постоянной. Тем не менее, данное допущение нередко используется в макроэкономических исследований.
 Теория монетаризма значительным образом опирается на уравнение (7.10) и предпосылку о постоянстве скорости обращения денег. Во-первых, перепишем уравнение (7.10) в темпах прироста:
  или , (7.14)
 где m – тем прироста денежной массы,
 n – темп прироста скорости обращения денег,
 g – темп (при)роста выпуска.
 Если предположить, что скорость обращения денег постоянна (т.е. n = 0), а темп роста выпуска задается экзогенно, то из (7.14) мы можем получить важное следствие: любое изменение в темпе прироста денежной массы передается один в один в изменение уровня инфляции. Это свойство (иногда его называют нейтральностью денег) монетарной экономики скорее характерно для долгосрочного периода и редко выполняется в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде, действительно, можно считать, что темп роста выпуска задан экзогенно, а скорость обращения денег примерно постоянна. В коротком же периоде изменение денежной массы может повлиять как на изменение скорости обращения денег, так и на изменение выпуска. Чтобы понять это, перепишем уравнение (7.10) в следующей форме:
  . (7.15)
 Если опять предположить, что скорость обращения денег задается экзогенно, то уравнение (7.15), фактически, является уравнением совокупного спроса экономики. Из уравнения (7.15) видно, что у государства есть возможность при помощи кредитно-денежной политики (т.е. изменения денежной массы) сдвигать кривую совокупного спроса. Если отступить от классической предпосылки о вертикальности кривой совокупного предложения, то сдвиг совокупного спроса будет иметь влияние не только на уровень цен, но и на выпуск. Более того, в коротком периоде, когда цены не успевают приспособиться к изменению государственной политики, прирост денежной массы может переноситься один в один на прирост выпуска. Именно это и является основной монетарной стабилизационной политики государства.
 В целом, ранние монетаристы признавали возможность влияния денежной политики на выпуск в краткосрочном периоде. Однако они считали, что у государства нет возможности проведения своевременной и точной монетарной стабилизационной политики, поскольку механизмы влияния денежной массы на выпуск слишком сложны и непрямолинейны. Монетаристы считали, что основной целью государства в сфере денежной политики является обеспечение стабильного роста денежной массы, способствующего долгосрочному экономическому росту и приводящего к стабильным и низким темпам инфляции в долгосрочном периоде.
 Основным аргументом оппонентов монетаризма в 1960-70-е годы – кейнсианцев – является тот факт, что скорость обращения денег нельзя считать экзогенно заданной. Вероятнее всего, скорость обращения денег положительно зависит от номинальной ставки процента (из-за альтернативных издержек хранения денег) и от совокупного дохода экономики (из-за эффекта масштаба хранения денег). В результате, прирост денежной массы может влиять не изменение уровня цен или выпуска, а на изменение, например, ставки процента. Поэтому краткосрочная денежная политика может привести совсем к иным результатам, а в долгосрочном периоде стабильный прирост денежной массы может привести к нестабильным темпам инфляции.
 Сейчас, когда появились динамические модели денежной политики, споры между монетаристами и кейнсианцами прекратились – количественная теория денег признана хорошим приближением реальности в долгом периоде, а ранние идеи кейнсианцев нашли отражение в современных моделях краткосрочного делового цикла.
 2. Теория предпочтения ликвидности и кейнсианство
 Альтернативой КТД является теория предпочтения ликвидности, предложенная Кейнсом в «Общей теории». Кейнс предположил, что спрос на реальные денежные балансы должен зависеть от дохода и номинального процента:
  , (7.16)
 где L – функция спроса на деньги (от англ. liquidity).
 Принимая решение о необходимом количестве денег на руках, экономические агенты смотрят на количество сделок, которые им надо совершить, и на альтернативные издержки держания денег на руках. Количество сделок можно считать непосредственно связанным с реальным доходом. Чем больше реальный доход, тем больше денег необходимо держать на руках. Однако эластичность спроса на деньги по доходу должна быть меньше единицы: это связано с эффектом масштаба хранения денег.
 Номинальная ставка процента является характеристикой альтернативных издержек хранения денег – издержек упущенной выгоды в виде процентов по депозитам или облигациям. Таким образом, спрос на деньги должен отрицательно зависеть от ставки процента.
 Используя (7.16) и тождество (7.10) мы можем выписать выражение для скорости обращения денег:
  . (7.17)
 В результате, получается, что скорость обращения денег является положительной функцией номинального процента и реального дохода. Чем больше номинальный процент, тем меньше агенты хотят держать на руках денег, а, следовательно, для каждого значения реального дохода (и количества сделок) скорость обращения денег должна быть выше. В связи с тем, что мы предположили наличие эффекта масштаба хранения денег, с ростом дохода относительное количество денег на руках падает, а,
 следовательно, увеличивается скорость обращения денег.
 Тем не менее, зависимость скорости обращения денег от дохода может оказаться не очень сильной. Зато зависимостью скорости обращения денег от ставки процента пренебрегать нельзя. Поэтому в теоретических работах часто используют следующую функцию скорости обращения денег:
  . (7.18)
 Это означает, что скорость обращения денег больше не является экзогенно заданным параметром; теперь она определяется эндогенно через реальный доход и номинальную ставку процента. В результате, все выводы сделанные в рамках предпосылки о постоянстве скорости обращения денег могут существенным образом измениться. Если эластичность спроса на деньги по процентной ставке велика (по абсолютному значению), то возможности монетарной стабилизационной политики весьма ограничены: значительный рост денежной массы может быть скомпенсирован пропорциональным уменьшением скорости обращения денег при незначительном уменьшении процентной ставки. Именно этот эффект Кейнс назвал ловушкой ликвидности.
 Как и в КТД, кейнсианская функция спроса на деньги, фактически, просто постулируется. Ни КТД, ни теория предпочтения ликвидности не имеют под собой значительных микроэкономических обоснований. В 1950-е гг. У. Баумоль (William Baumol) и Дж. Тобин разработали микроэкономические обоснования теории предпочтения ликвидности Кейнса. Ниже мы излагаем модель формирования спроса на деньги, получившую имя этих ученых.
 
