<< Пред. стр. 5 (из 10) След. >>
Вводные слова выделяются, как правило, з а п я т ы м и.П р и м е р ы. Казалось, кто-то дышит, огромный и усталый. (Кор.) Я вас, пожалуй, в свою избу проведу. (Т.) Стали искать черкесов во всех кустах и, разумеется, ничего не нашли. (Л.)
П р и м е ч а н и е. От вводных слов надо отличать члены предложения, которые не следует выделять запятыми.
П р и м е р ы. Эти слова сказаны к с т а т и (к а к?) [кстати — обстоятельство образа действия).—Захватите с собой, к с т а т и, ваши книги (кстати— вводное слово) Отнеситесь мужественно (к чему?) к несчастью (к несчастью—дополнение). К несчастью, был сильный туман (к несчастью— вводное слово).
От вводных слов надо отличать частицы, которые не следует выделять знаками препинания:
1) Частицы, выражающие сомнение, предположение, например: вряд ли. едва ли, якобы, будто, будто бы и т. п.: Бежит и слышит за собой как будто грома грохотанье. (П.)
2) Частицы определительные (например: именно, как раз, почти, приблизительно, ровно), усилительные (например: ведь. вот даже. решительно. положительно, определённо, просто), ограничительные (например: только, единственно, исключительно): Это просто издевательство. (Ч.) Нет близких ровно никого. (И.)
§ 72. Вводные предложения.
Отношение говорящего к высказываемой мысли, оценка речи собеседника или происходящих событий могут выражаться не только с помощью вводных слов, но и с помощью вводных предложений, например:
1) Вы, я думаю, привыкли к этим картинам. (Л.) 2) Маленький Парфёнов стоял, вытянувшись, в воинственной позе, придерживая рукой кобуру нагана,— наверное, на этом настоял фотограф. (К. С.)
В произношении вводные предложения выделяются паузами и интонацией. На письме вводные предложения отделяются или з а п я т ы м и, или т и р е, или с к о б к а м и в зависимости от значения вводного предложения и степени его распространения, например: Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска. (П и с а р е в.) Тут — делать нечего — друзья поцеловались. (Кр.) Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нём была довольно свободная), а по привычке. (Т.)
Упражнение 91. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите вводные слова и объясните их значение.
1. Лоша...ка его [Касьяна], к исти...ому моему удивлению, бежала очень н...дурно. 2) Н... наткнувшись н... на один выводок, дошли мы, наконец, до новых ссечек. 3) — Скажи, пожалуйста, Касьян,— начал я, н... спуская глаз с его слегка раскрасневш...гося лица,— чем ты промышля...шь? 4) Я об…рнулся и увидел маленькую крестьянскую девочку лет восьми... Она, вероятно, н...как н... ожидала нас встретить; как говори...ся, наткнулась на нас и стояла н...подвижно в зелёной чаще орешника. 5) Ерофей мой снова находился в сумрачном расположе-ни... духа... И в самом деле, ничего с...естного он в деревн... н... нашёл, водопой для лошадей был плохой. 6) Призна...ся, я не очень обрадовался предложению Радилова, но отказа...ся было невозможно. 7) Мы пошли было с Ермолаем вдоль пруда, но во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, н... держится; во-вторых, если даже какой-нибудь отсталый и н...опытный чирок и подвергался нашим выстрелам и лишался жизни, то достать его из сплошного майера наши собаки н... были в состоянии. 8) Какие безделицы, подумаешь, могут иногда ра...-троить человека! 9) После обеда Климент Иванович внезапно погрузился в задумчивость, или, говоря прямо, слегка осовел. 10) Н...счастье н...сколько его н... изменило, а напротив, он стал ещё крепче и энергичнее. 11) Прасковья Ивановна брала с него за обед и пила его чай, следовательно, н... жаловалась на его присутствие.
(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)
92. Спишите, выделяя знаками препинания вводные слова. Определите, какими членами предложения являются слова, сходные с вводными, в парных предложениях. Обратите внимание на правописание выделенных слов.
1) Всё казалось прочно слаженным. (М. Г.) Она ,казалось ждала вопроса. (Л.) 2) Его знать нет дома. (Кр.) Он дал знать о себе. 3) Он желал вероятно развеселить нас. (Т.) Это вполне вероятно. 4) На лице её не было никаких признаков безумия; напротив глаза её с бойкой проницательностью останавливались на мне. (Л.) Я остановился в первой попавшейся гостинице; напротив был городской сад. 5) Вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая полянка оканчивалась лесом, с другой бежала маленькая речка. (Л.) 6) Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой чтобы и самому несколько отдохнуть и подкрепиться. (Г.)
93. Составьте предложения с данными словами так, чтобы в одних предложениях они были вводными, а в других — какими-либо членами предложения.
Видно, понятно, говорят, наоборот, таким образом, естественно, может, так сказать.
94. Укажите вводные слова и предложения; объясните расстановку знаков препинания.
1) В Дарьяльском ущелье так узко, пишет один путешественник, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. (П.) 2) Дубечня — так называлась наша первая станция — находилась в семнадцати верстах от города. (Ч.) 3) Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой. (П.) 4) Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей. (Т.) 5) Клещ. Какие они люди? Рвань, золотая рота... Люди! Я — рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот погоди... умрёт жена... Я здесь полгода прожил, а всё равно, как шесть лет... (М. Г.)
95. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
I. 1) Красивое безбородое лицо изво...чика казалось печальным и хмурым. 2) Он казалось чу...ствовал своё досто...нство. 3) Сердце у него действительно так и рвалось. 4) Ведь это всё так сказать для нашего блага делается. 5) Вера Нико… лаевна до сих пор н... прочла н... одного романа н... одного ; стихотворения словом н... одного как она выражается выдума...ого сочинения. 6) Переход от жизни мечтательной к действительной совершился во мне поздно может быть слишком поздно может быть до сих пор не вполне. 7) Рядчик пел; все слушали его с большим вниманием. Он видимо чу...ствовал, что имеет дело с люд...ми свед...щими, и потому как говорится просто лез из кожи. Действительно в наших краях знают толк в пении.II. 1) Белинский можно сказать импровизировал свои статьи. 2) Белинский бе...спорно обл...дал главными качества ми великого критика; в деле критик... ему н... у кого было спрашива..ся; напротив другие слушались его.
(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)
МЕЖДОМЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 73. Понятие о междометных предложениях.
М е ж д о м е т н ы м и называются предложения, состоящие из междометий, произн-есённых соответствующим восклицательным или побудительным тоном.
В междометных предложениях выражаются чувства или побуждения говорящих, например: 1) Тьфу! Оплошал (Гр.) — выражение досады. 2) Ба! Знакомые всё лица (Гр.) — выражение удивления. 3) У! Как свежо и хорошо! (Г.) — выражение восхищения. 4) На! — побуждение взять. 5) Вон! — резкий приказ удалиться и т. п,
Часто междометное предложение образуется фразеологическим словосочетанием междометного характера, например: Вот тебе на! (выражение разочарования). Была не была! (готовность что-то совершить при некоторой неуверенности в успехе) и т. п. Как и все фразеологические словосочетания, данные междометные словосочетания не распадаются на части, и предложения, следовательно, являются нерасчленяемыми.
П р и м е ч а н и е. Нельзя считать междометными предложениями такие, в которых междометие употреблено в роли другой части речи и является каким-либо его членом, например: Далече грянуло ура (П.) — междометие ура употреблено в роли существительного и является подлежащим. Колокольчик динь-динь-динь (П.) — междометие динь-динь-динь употреблено в роли глагола и является сказуемым. Ай да мёд! И в голову и в ноги так и бьёт (П.) — междометие ай да употреблено в значении прилагательного качественного (“хорош, превосходен”) и в предложении является сказуемым.
§ 74. Знаки препинания при междометных предложениях.
Междометные предложения отделяются в о п р о с и т е л ь н ы м з н а к о м, в о с к л и ц а т- е л ь н ы м з н а к о м, т о ч к о й, м н о г о т о ч и е м или з а п я т о й.
П р и м е р ы. 1) А-аа..! — удивился Костыль, слушая Липу.— А-а!.. Ну-у? (Ч.) 2) Тс-с... Ну, что ты кричишь? (Крым.) 3) Ну, я всё уладил. (Гонч.) 4) Ужасно поют эти люди... фуй! Как шакалы. (Ч.) 5) Караул! Бери, окаянный, и лошадь, и телегу. только не губи ты моей души! Караул! (Ч.) 6) Я, ей-ей, не виноват ни душой, ни телом. (М. Г.) 7. Я, увы! не понял его.
П р и м е ч а н и я. 1. От междометий надо отличать похожие на них частицы, которые запятой не отделяются. Сравните П р и м е р ы: О, вы были ребёнок резвый. (П.) Но не хочу, о друга, умирать. (П.) (В первом примере о — междометие, выражающее восхищение; во втором — частица при обращении.)
2. Междометие не выделяется запятыми, когда оно является членом предложения, например сказуемым со значением повелительного наклонения:
На книгу-то! Марш отсюда! Айда на Волгу, ребята!
§ 75. Слова-предложения.
Неизменяемые слова, употребляемые в диалоге в качестве реакции на речь собеседника, составляют класс так называемых с л о в п р е д л о ж е н и й. Слова-предложения могут выражать согласие, утверждение: Да. Ладно. Так. Пожалуй; несогласие, отказ: Нет. Слова-предложения обычно играют роль реплик в диалоге, например: — Пойдёшь гулять? — Да.— Вы можете завтра прийти на родительское собрание? — Нет. Я сегодня уезжаю в командировку.
П р и м е ч а н и я. 1. От слова-предложения Heт, выражающего отрицание или несогласие, следует отличать нет—сказуемое безличных предложений, выражающее отсутствие чего-либо (ср.: У него нет денег}. Нет— сказуемое безличного предложения управляет родительным падежом существительного, а Нет — слово-предложение не управляет ничем.
2. От слова-предложения Да следует отличать соединительный союз да и частицу да, употребляемую нередко в сочетании с другими словами: да ну, да ладно, да хорошо, да нет. Такое да произносится безударно, например: — Поедешь на дачу? — Да нет: я сестру жду.
Упражнение 96. Спишите, расставляя знаки препинания.
1)О если б голос мой умел сердца тревожить (П.) 2) Хвалю тебя о верный град (П.) 3) Ура ты заслужил венок себе лавровый и твёрдостью души и смелостью ума (П.) 4) О если б в небо хоть раз подняться (М. Г.) 5) О Волга после многих лет я вновь принёс тебе привет (Н.) 6) Как я люблю море ах как я люблю море (Ч.) 7) Эх как бы надо учить тебя (М. Г.) 8) Откупись Хорь ей откупись (Т.) 9) Ну тащися Сивка (Кольц.) 10) Нашла [мартышка] чурбан и ну над ним возиться (Кр.) 11) Ах злые языки страшнее пистолета (Тр.) 12) Татьяна ах а он [медведь] реветь (П.) 13) Ай да Марья Марья клад (Н.) 14) Ты шутишь? — Нет я не шучу (Н.)
ОБОСОБЛЕННЫЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 76. Общее понятие об обособлении.
Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются о б о с о б л е н н ы м и.
Сравните: 1) Раздался выстрел, который разбудил тишину леса. 2) Раздался выстрел, разбудивший тишину леса. 3) Раздался громкий выстрел. В этих предложениях при слове выстрел имеются определения. В первом предложении определение который разбудил тишину леса выражено придаточным предложением; это придаточное определительное предложение выделяется интонационно: перед ним имеется пауза и повышение голоса, оно имеет логическое ударение на слове разбудил. Во втором предложении определение разбудивший тишину леса выражено причастным оборотом, стоящим за определяемым словом; это определение выделяется интонационно совершенно так же, как придаточное предложение; перед ним имеется пауза и повышение голоса, оно имеет логическое ударение на слове разбудивший. В третьем предложении определение громкий, выраженное прилагательным, стоящим впереди определяемого слова, не обособляется.
Разные члены предложения обособляются по разным причинам. В одном случае члены предложения обособляются потому, что по своему значению в предложении приближаются к сказуемому, являются как бы второстепенными, ослабленными сказуемыми. Приближаясь по значению к сказуемому, они имеют большую смысловую самостоятельность, что выражается в произношении. По значению ближе всего к сказуемому находятся деепричастия; поэтому они, как правило, обособляются, например: Тучи, редея, лениво расползались по небу. (М. Г.) На дворе, отражаясь в лужицах между камней, блестит радостно весеннее солнце. (М. Г.) Часто обособляются согласованные определения и приложения, так как причастия, прилагательные и существительные выступают в предложении и в роли сказуемых. Ср.: 1) Михаил—кузнец (кузнец—сказуемое). Михаил, кузнец, работает сегодня в поле (кузнец — обособленное приложение). 2) Мартовская ночь была облачная и туманная (облачная и туманная — сказуемые).— Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (облачная и туманная — обособленные определения).
В другом случае члены предложения — обстоятельства — обособляются потому, что, являясь распространёнными, имеют смысловую самостоятельность, выделяются в произношении, по смыслу и по произношению приближаются к придаточным частям сложноподчинённого предложения, например: К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены. (Л.) (Обособленное обстоятельство причины. Сравните выражение той же мысли при помощи придаточной части сложноподчинённого предложения: Так как охота была неудачной, наши кони, к счастью, не были измучены..)
В третьем случае члены предложения обособляются потому, что используются в предложении как нечто добавочное, введённое для уточнения какого-либо члена предложения или для сообщения о нём чего-то дополнительного. На добавочный характер этих членов предложения указывает произношение, например: 1) Поодаль, вокруг огня, веером растянулись бойцы. (Н. О.) (Обособленное уточняющее обстоятельство места.) 2) В этом взгляде, да и во всём поведении Лидии, явилось нечто новое. (М. Г.) (Обособленное присоединительное дополнение.)
§ 77. Обособление согласованных определений.
С о г л а с о в а н н ы е о п р е д е л е н и я, выраженные причастиями и прилагательными, обособляются в следующих случаях:
1. Определения, выраженные причастиями и прилагательными, обычно обособляются, если они стоят после определяемых слов и имеют при себе зависимые члены.
П р и м е р ы. Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству. (Купр.)
Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река. затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. (Кор.)
2. Два и больше нераспространённых определения обособляются, когда они стоят после определяемого слова, особенно если перед этим словом уже есть определение.
П р и м е р ы. Мне нравится его спокойствие и ровная речь, простая и ясная. (М. Г.) Потом пришла весна, яркая, солнечная. (М. Г.)
В двух случаях определения, выраженные причастиями или прилагательными и стоящие после определяемого слова, не обособляются.
1) Когда определяемое слово требует обязательного прибавления определения, то обособления не бывает.
В предложении Лицо его имело выражение приятное, но довольно плутовское (П.) определения приятное, но довольно плутовское нельзя обособить от определяемого существительного выражение, так как получится бессмыслица; лексическое значение этого слова требует обязательного прибавления определений. Нельзя обособить определения и в следующем предложении: Ко мне вошёл молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым. (П.) И здесь отрыв определений смуглым и отменно некрасивым от слова лицом создаёт бессмыслицу.
2) Когда для говорящего важно всё сочетание определения с определяемым, он не обособляет определения.
В предложении Кто это сделал тебе скрипку такую звонкую и чуткую? (М. Г.) для автора важна не скрипка сама по себе, а скрипка такая звонкая и чуткая, поэтому автор и не обособляет определений.
В предложении По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (П.) определения не обособлены. Для автора важна не дорога сама по себе, а дорога зимняя, скучная.
3. Определения, распространённые и одиночные, стоящие впереди определяемого подлежащего, обособляются, если между ними и подлежащим имеются другие члены предложения, например: Освещённые скрытыми рефлекторами, горят разноцветные капли огня. (Купр.) На лавке, разбросанные, лежали поршни, ружьё, кинжал, мешочек, мокрое платье, тряпки. (Л. Т.)
4. Определения, распространённые и одиночные, стоящие непосредственно перед подлежащим, обособляются только тогда, когда имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное, временное); эти определения относятся не только к подлежащему, но и ко всему остальному содержанию предложения.
Ободрённый знаками всеобщего удовольствия, рядчик совсем завихрился. (Т.) Определение к подлежащему рядчик одновременно служит обстоятельством причины к остальному содержанию предложения. (Почему совсем завихрился?)
Широкая, свободная, аллея вдаль влечёт. (В. Б.) (К а к а я аллея? П о ч е м у аллея вдаль влечёт?)