 Модель Баумоля-Тобина
 В модели рассматривается спрос на деньги со стороны домашних хозяйств. Предполагается, что домашнее хозяйство имеет реальный доход за период Y. Домашнее хозяйство равномерно и полностью тратит весь свой доход в течение периода. Доход поступает непосредственно на сберегательный счет домашнего хозяйства, по которому выплачивается номинальный процент i. Чтобы снять деньги со счета домашнее хозяйство вынуждено нести некоторые фиксированные транзакционные издержки (например, связанные со временен, необходимым на поездку в банк, или с платой за банковскую операцию). Транзакционные издержки одного похода в банк равны b в реальном выражении. Уровень цен равен P.
 Перед домашним хозяйством стоит следующая задача: как оптимально выбрать количество походов в банк и снимаемую со счета сумму, чтобы минимизировать общие издержки. Общие издержки домашнего хозяйства складываются из издержке походов в банк и издержек упущенной выгоды в виде неполученных процентов на сумму, снятую со счета.
 Мы будем предполагать, что домашнее хозяйство сначала решает сколько раз ходить в банк, а затем выбирает ту сумму, которую каждый раз будет снимать со счета так, чтобы за период израсходовать весь свой номинальный доход. Обозначим через N количество походов в банк. Тогда сумма, которую каждый раз снимают со счета, равна , и затем эта сумма плавно уменьшается до нуля, и индивид идет в банк опять.
 Найдем среднее количество денег на руках у домашнего хозяйства, которое равно
  (7.19)
 Данное выражение можно интуитивно: если в момент снятия денег у домашнего хозяйство находится на руках , а до снятия не остается ничего, то, поскольку деньги тратятся равномерно, среднее количество денег на руках равно .
 Итак, общие издержки домашнего хозяйства равны:
  , (7.20)
 где PbN – номинальные издержки от N походов в банк,
  – альтернативные издержки хранения денег на руках.
 Минимизация общих издержек дает следующее условие первого порядка на оптимальное количество походов в банк:
  ? . (7.21)
 Подставляя выражения для оптимального количества походов в банк (7.21) в (7.19), мы получим оптимальное количество денег на руках домашнего хозяйства:
  , или . (7.22)
 Выражение (7.22) является выражением для спроса на деньги со стороны домашнего хозяйства.
 Проанализируем полученный результат. Во-первых, как и раньше, экономические агенты предъявляют спрос на реальные денежные балансы, т.е. отсутствует иллюзия денег. Во-вторых, эластичность спроса на деньги по доходу равна , а эластичность спроса на деньги по номинальной ставке процента равна . Другими словами, увеличение реального дохода на 1% приводит к увеличению спроса на реальные денежные балансы на 0,5; а увеличение процентной ставке на 1% приводит к падению спроса на деньги на 0,5%. Это в точности соответствует постулатам теории предпочтения ликвидности.
 Используя тождество (7.11) и выведенную формулу для спроса на деньги (7.22), мы можем получить выражение для скорости обращения денег:
  . (7.23)
 Этот результат соответствует формуле (7.17) в том, что скорость обращения денег положительно зависит от ставки процента и от реального дохода. Однако мы получаем еще одно важное следствие: скорость обращения денег отрицательно зависит от параметра b – характеристики транзакционных издержек перевода приносящих доход активов в деньги. В краткосрочном периоде параметр b можно считать постоянным, однако, в долгосрочном периоде этот параметр может значительно меняться (как правило, в сторону уменьшения). Это, в первую очередь, связано с технологическими нововведениями в области инвестирования и банковского дела. Так, например, значительный шок в параметре b произошел, когда были введены банкоматы. В результате, скорость обращения денег значительно выросла, а, следовательно, упал спрос на реальные денежные балансы.
 Модель Баумоля-Тобина описывает спрос на деньги со стороны домашних хозяйств. В 1966 г. М. Миллер и Д. Орр (Merton Miller and Daniel Orr) предложили аналогичную модель для спроса на запасы денежных балансов со стороны фирм. Таким образом, модель Баумоля-Тобина может претендовать на статус макроэкономической модели спроса на деньги.
 