П р и м е ч а н и я. 1. Определения, имеющие обстоятельственное значение, возникли в речи под влиянием деепричастных оборотов, состоявших из страдательных причастий или прилагательных с деепричастной связкой будучи, типа Будучи от природы незлопамятным, я искренне простил ему и нашу ссору, и рану. (П.) При пропуске связки прилагательные и страдательные причастия сохранили обстоятельственное значение.
2. Служа для пояснения сказуемого, обособленные определения, имеющие обстоятельственное значение, нередко ставятся вдали от подлежащего:
Митя надел фуражку с кокардой и, торжествующий, радостный, выбежал на улицу. (Ч.)
5. Определения всегда обособляются, если относятся к личным местоимениям (распространённые и одиночные, стоящие впереди и позади определяемого слова). Определения, относящиеся к личным местоимениям, обычно имеют добавочное обстоятельственное значение и одновременно поясняют сказуемое.
П р и м е р ы: Усталая, она замолчала. (М. Г.) (Так как она была усталой, то замолчала.) К. тебе, сердитому, никто уж не пойдёт. (Остр.) (К тебе, когда ты сердит, никто уж не пойдёт.)
П р и м е ч а н и я. 1. Своеобразное значение некоторых разрядов местоимений вызывает особенности в обособлении определений при них. Как правило, не обособляются определения при неопределённых местоимениях; в этих сочетаниях определение, дополняя смысл местоимения, сливается с ним в одно целое, например: В его глазах было что-то тревожное и очень печальное.
Как правило, не обособляются определения, стоящие после определительного местоимения весь, имеющего значение обобщения, например: Все присутствующие на собрании горячо приветствовали пионеров.
Но если определительное местоимение употреблено в значении существительного, то определение при нём может обособляться, например: Всё, цветущее, благоухающее, молодое, радовало меня.
2. Прилагательные и причастия вне зависимости от каких бы то ни было условий не обособляются, если они входят в составное сказуемое: Он пришел особенно возбуждённый и веселый. (Л. Т.) Говорится не о том, что “он пришёл”, а о том, что “он пришёл особенно возбуждённый и весёлый”. Сказуемым является пришёл возбуждённый и весёлый.
§ 78. Обособление несогласованных определений.
1. Несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательных, обычно обособляются, так как по значению приближаются к ослабленному сказуемому; они обычно стоят позади определяемого слова и имеют зависимые слова, например: Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок. (А. К. Т.)
2. Определения, выраженные косвенными падежами имён существительных, как правило, стоят после определяемых слов.
Они обычно не обособляются, объединяясь с определяемым словом в словосочетание-называние, например: Найдите там даму в серой шляпке с белой птицей и скажите, что я здесь. (Ч.) Они обособляются, если только дополняют и уточняют представление об известном уже предмете или лице, например:
Величественно вышла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее. (М. Г.) Определяемое существительное мать обозначает уже известное лицо, определения же только дополняют наше представление о матери в данный момент; поэтому определения обособлены.
Определения, выраженные существительными в косвенных падежах, обычно обособляются, когда относятся к личным местоимениям и к именам собственным: Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.) Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. (Л. Т.)
Личные местоимения указывают на лицо, уже известное из предыдущего изложения. Собственные имена точно обозначают лицо или предмет, чтобы выделить его из ряда подобных.
Наконец, определения, выраженные косвенными падежами существительных, обычно обособляются:
а) когда следуют за обособленными определениями, выраженными прилагательными и причастиями, например: Этот рысистый человек, тощий, с палочкой в руке, сверкал и дымил, пылая ненасытной жадностью к игре делом (М. Г.);
б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами, например: Бедный гость, с оборванной полой и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол. (П.)
Упражнение 97. Поставьте определения вместе с зависимыми от них словами (где они есть) так, чтобы они были обособленными, и напишите. Вставьте пропущенные буквы.
1) Осенё...ая деревьями дорога изв...вается около горы. 2) Солнце поднялось над горами и сг...няло ещё лежавший в тени ин...й. 3) На дворе стояла запряжё...ая двумя волами арба. 4) Ручеёк изв...вался молча около полуобнажё...ых осенью деревьев. 5) Все стены пестрели от выреза...ых из журналов картин. 6) Его длинные густые волосы н... скрывали выпуклостей просторного черепа.
98. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания; объясните правописание окончаний прилагательных и причастий.
1) Она встретила сына с радостью, неожиданной для него. (М. Г.) 2) И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми. (М. Г.) 3) Её вопросы, громкие и ясные, как будто разбудили людей. (М. Г.) 4) В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. (М. Г.) 5) Большие деревья, лишённые снизу ветвей, поднимались из воды, мутной и чёрной. (А. Н. Т.) 6) Бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет. (Л.) 7) Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты. (Л. Т.) 8) Расколебленное ночной бурей, море до самого горизонта белело барашками. 9) При виде Калиновича лакей, глуповатый с лица, но в ливрее с галунами, вытянулся в дежурную позу. (П и с е м с к и й.) 10) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из дворов ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид. (Ч.)
11) Босая, в одной рубахе, она быстро сошла вниз. (М. Г.) 12) Говорил один из казаков, запылённый и на потной лошади. ("Л. Т.) 13) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (Т.) 14) В белом платье, с нерасплетёнными косами по плечам, она тихонько подошла к столу. (М. Г.) 15) Передо мной, в синей долгополой шинели, стоял старик среднего роста, с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (Т.)
99. Прочитайте, укажите обособленные и необособленные определения; объясните, почему определения обособлены; затем спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
1) Молодой месяц св...тивший сначал... заш...л за горы. 2) Мя...кие шаги людей обутых не в сапоги приближались. 3) Солдаты теперь н... только слышали но и увид...ли две тени проходившие в пролёте между деревьями. 4) Хаджи-Мурат сдержал своего т...жело дышавшего и посеревшего от пота белого коня и ост...новился. 5) Один из сидевших у костра людей быстро встал и подош…л к Хаджи-Мурату. 6) Хаджи-Мурат достал один из хозырей вынул пулю затыка...щую его и из-под пули свёрнутую трубочкой записку. 7) Хаджи-Мурат поднял голову и взгл...нул на светившееся уже сквозь стволы деревьев небо на востоке и спросил у сидевш…го поодаль от него мюрида о Хан-Магоме. 8) Разбудил его весёлый голос Хан-Магомы возвращавш…гося с Батою из своего посольства. 9) Солнце бл...стало и на только что распустивш…йся листве и на молодой девственной траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки видневш…йся влево от дороги.
(Л. Н. Т о л с т о й.)
100. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.
В СТАНИЦЕ
Было время самое рабочее. Всё население станиц кишело на арбузных бахчах и виноградниках. По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы верхом налож...нные ч...рным виноградом. На пыльной дороге измятые колёсами валялись кисти. Мальчишки и девч...нки в испачка...ых виноградным соком рубаш...нках с кистями в руках и во рту бегали за матерями. Обвяза...ые до глаз платками мамуки вели быков запряж…нных в высоко наложенные виноградом арбы. В воздухе над садами стоял смрад. Тёплый сильный ветер проходивший сквозь ветви не приносил прохлады а только однообразно гнул вершины ра...ыпанных по садам груш...вых персиковых и тутовых деревьев. Рабочая пора уже нач…лась две недели тому назад, и тяж...лая н…престанная работа зан...мала всю жизнь молодой девки. Но только потухала заря она уже шла в хату и, поужинав в тёмной избушке с отцом матерью и братишкой, бе...заботная здоровая входила в хату садилась на печь и в полудремоте слушала разговор постояльца. Иногда она бывала ласкова но больш…й частью каждый взгляд каждое слово каждое движение её выражали это равнодушие не пр...зрительное но под...вляюшее и чарующее.
(По Л. Н. Т о л с т о м у.)
101. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные определения подчеркните. Вставьте пропущенные н или нн.
САД
Позади дома был старый сад уже одичавший заглуше...ый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой; сквозь стекля.. .ую дверь видна была комната с паркетным полом должно быть гости...ая. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клёны и вязы уже ощипа...ые коровами. Было густо, и сад казался непроходимым но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи сосны и старые липы-сверстницы уцелевшие от прежних аллей а дальше за ними сад расчищали для сенокоса. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни сливы раскидистые яблони обезображе...ые подпорками и старые груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке поросшей зелё...ым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница неистово квакали лягушки. На воде гладкой, как зеркало, изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоже...ые весёлой рыбой. Тихий плёс манил к себе, обещая прохладу и покой.