 Эмпирические исследования спроса на деньги
 Большинство эмпирических исследований выявляют положительную зависимость спроса на деньги от реального дохода и отрицательную зависимость от номинальной ставки процента. Однако эмпирические значения эластичностей существенным образом отличаются от тех, которые предсказывает модель Баумоля-Тобина. Так, эластичность спроса на деньги по доходу примерно равна , а эластичность спроса на деньги по процентной ставке близка к нулю.
 Данный эмпирический результат соответствует ситуации, в которой половина агентов формируют свой спрос на деньги в соответствии с теорий предпочтения ликвидности, а другая половина – в соответствии с количественной теорией денег. Почему это может быть так? Во-первых, часть агентом могут вести себя нерационально, не следя за текущей ставкой процента при формировании спроса на деньги, что приводит к значительному уменьшению (по абсолютному значению) эластичности спроса на деньги по ставке процента. Во-вторых, люди, привыкшие забирать весь свой доход сразу (допустим, если это было оптимально при их первоначальном низком доходе), могут не захотеть ходить в банк чаще, если их доход вырастет. Кроме того, нет никакой гарантии, что решение модели Баумоля-Тобина дает целое количество походов в банк за период. Допустим, что оптимально ходить в банк 2,5 раза. В этом случае, вероятно, что агент предпочтет 2 целых похода в банк ежемесячно. В результате этого, эластичность спроса на деньги по доходу может значительно увеличиться.
 
 Итак, подведем некоторые итоги. Теория предпочтения ликвидности выглядит достаточно убедительно, как с теоретической, так и с эмпирической точки зрения. В дальнейшем мы будем использовать функцию спроса на деньги (7.16), не специфицируя более конкретно вид зависимости спроса на деньги от ставки процента и дохода:
  .
 Тем не менее, в некоторых исследованиях является позволительным использовать функцию спрос на деньги с постоянной скоростью обращения денег (7.13):
  .
 Кроме того, следует помнить, что спрос на деньги может зависеть и от других макроэкономических показателей. В первую очередь, это относится к степени развития банковских и инвестиционных технологий, ставка процента по разным рискованным активам и накопленному богатству экономических агентов.
 Отметим также, что спрос на деньги может существенным образом измениться при изменении средней склонности к потреблению и сбережению. Как правило, для сбережения нужно значительно меньше денег, чем для текущего потребления. Таким образом, если вдруг люди захотят больше сберегать, то может резко упасть спрос на реальные денежные балансы. Тем не менее, мы будем пренебрегать этим, и полагать, что спрос на деньги зависит только от дохода и номинальной процентной ставки.
 