(А. П. Ч е х о в.)
102. Спишите, вставляя обособленные определения, помещённые в скобках, согласуя их с существительными, к которым их по смыслу следует отнести. Расставьте запятые.
1) Между тучами ласково блестели тёмно-голубые клочки неба (украшенный золотыми крапинками звёзд). 2) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли (незадолго до вечера обильно смоченный дождём).
3) Широкая туча стала расти и показываться из-за вершин деревьев (давно лежавший свинцовой пеленой на самой черте небосклона). 4) Искрятся пустынные окрестные бугры (осыпанный лебяжьим пухом молодого снега). 5) Лукашка сидел несколько боком на своём сытом гнедом коне (легко ступавший по жёсткой дороге и подкидывавший красивою головой с глянцевитою тонкою холкой). 6) Проехав несколько шагов, они увидели казака (сидевший за песчаным бугром и заряжавший ружьё).
§ 79. Обособление приложений.
1. Распространённое приложение обособляется всегда, если относится к имени нарицательному или местоимению. Если же оно относится к имени собственному, то обособляется тогда, когда стоит позади него.
Во всех этих случаях приложение является как бы ослабленным второстепенным сказуемым.
П р и м е р ы. Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю. (М. Г.) Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье. (П.) Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. (Кр.)
4) А. С. Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве. (Ср.: Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве.)
2. Имя собственное (распространённое и нераспространённое), стоящее после нарицательного, обособляется, если служит для уточнения. В этом случае оно иногда присоединяется при помощи слов по имени, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п.
П р и м е р ы. Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе. (П.) У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные. (Т.) Один из псарей Троекурова. по имени Парамошка, обиделся на слова Дубровского.
3. Нераспространённое приложение, выраженное существительным нарицательным, обособляется в следующих случаях:
1) Если относится к личному местоимению, например:
Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий. (Л. Т.)
П р и м е ч а н и е. Определяемое личное местоимение может и отсутствовать: Эка, бездельник, как расписывает! (Г.) (Приложение бездельник относится к отсутствующему местоимению он.)
2) Если относится к существительным собственным и стоит после них, например: Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель. (Л. Т.)
П р и м е ч а н и е. Приложение, стоящее впереди имени собственного, обособляется только тогда, когда имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное) и одновременно поясняет и сказуемое, например: Меж тем, механик деревенский, Зарецкий жёрнов осуждал (П.) (т. е. “будучи механиком деревенским...”).
3) Если относится к нарицательному существительному, распространённому пояснительными словами, например: Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок. (Ч.)
Если и приложение, и поясняемое им слово являются существительными нарицательными и не имеют зависимых слов, то они сливаются по смыслу и в произношении как бы в одно слово и на письме соединяются д е ф и с о м, например: И вот сама идёт волшебница-зима. (П.) Вьётся улица-змея. (В. М.)
В некоторых случаях нарицательное существительное, стоящее после собственного, тоже сливается с ним как бы в одно слово и на письме присоединяется д е ф и с о м, например:
Ступайте в дворовую избу, а не то к Аграфене-ключнице. (Т.) Ходил Стенька Разин в Астрахань-город. (П.)
П р и м е ч а н и е. Дефис не ставится, если приложение, обозначающее профессию, звание, социальную принадлежность и т. п., относится к словам гражданин и товарищ: гражданин судья, товарищ профессор. Раздельно пишутся также названия классов предметов или существ с названиями видов этих предметов и существ: рыба акула, пшеница полтавка.
4. Приложения, присоединяемые союзом как, обособляются, если они указывают причину, например: Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению. (А.) (Сосна, так как она дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.)
Обособленные приложения выделяются з а п я т ы м и или т и р е: В избушке, распевая, дева прядёт, и, зимних друг ночей, трещит лучинка перед ней. (П.) Старший урядник — бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу— скомандовал “строиться”. (Шол.)
П р и м е ч а н и е. Вместо запятых распространённое приложение может выделяться тире в следующих случаях:
1) Если перед приложением можно подразумевать без изменения смысла речи союз а именно: Основная директива — повышение качества продукции — выполняется успешно.
2) Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному: Со мной был чугунный чайник— единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. (Л.)
3) Если приложений несколько, чтобы установить грань между приложениями и определяемым существительным: Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах. (Кр.)
4) Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членом: В комнате сидела бабушка, мой брат — пятилетний Петя, сестра Нина и я.
Упражнение 103. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания.
1) Перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка. (Л. Т.) 2) Хозяин сакли, Садо, был человек лет сорока. (Л. Т.) 3) Малаша, шестилетняя девочка, осталась в избе. (Л. Т.) 4) Он задумался о своей жизни в сравнении с жизнью Ивана Матвеевича, каптенармуса. (Л. Т.) 5) Владимир узнал Архипа-кузнеца. (П.) 6) Девочки-подростки на другом углу площади уже водили хороводы. (Л. Т.) 7) Её отец, ботаник, был командирован на Канарские острова и там умер. (М. Г.) 8) Марья Васильевна вместе с сыном, шестилетним красавцем, кудрявым мальчиком, встретила Хаджи-Мурата в гостиной. (Л. Т.) 9) Он заложил новый сад и новый корпус, строение для дворовых. (Л. Т.) 10) Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. (Н. О.) 11) Я поссорился с Алексеем Ивановичем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. (П.) 12) Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренне полюбил Лаврецкого. (Т.) 13) Оленин смотрел на Ванюшу только как на слугу. (Л. Т.)
104. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
1) Смеш...н суетливый попрыгун дядя Алексей. 2) Уютный дом её наполнен подругами дочери её девицами лучших семей города. 3) Второй сын Яков кругленький и румяный был похож лиц...м на мать. 4) Толстый кучер Яким кроткий человек ласково и робко успокаива...т коней. 5) Там двоюр...дный брат мой работает мастером. 6) В дальнем углу светилось ж...лтое пятно огонь в квартире Серафима. 7) Всего лишь пять лет назад он пог...релец красивый здоровый явился на фабрику вместе с бойкой женой. 8) Помялов с Воропаевым прос...т меня уговорить вас братьев продать им фабрику. 9) В сизой туч... за Москвой рекой сверкнула молния. 10) В гнев... грома ч...ткий демон он давно усталость слыш...т.
(Из произведений М. Г о р ь к о г о.)
§ 80. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием.
Деепричастия обозначают добавочные действия, которые поясняют основное действие или состояние, выраженное сказуемым. Отношения между действием, выраженным сказуемым, с одной стороны, и действием, выраженным деепричастием, с другой стороны, могут быть различны. Эти отношения близки к тем, которые имеются между сказуемыми главного и придаточного предложения, а в некоторых случаях между однородными сказуемыми в простом предложении. Деепричастие одно или с зависимыми словами может обозначать действие предшествующее, например: Закаркав, отлетела ватага чёрная ворон. (П.) Может обозначать действие одновременное, например: Мальчик, глядя в окно вагона, счастливо улыбался. В этих случаях деепричастия отвечают на вопрос к о г д а? и являются обстоятельствами времени. Деепричастие или деепричастный оборот может выражать действие, которое является причиной основного действия, например: Василиса Егоровна оставила меня в покое, видя моё упорство. В этом примере деепричастный оборот отвечает на вопрос почему? и является обстоятельством причины.
Деепричастие может обозначать способ (образ) основного действия, например: Трезор бежал впереди, помахивая хвостом. (Н. О.) Здесь деепричастный оборот отвечает на вопрос
к а к? к а к и м о б р а з о м? и является обстоятельством образа действия.
Деепричастие может иметь и другие значения. Приближаясь по значению к сказуемому придаточного предложения или к однородному сказуемому, деепричастия одиночные и с зависимыми словами, как правило, обособляются и выделяются на письме запятыми: 1) Облокотясь на бархат ложи, девушка не шевелилась. (Т.) 2) Она сидела у окна, отвернувшись, и казалась бледной. (Т.) 3) Чертопханов, не останавливаясь и не оглядываясь, шёл большими шагами. (Т.)
На самостоятельность деепричастия указывает то, что оно может присоединяться, как придаточное предложение, сравнительным союзом, например: Невидимый ручеёк мирно болтал переливчатыми и гулкими звуками, как будто втекая в пустую бутылку. (Т.)
П р и м е ч а н и е. После союза и перед деепричастным оборотом (или деепричастием) паузы не бывает, а запятая ставится, чтобы показать начало деепричастного оборота на письме: 1) Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. (Т.) 2) Хаджи-Мурат остановился, бросив поводья, и, привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул её. (Л. Т.)
Деепричастие не обособляется, когда оно сливается с глаголом-сказуемым в одно смысловое целое. Например, в предложении Ходил Никонов согнув спину (М. Г.) автор хочет сказать не то, что Никонов ходил, а то, что он ходил с согнутой спиной.
2. Не обособляется группа однородных членов, состоящая из деепричастия и наречия, связанных сочинительным союзом, например: 1) Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям. (М. Г.) 2) Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно. (Пом.)
3. Не обособляются одиночные деепричастия, непосредственно примыкающие к сказуемому и имеющие значение обстоятельства образа действия, например: 1) Вы и в залу входите танцуя (Л. Т.) (танцуя, т. е. весело, с движениями, напоминающими танцы). 2) До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (Л. Т.) (не прерываясь, т. е. без перерыва). 3) Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь (Гр.) {смеясь, т. е. без забот, весело). В этом случае деепричастия начинают приобретать значение наречия. (Ср.: В городки мы стали играть, выкупавшись, где выкупавшись — деепричастие, обстоятельство времени.)
В некоторых случаях деепричастия и деепричастные обороты окончательно превращаются в наречия или в цельные наречные сочетания, которые не обособляются, например: нехотя, лёжа, стоя, сидя; сложа руки, спустя рукава, сломя голову, разинув рот.
П р и м е р ы. 1) Он принялся было чинить перья, да сидя уснул. (Т.) 2) Григорий стоит потупя голову. (Н.)
П р и м е ч а н и е. Если деепричастию предшествует противительный союз а, который относится к этому деепричастию, то запятая между союзом а и деепричастием не ставится, например: Он не думал о встрече с Софьей Антоновной, а неожиданно столкнувшись с нею у подъезда театра, растерялся.
Упражнение 105. Прочитайте. Объясните расстановку знаков препинания. Укажите значение деепричастий. Объясните слитное и раздельное написание частицы не.
1) Взмахивая на солнце серебряным топором, он ловко затёсывал кол и тихонько напевал. 2) Он ушёл неохотно, тяжело шаркая ногами. 3) С визгом и смехом, толкаясь, сбежали в сад девицы и, окружив стол ярким венком сарафанов, запели величанье. Пётр осторожно усмехнулся, поглядывая на девиц и дёргая себя за ухо. 4) Он говорил не волнуясь и, вспоминая подходящие пословицы, обильно смазывал жиром мудрости речь свою. 5) Баймаков слушал, молча глядя в угол. 6) Думы мешали ему, внезапно возникая в неудобные часы, нападая во время работы. 7) Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы, держа под мышкой палку. 8) За гробом шагала нахмурясь, но без слез Зинаида. 9) Можно прожить и не хвастаясь умом, без этих разговоров. 10) В воздухе трепещет золотая паутина, сплетаясь в прозрачные узоры пламени, и замирает, любуясь своей красотой, отражённой в воде.
(М. Г о р ь к и й.)
106. Спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните деепричастия вместе с зависимыми словами (если они имеются); устно укажите, какие добавочные действия обозначают деепричастия.
За курганом садилось солнце. Горький полынный запах выкошенной степи к вечеру усилился но стал мягче желанней утратив полдневную удушливую остроту. Жара спала. Быки шли охотно, и взбитая копытами пресная пыль на лежнике подымалась и оседала на кустах придорожного татарника. Верхушки татарника с распустившимися малиновыми макушками пламенно сияли. Над ними кружились шмели. К далёкому степному пруду перекликаясь летели чибисы. Дарья лежала на покачивающемся возу вниз лицом опираясь на локти изредка взглядывая на Наталью. Та о чём-то задумавшись смотрела на закат, на спокойном чистом лице её бродили медно-красные отблески.
(М. Ш о л о х о в.)
107. Прочитайте, укажите, из какого произведения М. Горького взят этот отрывок. Укажите предложения с деепричастными оборотами и значение этих оборотов. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
Охорашиваясь одёргивая жёлтую рубаху Цыганок осторожно точно по гвоздям ш...гая выходил на середину кухни... Бешено звенела гитара дробно стучали каблуки на столе и в шкафу дребезжала посуда а среди кухни огнём пылал Цыганок реял коршуном размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув прис...дал на пол и м...тался золотым стрижом осв.-.щая всё вокруг блеском шёлка а шёлк содр...гаясь и
струясь словно г...рел и плавился...
Вдруг она [бабушка] молодо встала оправила юбку выпр...милась вскинув тяжёлую голову и пошла по кухне... Дядя весь вскинулся вытянулся прикрыл глаза и заиграл медленнее;
Цыганок на минуту остановился и подск...чив пошёл вприсядку кругом бабушки а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками подняв брови глядя куда-то вдаль тёмными глазами... Бабушка не плясала а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько задумавшись покачиваясь поглядывая вокруг из-под руки и всё её большое тело колеблется нерешительно ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась вдруг испугавшись чего-то лицо дрогнуло нахмурилось и тотчас зас...яло доброй приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону уступая кому-то дорогу отводя рукой кого-то; опустив голову зам...рла прислушиваясь улыбаясь всё веселее — и вдруг её сорвало с места закружило вихрем вся она стала стройней выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от неё: так буйно красива и мила ст...новилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
(М. Г о р ь к и й.)
§ 81. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, вызывается следующими причинами: значением обстоятельства, наличием при обстоятельстве пояснительных слов, положением его перед сказуемым и намерением говорящего. Обстоятельство образа действия и обстоятельство места обособляются реже, чем обстоятельства причины и уступительные. Обстоятельства, распространённые пояснительными словами, обособляются чаще, чем нераспространённые обстоятельства, например: 1) Петя вечером ушёл к товарищу. 2) Петя, после полученного им решительного отказа, ушёл в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. (Л. Т.) В случае обособления распространённые обстоятельства по смыслу и по произношению приближаются к придаточным предложениям.
1. Всегда обособляется и выделяется запятыми обстоятельство с предлогом несмотря на, имеющее уступительное значение, например: Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. (Т.)
2. Обособление других обстоятельств зависит от стилистических задач, от намерения автора. Авторы обычно обособляют их, если придают им особое значение или, наоборот, рассматривают их как попутные замечания, например: Крейсеры, ввиду недостатка места в бухте, держались в открытом море. (Нов.-Пр.)
Особенно часто обособляются следующие обстоятельства:
а) обстоятельства п р и ч и н ы со словами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу и др.;
б) у с т у п и т е л ь н ы е обстоятельства с предлогом вопреки;
в) обстоятельства у с л о в и я со словами при наличии, при отсутствии и др.
П р и м е р ы: 1) Старый и седобородый Януш, за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.) 2} При наличии благоприятной погоды, завтра выезжаем в Казань. 3) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Л.)
§ 82. Обособление дополнений.
Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно следующие:
а) дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др., обозначающие предметы, исключаемые из ряда других предметов: Все, кроме жены, считают его виновным во всём (М. Г.);
б) дополнения с предлогами помимо, сверх, включая, кроме, обозначающие предметы, включаемые в ряд других предметов: Кроме Веленчука, около костра грелись ещё пять человек солдат. (Л. Т.)
Упражнение 108. Найдите обстоятельства, укажите, какие это обстоятельства, чем они выражены, и подумайте над тем, почему они обособлены или не обособлены. Выпишите прим- еры с обособленными обстоятельствами, подчеркните в них предлоги.
1) Леса, несмотря на тропический зной, не отличались тропической пышностью. (Нов.-Пр.) 2) Я ехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать. (Л.)
3) Казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном. (Л.)
4) Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (П.) 5) Несмотря на обилие суеты в магазине и работы дома, я словно засыпал в тяжёлой скуке. (М. Г.) 6) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря. (М. Г.) 7) Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным. (Т.) 8) Сверх красивой и приятной наружности, он обладал хорошими манерами. (Т.)
109. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописание не и ни.
1) Род деятельности охотника Носкова никому кроме вас и меня не мог быть известен. (М. Г.) 2} Кроме полезного Сафрон заботился ещё о приятном. (Т.) 3) В ней вместо прежней доверчивости появилось замешательство. (Т.) 4) Все встали и отправились на террасу за исключением Гедеоновского. (Т.) 5) Все не исключая и самого кучера опомнились только тогда, когда на них наскакала коляска с шестёркой лошадей. (Г.) 6) Я думаю кроме России в сентябре месяце нигде подобных дней не бывает. 7) Она придя на сход вместо Осипа стала браниться. (Ч.) 8) Несмотря на все мои старания я никак не мог заснуть. (Т.) 9) За неимением комнаты для проезжающих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) 10) Пётр Васильевич любил видеть у себя гостей и угощать их несмотря на скудность своих средств. (Т.) 11) Маленькая спальня Верочки выходила в сад, и кроме чистенькой её кроватки да умывального столика с зеркальцем да одного кресла в ней мебели не было. (Т.)
§ 83. Обособление уточняющих членов предложения.
У т о ч н я ю щ и м называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, но не являющийся однородным с ним, а служащий для уточнения. Уточняющие члены могут быть распространёнными. Уточняющие члены предложения являются как бы неполными предложениями, введёнными в основное.
В предложении Здесь, на поле Бородина, русская армия покрыла себя неувядаемой славой уточняющее обстоятельство места на поле Бородина отвечает на тот же самый вопрос (где?), что и обстоятельство места здесь, после которого оно стоит; оно служит для уточнения содержания: здесь (а именно), на поле Бородина.
Уточняющие члены могут присоединяться к уточняемым ими словам посредством пояснительных союзов то есть, или (в значении то есть), а именно и др., например: Они прежде, то есть до приезда в деревню, жили в большом ладу. (Т.) Когда пояснительных союзов нет, их можно подразумевать, например:
Алексей дерётся лихо, это его свои (а именно), городские, бьют. (М. Г.)
Уточняющий член может принадлежать к той же части речи, что и уточняемое слово, но может быть выражен и другой частью речи: 1) Иногда, очень редко, Пётр шутил (М. Г.) — наречие иногда уточняется наречиями же очень редко. 2) Говорил он долго, минут десять (М. Г.) — наречие долго уточняется сочетанием числительного с существительным: минут десять.
Уточняющие члены могут относиться как к главным, так и к второстепенным членам предложения.
П р и м е р ы. 1) Уточняющий член к сказуемому: Он сделал мне честь — посетил меня (П.); 2) уточняющий член к подлежащему: Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы (П.); 3) уточняющий член к дополнению: Он всеми силами души всегда желал одного — быть вполне хорошим (Л. Т.);
4) уточняющий член к определению: Ежели позволите, я свой стакан принесу, особливый (Л. Т.); 5) уточняющий член к обстоятельству: У неё было такое чувство, как будто она жила в этих краях давно-давно, сто лет. (Ч.)
Когда уточняющие члены присоединяются при помощи пояснительных союзов, то выделяются з а п я т ы м и: До шести часов вечера, то есть три часа подряд, Севастополь в азарте борьбы не отставал от противника по силе огня. (С.-Ц.) Если же они присоединяются без союзов, то выделяются з а п я т ы м и, т и р е или с к о б к а м и: 1) Я говорю теперь о самом себе спокойно, без всякой жёлчи. (Т.) 2) Он сам заговорил со студентами и старался казаться совсем своим, простым — душа нараспашку. (С.-Ц.) 3) Богатые месторождения селенита (разновидности гипса) имеются у нас на Урале.
Обстоятельства могут обособляться или не обособляться в зависимости от того, желает или нет говорящий подчеркнуть их уточняющий смысл; ср.: 1) Перед огнём, на опрокинутой лодке, сидела мельничиха. (Т.) 2) Мы решили отдохнуть на опушке под берёзкой.
Уточняющие определения могут не выделяться с обеих сторон, а только отделяться запятой от уточняемых ими определений: Торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани. (М. Г.)
Упражнение 110. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните уточняющие члены предложения.
1) (В) дали, ближе к рощ..., глухо стучал т...пор. 2) Это вот спальня, а там, за нею, ещё девичья. 3) Он (ни) когда н... смеялся, но иногда, весьма редко, хохотал истерически. 4) Мы гуляли довольно долго, до самого вечера. 5) Прямо (передо) мною, в углу, образов...ном тем обрывом и р...вниной, возле реки, которая в этом месте стояла (не) подвижным, тёмным зеркалом, под самой кручью холма, красным плам...нем г...рели и дымились друг подле дружки два огонька. 6) Лет пять тому назад, осенью, на дорог... из Москвы в Тулу, пришлось мне прос...деть целый день в почтовом дом..., (за) недостатком лошадей.
(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)
Повторительное упражнение 111. Прочитайте. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
Внизу под железной сетью “воздушной дороги” в пыли и в грязи мостовых безмолвно возя...ся дети, безмолвно, хотя они смею...ся и кричат, как дети всего мира но голоса их тонут в грохот... над ними, точно капли дождя в мор... . Они кажутся цветами, которые чья-то грубая рука выбросила из окон домов в грязь улицы. Питая свои тела жирными испарениями города они бледны и жёлты, кровь их отравлена, нервы раздражены зловещим криком ржавого металла, угрюмым воем порабощё..ых молний.
— Разве из этих детей выр...стут здоровые смелые гордые люди? — спрашиваешь себя. В ответ отовсюду скрежет хохот злой визг.
Вагоны несу...ся мимо Ист-Сайда квартала бедных компостной ямы города... Туда стекаю...ся все эти люди, и там из них вываривают золото. Канавы улиц кишат детьми.
Я очень много видел нищеты, мне хорошо знакомо её зелёное бе... кровное костлявое лицо. Её глаза тупые от голода и г...рящие жадностью хитрые и мстительные или рабски покорные и всегда н...человеческие я всюду видел но ужас нищеты Ист-Сайда мрачнее всего, что я знаю.
В этих улицах набитых людьми, точно мешки с крупой, дети жадно ищут в коробках с мусором стоящих у панелей загнившие овощи и пож...рают их вместе с плесенью тут же в едкой пыли и духоте.
Когда они находят корку загнившего хлеба, она возбужда...т среди них дикую вражду; охваче…ые желанием проглотить её они деру...ся, как маленькие собач...ки. Они покрывают мостовые стаями, точно прож...рливые голуби; в час ночи в два и позднее они всё ещё роются в грязи жалкие микробы нищеты живые упрёки жадности богатых рабов Жёлтого Дьявола.
(М. Г о р ь к и й, Город Жёлтого Дьявола.)
§ 84. Обособление присоединительных слов.
Обособляются п р и с о е д и н и т е л ь н ы е с л о в а и сочетания, которые являются дополнительными замечаниями и разъяснениями. Они несколько напоминают вводные слова, но отличаются от них по значению: вводные слова выражают отношение говорящего к высказываемой мысли, а присоединительные слова, являясь дополнительными замечаниями, или разъясняют какой-либо член предложения, или выделяют его; они являются теми же членами предложения, что и выделяемые или разъясняемые ими члены предложения. Присоединительные слова и сочетания обычно присоединяются при помощи следующих слов и частиц: например, в частности, в том числе, вообще, да и вообще, даже, особенно, в особенности, по преимуществу, главным образом, в первую очередь, прежде всего и т. п. Присоединительные слова и сочетания выделяются з а п я т ы м и.
П р и м е р ы. 1) Глаза его были глубоко забиты в сухое лицо, как шляпки машинных гвоздей в мягкое дерево, например в липу. (М. Г.) 2) Никогда, даже во время кулачного боя, он не ускорял движений. (Кор.) 3) Они все трое, в особенности старый казак, были краснее обыкновенного. (Л. Т.) 4) Иные слабохарактерные натуры если и ведут записки свои, то делают это урывками, неразборчивым почерком, не дописывая слов, вообще небрежно. (С.-Ц.)