 Предложение денег
 Центральный банк и предложение денег
 Нам осталось рассмотреть последний элемент монетарной экономики – предложение денег. Как уже отмечалось, главную роль в процессе предложения денег играет Центральный банк, который имеет официальную монополию на предоставление наличности – денежной базы. Однако рыночные агенты – коммерческие банки и домашние хозяйства – также играют важную роль в процессе предложения денег. Способность банков создавать новые деньги через кредитование будет проанализирована нами ниже, а сейчас мы рассмотрим рычаги ЦБ, с помощью которых он может регулировать денежную массу в обращении.
 Как ЦБ осуществляет выпуск в оборот и изъятие из оборота наличности? Милтон Фридман однажды пошутил, сказав, что ЦБ печатает деньги, а затем сбрасывает их с вертолета. Для многих макроэкономических исследований такого представления мира вполне достаточно. Однако мы хотим разобраться, как все происходит на самом деле. Очевидно, чтобы увеличить предложение денег (наличности), ЦБ должен что-то купить у экономических агентов (потребителей, фирм, государства или у внешнего мира). Как правило, ЦБ покупает золото, валюту других государств, государственные краткосрочные облигации, другие финансовые активы, а также дает займы коммерческим банкам. Оборотной стороной операции покупки активов ЦБ является выпуск в обращение новых денег. Таким образом, наличность является главным обязательством ЦБ. Помимо наличности, обязательствами ЦБ являются резервы коммерческих банков, которые ЦБ держит у себя, а также депозиты государства. Поскольку ЦБ осуществляет обширную финансовую деятельность, он, как правило, получает значительные прибыли. В результате, бухгалтерский баланс ЦБ выглядит следующим образом:
 
 Активы Обязательства
 Золотовалютные резервы (25%)
 Государственные облигации (65%)
 Займы коммерческим банкам (5%)
 Прочие активы Наличность в обращении (80%)
 Резервы коммерческих банков (15%)
 Депозиты государства
 Нераспределенная прибыль
 Прочие обязательства
 
 Итак, первым рычагом ЦБ по управлению предложением денег являются операции на открытом рынке (open market operations) – купля и продажа ЦБ различных активов. В первую очередь, ЦБ покупает и продает государственные краткосрочные облигации – внутренний долг государства. Однако нередко население не хочет покупать ГКО. Тогда ЦБ вынужден продавать золотовалютные резервы. Кроме того, ЦБ нередко продает золотовалютные резервы для осуществления валютной политики – регулирования валютного курса (мы будем рассматривать это в следующей теме). Операции на открытом рынке являются основным инструментом денежной политики ЦБ. Кроме того, они являются единственным инструментом, с помощью которого ЦБ может предельно точно контролировать объем наличности в обращении.
 Вторым рычагом ЦБ является дисконтное окно (discount window) и ставка рефинансирования (discount rate). Как отмечалось выше, ЦБ может давать кредиты другим финансовым институтам, в первую очередь, коммерческим банкам. Ставка процента, под которую ЦБ кредитует коммерческие банки, называется ставкой рефинансирования. Обычно ставка рефинансирования меньше, чем межбанковская ставка по краткосрочным кредитам. Поэтому банкам выгодно брать займы у ЦБ. Тем не менее, ЦБ оставляет себе право ограничивать кредиты банкам или предоставлять различным банкам кредиты под разные проценты. Разницу между рыночной ставкой процента и ставкой рефинансирования называют дисконтным окном. Таким образом, ЦБ может использовать дисконтное окно для стимулирования заимствований коммерческими банками. Чем больше дисконтное окно, тем больше коммерческие банки стремятся взять кредитов у ЦБ. Оборотной стороной кредита опять же является увеличение наличности в обращении. Отметим здесь, что коммерческие банки обычно берут кредиты у ЦБ по следующим двум причинам: для покрытия текущей нехватки наличности или для предоставления дополнительных кредитов другим рыночным агентам. В обоих случаях ставка дисконтное окно стимулирует банки для взятия дополнительных кредитов.
 Третьим и последним рычагом ЦБ является обязательная норма резервирования (required rate of reserves) депозитов коммерческих банков. ЦБ обязует коммерческие банки держать часть их депозитов в хранилище ЦБ в виде резервов. Это ограничивает возможность коммерческих банков создавать новые деньги.
 