Упражнение 112. Прочитайте и укажите обособленные присоединительные слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1) На след...щий день с раннего утра вид бульвара, в...бще внешний вид Парижа, н... занятого инсургентами, изменился, как по манию волшебного жезла. (Т.) 2) Ба...икады возн...кали всюду, особе...о по ту сторону Сены. (Т.) 3) На ближайш...й к Инкерманским высотам Северной стороне все, даже и самые маленькие, хатки были давно и прочно заняты офицерами из штаба. (С.-Ц.) 4) Больных и ране...ых лечили свои же каза...кие медики, большей частью к...шевары. (С.-Ц.)
113. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
1) Как скоро дрогн...т вода то есть пойдёт на убыль рыба поворачивает назад и с таким же стр...млением скатывае...ся вниз, с каким до сих пор шла вверх. (А.) 2) Было ещё рано около полудня. (М. Г.) 3) Пообедал он весело и после обеда уже ничего н... писал н...каких бумаг. (Г.) 4) Он сразу в первые же минуты заговорил об этом. (М. Г.) 5) Я всегда и везде особе...о на Кавказе замечал особе...ый такт у нашего солдата. (Л. Т.) 6) Наклонность к умстве...ым наслаждениям например к театру и чтению у меня была развита до страсти. (Ч.) 7) Мы исполняли разные наружные работы главным образом красили крыши. (Ч.) 8) Ей хотелось работать жить самостоятельно на свой сч...т (Ч.) 9) Удобства жизни можно соч...тать с каким угодно даже с самым тяж...лым и грязным трудом. (Ч.)
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 85. Общее понятие о сложном предложении. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые.
Предложения, в которых более чем одна предикативная связь (то есть более чем одна пара подлежащего и сказуемого), называются с л о ж н ы м и. Сложные предложения состоят из двух или нескольких частей, объединяемых в одно целое по смыслу и интонационно. Например: 1) Природа не спала, и ночь нельзя было назвать тихой. (Ч.) 2) Надо мною расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. (Кор.) 3) Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они. (П.) 4) Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (П.) Частями сложного предложения служат предложения простые. Они соединяются в сложные двумя основными способами: 1) при помощи с о ю -з о в и относительных местоимений и местоименных наречий, которые называются с о ю з н- ы м и с л о в а м и (примеры 1-й, 2-й, 3-й); 2) при помощи интонации (без союзов и союзных слов) (пример 4-й).
П р и м е ч а н и е Есть сложные предложения, состоящие из трёх и более частей, в которых одни части соединяются интонационно, а другие сочинительными союзами, например: Барка тихо покачивалась на игравшей воде, где-то поскрипывало дерево жалобным звуком, дождь мягко сыпался на палубу, и плескались волны о борта. (М. Г.)
Сложные предложения, в которых части соединяются союзами и союзными словами, делятся на две группы: 1) п р е д л о ж е н и я с л о ж н о с о ч и н ё н н ы е, 2) предложения сложноподчинённые.
С л о ж н о с о ч и н ё н н ы м и п р е д л о ж е н и я м и называются такие, в которых части предложения соединяются сочинительными союзами, например: 1) Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь. (М. Г.) 2) Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Тютч.) 3) Солнце зашло за горы, но было ещё светло. (Л. Т.)
Сложноподчинёнными предложениями называются такие, у которых одна часть присоединяется к другой подчинительным союзом или союзным словом, например:
1) Пурга не страшна, если человек не будет её бояться. (Семушк.) 2) В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше. (М.-С.)
П р и м е ч а н и е. Бессоюзные сложные предложения не делят на сложносочинённые и сложноподчинённые, потому что в них нет основных показателей сочинения и подчинения — союзов и союзных слов. Вся группа бессоюзных сложных предложений изучается целиком, но вполне возможно отмечать, что одни из них по смыслу и по интонации ближе к сложносочинённым предложениям (В глазах у меня потемнело, голова закружились) (Л.), другие — к сложноподчинённым (Успокойтесь: рана неопасна) (Т.). третьи возможно сопоставить и со сложносочинёнными, и со сложноподчинёнными (Дождь кончился, выглянуло солнце. Ср.: Дождь кончился, и выглянуло солнце. Когда дождь кончился, выглянуло солнце).
Упражнение 114. Выпишите предложения в следующем порядке: 1) простые предложения, 2) сложносочинённые предложения (с союзами и, но), 3) сложноподчинённые предложения (с подчинительными союзами чтобы, если и союзными словами который, куда), 4) бессоюзные сложные предложения. В сложных предложениях подчеркните союзы и союзные слова.
1) День проводил Павел на лесопилке, а вечером бежал на электростанцию. (Н. О.) 2) Павел сменил в потолке розетку, и через минуту в кухне появился свет. (Н. О.) 3) Я хочу, чтобы моя новая книга была произведением ярким, волнующим душу, зовущим к борьбе. (Н. О.) 4) За болотцем, которое Мересьев прополз, открывалась поляна. (Б. П.) 5) Порывы ветра трепали деревья, вода фонтаном обливала стоящих, но они ничего не чувствовали. (Гл.) 6) Надо ехать, если он советует. (Гонч.) 7) Реденький лес, куда они вскоре вошли, тоже заметно пострадал от боя. (Бубен.) 8) Поезд ушёл, его огни скоро исчезли. (Ч.) 9) Мой Трезор остановился, попятился. (Т.) 10) Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (Гонч.)
СЛОЖНОСОЧЕНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 86. Основные группы сложносочинённых предложений.
По союзам, которые связывают части сложного предложения, сложносочинённые предложения делятся на три основные группы:
1) сложносочинённые предложения с с о е д и н и т е л ь н ы м и союзами (и, да, ни—ни, тоже, также, 2) сложносочинённые предложения с р а з д е л и т е л ь н ы м и союзами (или, либо, то — то, не то — не то); 3) сложносочинённые предложения с п р о т и в и т е л- ь н ы м и союзами (но, а, да, зато, же, однако, а то, не то).
Разные союзы выражают различные отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложносочинённого, например: 1) союз и может выражать одновременность явлений: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (П.); 2) союз но выражает'противопоставление: Я звал тебя, но ты не оглянулась. (Блок.)
Различные смысловые отношения между предложениями при их сочинении выражаются не только союзами, но часто соотношением глагольных форм, а также лексическими средствами, в частности местоимёнными словами, включаемыми во второе предложение.
1) Солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на высоких тычинках, на сухой земле. (Т.) Союз и выражает последовательность явлений. Сказуемое в первом предложении (село) выражено глаголом совершенного вида, а во втором предложении — глаголом несовершенного вида (лежал). Эти глагольные формы позволяют указать, что после недлительного действия возникло действие длительное.
2) В этот день мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать. (Арс.) В этом примере второе предложение по смыслу является следствием первого; это его значение поддерживается местоимённым наречием потому. (Ср.: В этот день мне нездоровилось немного, и я не стал дожидаться ужина и лёг спать.)
3) Марианна не была ребёнком, но прямотою и простотою чувства она походила на ребёнка. (Т.) Значение противопоставления поддерживается в этом примере отрицательной частицей не при сказуемом первого предложения.
§ 87. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.
1. Союз и неоднозначен: он может указывать на одновременность действий (сидел и молчал), на их последовательность (вскочил и побежал), на обусловленность одного действия другим (Он вскрикнул во сне и проснулся, т. е. проснулся от крика) и т. п. Поэтому и в сложном предложении он может соединять части, в которых говорится об одновременности событий, или об их следовании друг за другом, или об обусловленности одного события другим. Рассмотрим примеры: 1) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт, и подруги серебряный голос нашу звонкую песню поёт. (Л. К.) (Это сложносочинённое предложение состоит из трёх частей; в сложном предложении устанавливается одновременность явлений; одновременность выражается перечислительной интонацией, союзом и и однотипностью глагольных форм: во всех трёх частях сказуемыми являются глаголы несовершенного вида настоящего времени.) 2) Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (П.) (В этом сложном предложении передаётся последовательность явлений; последовательность выражается союзом и, лексическими значениями глагольных форм; сказуемые выражены глаголами совершенного вида прошедшего времени.) 3) Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. (В этом предложении передаётся последовательность явлений; последовательность выражается прежде всего сочетанием вслед за тем, а также союзом и.) 4) Потёмки между тем всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. (Ч.) (Вторая часть предложения имеет значение следствия.) 5) Я вас не знаю, Дарья Михайловна, и потому вы мне не нравиться не можете. (Т.) (В этом примере наличие местоименного наречия потому во второй части подчёркивает значение следствия.) В научной прозе временная последовательность очень часто сочетается со значением следствия, например: Земля постепенно остывала, отдавала своё тепло в холодное межпланетное пространство. Наконец, её температура приблизилась к 100°, и тогда водяной пар атмосферы стал сгущаться в капли и в виде дождя устремился на горячую пустынную поверхность земли. (Опарин.) Во втором сложносочинённом предложении простое предложение, прикреплённое союзом и, который сочетается со словом тогда, включает последующие события, являющиеся следствием. В научной и деловой речи встречаются и сложносочинённые предложения с условно-следственным значением, например: Измените тип обмена веществ живого тела, и вы измените наследственность. (Первая часть со сказуемым в форме повелительного наклонения имеет значение условия, а вторая — со сказуемым в форме будущего времени — имеет значение следствия.)
2. Значительно реже употребляется в литературном языке соединительный союз да. Он встречается преимущественно в художественной речи, например: Голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал, да ветер бился и ревел, играя на реке. (Н.) Он имеет добавочный разговорно-бытовой или фольклорный оттенок.
3. Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между частями предложения, а внутри второй части, при них может быть добавочный союз и.
П р и м е р ы. 1) Слезы высохли у меня на глазах, сестрица тоже перестала плакать. (А.) 2) Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (Т.)
4. Союз ни — ни (в современном литературном языке только повторяющийся) совмещает в себе два значения: соединительного союза и и усилительной частицы ни, которая употребляется в отрицательных предложениях, поэтому и союз ни — ни используется для связи отрицательных предложений.
Пример. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. (Кр.) (Ср.: И солнца мне не виден свет, и для корней моих простору нет.)
§ 88. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.
1. Союз или указывает на наличие или возможность чего-нибудь одного из двух или из ряда явлений, а также на чередование явлений, о которых говорится в предложениях.примеры. 1) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит. (Л.) 2) Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид. (П.)
2. Союз то — то (только повторяющийся) указывает на чередование явлений.
П р и м е р. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома к дому по огородам.
(Кор.)
3. Союз не то — не то (только повторяющийся) указывает на трудность выделить из двух или из ряда явлений одно вследствие неопределённости впечатления от каждого
из них.
Пример. Не то кому подали лошадей, не то кто новый приехал. (Данилевский.)
Союзы или, то — то стилистически нейтральны, предложения
с ними могут употребляться в любом стиле речи. Союзы же иль, не то — не то имеют оттенок разговорности, конструкции с ними более характерны для обиходно-бытового стиля
речи.
§ 89. Сложносочинённые предложения с противительными союзами.
1. Союз а указывает, что второе явление противополагается первому или чем-то отличается от него.
П р и м е р ы. 1) Они проснулись—а мы спать собираемся. (Т.) 2) Мне встретились на болоте мужчина и женщина. Он шёл с косой, а она — с граблями. (Пр.)
2. Союзы но, да, зато, однако указывают, что второе явление противополагается первому. Союз да, как и соединительный союз да, имеет добавочный разговорно-бытовой или фольклорный оттенок.
П р и м е р ы. 1) Солнце село, но в лесу ещё светло. (Т.)
2) Я лежал как бы в забытьи, но сон не смыкал глаз моих. (Дост.) 3) Горячее лицо искало ветра, да ветра-то и не было. (Т.) 4) Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, зато на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н.)
3. Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между частями предложений, а после первого слова во второй части предложений (особо выделяя это слово); он употребляется, как правило, для связи предложений, а не отдельных слов.
П р и м е р. Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал. (М. Г.)
4. Союзы а то, не то соответствуют по значению словам иначе, в противном случае; предложения с ними обычно употребляются в разговорно-бытовой речи.
П р и м е р ы. 1) Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет. (Остр.). 2) Правду говори, не то тебе достанется.
§ 90. Присоединительное значение сочинительных союзов.
Некоторые сочинительные союзы (и, да, или, а, но, однако) употребляются в присоединительном значении. В этом случае они присоединяют добавочные мысли, являющиеся: а) следствием, выводом; б) попутным замечанием; в) чем-то неожиданным, вдруг пришедшим в голову. Некоторые союзы, например да и, имеют только присоединительное значение. Перед союзами с присоединительным значением голос понижается и делается пауза.
П р и м е р ы. 1) Взобрались ещё на одну гору, последнюю, и сразу перед ними засветился кучей огней большой, весёлый город. (Союз и присоединяет следствие.) 2) Так продолжается, пока дружно не захохочут все, и наконец он сам. (Гонч.) (Союз и в сочетании со словом наконец присоединяет заключение во временной последовательности.) 3) К хозяину приходил курносый гимназист Вячеслав Семашко, да иногда заходила барышня Птицына. (М. Г.) (Союз да присоединяет мысль в последовательном высказывании, но возникшую как бы после первой.) 4) Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов, да и некому произносить их. (Ч.) (Специальный присоединительный союз да и прикрепляет добавочное замечание рассказчика, жалеющего Наденьку и сочувствующего ей.) 5) Встала перед глазами изба голодная, а в избе голодной мать хворая лежит. (Неверов.) (Союз а, по логическому значению приближающийся к союзу и, присоединяет добавочную мысль, вызванную в создании вставшей перед глазами картиной избы.) 6) В доме на Полевой улице дед жил не более года, но и за это время дом приобрёл шумную славу. (М. Г,) (Союз но в сочетании с союзом и присоединяет противоположное тому, что следует из содержания первого предложения.)
Очень часто союзы с присоединительным значением присоединяют не часть сложного предложения, а новое предложение, например: 1) На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены. (К. С.) (Союз и присоединяет новое предложение; присоединительная связь позволяет выделить что-то очень удивившее и очень важное в данный момент для рассказчика, давно не видавшего освещённых окон. Ср.: На всех углах стоят фонари, горят полным накалом, окна освещены.) 2) Пора, дитя моё, вставай!.. Да ты, красавица, готова? (П.) (Союз да начинает новое вопросительное предложение, вызванное чем-то неожиданным; здесь да приближается по значению к вопросительным частицам разве, неужели.)
§ 91. Пояснительные предложения.
Особую группу, близкую к предложениям, присоединяемым сочинительными союзами, составляют п о я с н и т е л ь н ы е п р е д л о ж е н и я с союзами то есть, а именно. В этих предложениях говорящий разъясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первой части, например:
1) Наш сад погибает, в нём хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец. (Ч.) 2) Гроза оказывает благодетельное влияние на природу, а именно: она очищает и охлаждает воздух.
§ 92. Знаки препинания в сложном предложении с сочинительными союзами.
Между частями предложения, связанными сочинительными союзами, ставится з а п я т а я.
П р и м е р ы. 1) Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно. (М. Г.) 2) Нежданов спал, а Марианна сидела под окном и глядела в сад. (Т.) 3) Трудишься много ты, да пользы в этом нет. (Кр.) 4) Солнце зашло за горы, но было ещё светло. (Л.) 5) Раздался сильный взрыв, однако ребята не растерялись. Если слово однако находится в середине предложения, то оно как вводное слово выделяется запятыми, например: Раздался сильный взрыв, ребята, однако, не растерялись.
Если соединяемые части являются значительно распространёнными, уже имеют внутри себя запятые, то между ними ставится т о ч к а с з а п я т о й; точка с запятой ставится и перед таким предложением, которое хотя и не является сильно распространённым, но имеет добавочный характер, менее связано с предыдущим по смыслу. В этих случаях между предложениями голос понижается и бывает пауза.
П р и м е р ы. 1) Почти каждый вечер они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. (Ч.) 2) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Т.) 3) Ирина опять глядела ему прямо в лицо; но на этот раз она улыбалась. (Т.)
Когда содержание второй части предложения представляется или чем-то неожиданным, или резким противопоставлением, или быстрым следствием того, что высказано в первой части, между частями сложного предложения ставится т и р е . В произношении в этих случаях делается резкая остановка и вторая часть читается особым тоном.
П р и м е р ы. 1) Стрела выходит из колчана, взвилась—и падает казак. (П.) 2) Я перешёл во вторую избу — и во второй избе ни души. (Т.) 3) Я спешу туда ж — а там уже весь
город. (П.)
П р и м е ч а н и е. Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение, чем обусловливается тесное смысловое единство этих предложений, например:
1) По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые автомобили. 2) Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском.(Т.)