 Коммерческие банки и предложение денег
 Коммерческие банки, как финансовые институты, аккумулируют денежные средства в виде депозитов населения и фирм, а затем выдают накопленные средства в виде кредитов различным рыночным агентам. Именно благодаря возможности кредитования из собранных средств в виде депозитов банки могут создавать новые деньги. Эта возможность, однако, ограничена обязательной нормой резервирования. Если бы обязательная норма резервов равнялась 100%, то банки бы не могли давать кредиты из полученных в виде депозитов средств. В этом случае банки просто бы играли роль сберегательных сейфов и вряд ли бы платили хоть какой-то процент по депозитам. В реальном мире обязательная норма резервирования гораздо меньше 100%. Так, в США она колеблется от 0% до 10% в зависимости от типа депозита.
 Помимо обязательных резервов коммерческие банки предпочитают держать некоторую часть средств в виде избыточных резервов, как правило, с целью избежать падения резервов ниже требуемого уровня. Обязательные и избыточные резервы в сумме дают (общие) резервы банков. Банки могут осуществлять кредитование из собранных депозитов за вычетом общих резервов. Новые кредиты создают новые деньги, которые уже являются частью денежной массы, а не денежной базы.
 
 Модель мультипликатора
 Возможность банков создавать новые деньги обычно формализуют с помощью модели мультипликатора. Итак, как было отмечено выше, возможность банков создавать новые деньги ограничена обязательной нормой резервирования. Однако она ограничена еще и желанием населения вкладывать свои средства в банки в виде депозитов. Предположим, что денежная база равна Mh. Денежная база попадает в руки населению. Они разделяют денежную базу на две части: наличность, которую они будут держать на руках C (от англ. Cash), и депозиты в коммерческие банки D. Пусть пропорция, в которой население делит средства между наличностью и депозитами равна cd (от англ. cash to deposit ratio – отношение наличности к депозитам):
  (7.24)
 Получив депозиты D, банки делят их на резервы R (которые включают в себя как обязательные, так и избыточные) и новые кредиты. Общая норма резервирования банков rd (от англ. reserves to deposit ratio – отношение резервов к депозитам) равна:
  (7.25)
 Выданные банками кредиты в размере (D – R) снова попадают на руки населению. Население опять делит их в пропорции cd, и они частично остаются на руках у людей, а частично попадают в банки в форме депозитов. И так весь процесс повторяется снова и снова. В конечном итоге наличность на руках у людей, депозиты, резервы и денежная масса стабилизируются, причем их значения однозначно определяются по значениям денежной базы и отношений наличности к депозитам и резервов к депозитам.
 Выведем формулу для итогового значения денежной массы, которая равна сумме наличности и депозитов:
 M = C + D = (1 + cd)D. (7.26)
 Напомним, что денежная база равна сумме наличности и резервов:
 Mh = C + R = (cd + rd)D. (7.27)
 Поделив (7.26) на (7.27), мы сможем выразить денежную массу через денежную:
  (7.28)
 Коэффициент при денежной базе в уравнение (7.28) называется денежным мультипликатором и обозначается f:
  . (7.29)
 Таким образом, денежная масса пропорционально денежной базе с коэффициентом пропорциональности равным денежному мультипликатору. Из (7.29) видно, что денежный мультипликатор больше или равен единице, причем он равен единице только в случае 100% резервирования депозитов. Таким образом, значение денежного мультипликатора отражает способность банков создавать новые деньги: чем больше денежный мультипликатор, тем сильнее отличается денежная масса от денежной базы.
 Значение денежного мультипликатора полностью определяется значениями отношений наличности к депозитам и резервов к депозитам. Из выражения (7.29) можно видеть, что денежный мультипликатор отрицательно зависит как от rd, так и от cd. Это легко понять и на интуитивном уровне. Чем меньше отношение наличности к депозитам, тем больше депозитов на счетах в банке; чем меньше отношение резервов к депозитам, тем большую сумму банки могут пускать в кредитования, а, следовательно, у банков расширяется возможность по созданию новых денег.
 В большинстве макроэкономических исследований можно считать значение денежного мультипликатора заданным экзогенно, тем самым, полагая его константой. В этом случае, предложение денег просто пропорционально денежной базе, а, следовательно, ЦБ может полностью контролировать предложение денег. Однако сейчас мы попытаемся понять, от чего может зависеть значение денежного мультипликатора. Для этого нам необходимо понять, от чего зависят значения rd и cd. Формирование отношения наличности к депозитам мы уже, фактически, изучили, когда рассматривали спрос на деньги: это отношение, в первую очередь, зависит от номинальной ставки процента, как характеристики альтернативных издержек держания наличности. Отношение наличности к депозитом может также зависеть и от реального дохода, если наблюдается эффект масштаба хранения денег, однако, мы будем пренебрегать этим эффектом и считать, что cd является отрицательной функцией номинальной ставки процента.
 Формирование отношения резервов к депозитам происходит под действием большего числа факторов. Это отношение ограничено снизу нормой обязательного резервирования rrd. Можно предположить, что избыточные резервы, которые держит банк, отрицательно зависят от величины дисконтного окна: большое дисконтное окно делает невыгодным (с точки зрения издержек упущенной выгоды) держание значительных резервов, поэтому банки стремятся использовать каждую возможность снизить резервы до минимального уровня. Таким образом, мы можем считать, что rd отрицательно зависит от номинальной ставки процента (под которую банки могут выдавать кредиты) и положительно зависит от ставки рефинансирования (под которую банки могут заимствовать средства у ЦБ). Кроме этого, норма резервирования может зависеть от общего экономического климата в стране и стабильности банковской системы. В целом, мы будем считать, что:
  . (7.30)
 Обязательная норма резервирования и ставка рефинансирования находятся под контролем ЦБ. Таким образом, отношение резервов к депозитам можно считать функцией единственного эндогенного параметра экономики – номинальной процентной ставки.
 Итак, мы установили, что и отношение резервов к депозитам, и отношение наличности к депозитам отрицательно зависят от номинальной ставки процента. Поскольку денежный мультипликатор отрицательно зависит от обоих отношений, то, в результате, денежный мультипликатор является положительной функцией номинальной ставки процента. Следовательно:
  . (7.31)
 Мы установили, от чего зависит денежный мультипликатор и предложение денег. Однако подчеркнем еще раз, что в дальнейшем мы будем полагать, что значение денежного мультипликатора задается экзогенно, а предложение денег находится полностью под контролем ЦБ.
 
 Бюджетное ограничение государства в экономике с деньгами
 Напомним, как выглядело бюджетное ограничение государства в экономике без денег (формула 7.3):
 
 Перепишем теперь данное бюджетное ограничение для экономики с деньгами (государственные расходы, инвестиции, налоги и бюджетный дефицит являются реальными переменными, а государственный долг – выражен в деньгах):
  (7.32)
 Государство может заимствовать, как у частного сектора, так и у ЦБ:
  (7.33)
 где Dcg – государственный долг на руках ЦБ,
  Dgp – государственный долг на руках частного сектора.
 
 Теперь вспомним, на что могут идти новые деньги, напечатанные ЦБ. ЦБ может купить государственный долг DDcg, может приобрести дополнительные золотовалютные резервы E?DBc*, и может дать новые кредиты коммерческим банкам через дисконтное окно DLc:
  (7.34)
 Подставим (7.34) в (7.33):
  . (7.35)
 Выражение (7.35) дает представление о том, с помощью каких источников государство может покрывать бюджетный дефицит. Во-первых, это заимствование у частного сектора, в том числе у внешнего мира. Во-вторых, это печатание новых денег и продажа золотовалютных резервов центральным банком. И, в-третьих, это уменьшение кредитов коммерческим банкам, выданных ЦБ через дисконтное окно. Фактически, последний способ является кредитованием государства за счет коммерческих банков и также может быть отнесен к заимствованию у частного сектора.
 В том случае, если частный сектор больше не хочет финансировать бюджетный дефицит, то у государства остается только один способ покрытия дефицита – заимствование у ЦБ. Если ЦБ подчиняется государству, то он обязан покрыть бюджетный дефицит их доступных источников: продав золотовалютные резервы, уменьшив кредиты коммерческим банкам или напечатав дополнительные деньги. Если ЦБ в течение долгого периода покрывает бюджетный дефицит, то ЦБ может остаться без золотовалютных резервов и кредитов коммерческим банкам. В итоге, единственным способом покрытия бюджетного дефицита будет печатанье новых денег – это называется монетизацией бюджетного дефицита. Монетизация бюджетного дефицита в целом не желательна, поскольку в долгосрочном периоде она может привести к ускоряющейся инфляции. Однако это выходит за рамки нашего курса.
 И, наконец, объединим (7.32) и (7.35), чтобы получить бюджетное ограничение консолидированного общественного сектора (государства и ЦБ):
  . (7.36)
 

<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу