§ 3. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
Представляя собой постоянно обогащающийся ценностный потенциал общества, педагогическая культура функционирует( процессе активного творческого освоения личностью педагогической реальности. Профессионально-педагогическая культур преподавателя высшей школы объективно существует для всех преподавателей как возможность, а как действительность она достижима лишь для тех, кто способен к творческому распредметчиванию ценностей и технологий педагогической деятельности. Ценности и технологии наполняются личностным смыслом лишь процессе творческих исканий и практической реализации.
В современной культурологии творчество рассматривается многими исследователями в качестве интегративного, системообрзующего компонента культуры. В педагогической науке необходим анализ соотношения таких категорий, как «педагогическая культура», «личность педагога», «педагогическое творчество». В философии проблема взаимоотношения личности, культуры и творчества нашла свое отражение в трудах Н. А. Бердяева. Рассматривая глобальный вопрос взаимодействия цивилизации и культуры, и определил, что цивилизация в известном смысле старее и первичнее культуры: цивилизация обозначает социально-коллективный процесс, а культура более индивидуальна, она связана с личностью, с творческим актом человека. В том, что культура создается творческим актом, Н. А. Бердяев видел проявление гениальной природы человека. «Творчество есть огонь, - писал он, - культура же есть уже охлаждение огня. Творческий акт есть взлет, победа над тяжестью объективированного мира, над детерминизмом, продукт творчества в культуре есть уже притяжение вниз, оседание. Творческий акт, творческий огонь находится в царстве субъективности, продукт же культуры находится в царстве объективности». В работе «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения» Н.А.Бердяев утверждал, что культура может быть определена как «объективация человеческого творчества», так как реализация Я человека происходит через многообразные формы культуры, одной из которых, добавим, является и педагогическая культура. Важнейшей предпосылкой творческой деятельности служит способность выделять свое Я-профессиональное из окружающей педагогической действительности, противопоставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать по поводу своих действий, слов и мыслей. Профессиональное самосознание, с одной стороны, обеспечивает психологический самоконтроль личности, поддерживая таким образом четкость и напряженность интеллекта педагога, с другой - способствует социальной детерминированности творческой педагогической деятельности. Во втором случае субъект творчества сопоставляет свои цели, установки, средства с нормами и ценностями своей социальной группы, общества в целом, которые были присвоены им и благодаря которым он стал творческой личностью. Так как индивидуальное самосознание предполагает саморегуляцию и самоконтроль, то оно выступает условием сознательного развития творческих сил и способностей личности. Самосознание преподавателя не только способствует формированию интегративного образа профессиональное, но и влияет на решение индивидуальных профессиональных проблем, связанных с реализацией его творческих возможностей.
Успех самореализации как свободной деятельности личности определяется характером цели и мерой ее личного понимания и приятия. Общественно значимые цели профессиональной деятельности преподавателя вуза должны приниматься полностью или частично, становясь личностно значимыми, субъективными. Осознание целей своей профессиональной деятельности, активно-положительное эмоциональноценностное отношение к ней способствуют актуализации личностных профессионально-педагогических качеств преподавателя, создают условия для постоянного самопознания и самооценки, саморефлексии, саморазвития, самоутверждения как механизмов творческой самореализации.
Самопознание и самооценка находятся в диалектическом единстве с самореализацией. В процессе творческой деятельности происходит самопознание и формирование эмоционального отношения личности к себе; новый уровень самопознания и самоотношения выступает побуждением к осуществлению профессионально-педагогической деятельности на уровне личностно-смысловой активности, суть которой составляет стремление проверить себя, реализовать свои способности (интеллектуальные, нравственные, коммуникативные и др.). Самопознание как процесс раскрытия личностью для себя своих потребностей, способностей, интересов сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Составляющие его самонаблюдение, самоанализ и саморефлексия не зависят от возраста, опыта, квалификации человека. Начинающий или даже опытный преподаватель вуза отнюдь не всегда понимает свои личностные и профессиональные особенности. Возникает проблема моделирования собственной структуры личности как цели, средства и результата самопознания и самореализации. Моделирование и реализация профессионального Я свидетельствует о профессиональном росте и развитии личности преподавателя, о его творческих возможностях в осуществлении педагогической деятельности. Творческое самопознание неотделимо от мира, так как, с одной стороны, творя человек познает себя как часть той реальности, в которой живет и творит, а с другой - познавая себя, человек познает и окружающую действительность, открывая и развивая новые творческие возможности.
Саморефлексия как внутриличностный момент самореализации преподавателя вуза направлена на восприятие и осмысление учебно-воспитательных ситуаций с точки зрения студента, чтобы учесть ее в собственном поведении, на познание способов решения аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационнодеятельностных, оценочно-информационных и коррекционно-регулирующих задач. Саморефлексия помогает представить студента не только объектом, но и субъектом педагогического процесса, понять суть субъект-субъектных отношений. Трансформация педагогической рефлексии в саморефлексию отражает высокую степень профессиональной культуры, свидетельствует о сознательном, творческом отношении к педагогической деятельности.
Проявляя себя в деятельности, личность стремится занять определенный социальный статус, т. е. самоутвердиться. В процессе профессионального самоутверждения личность оценивает свои творческие силы, способности к профессиональной деятельности. Отметим, что утверждение личностью своей общественной и профессиональной значимости наиболее успешно происходит в творчестве. Самореализация является одной из форм профессионального самоутверждения преподавателя. Если самоутверждение боже или менее совпадает с самореализацией, то можно полагать, то профессиональная самореализация состоялась. Самоутверждаться преподаватель может и вне профессиональной самореализации, в каком случае можно говорить, что профессиональная самореализация преподавателя не состоялась, так как он избрал другие нормы самоутверждения.
Способность к постоянному профессионально-личностному саморазвитию через максимально возможную реализацию своих творческих сил является одним из важнейших критериев личности преподавателя как профессионала. Саморазвитие служит способом постоянного личностно-творческого обогащения педагогическими ценностями, новыми технологиями педагогической деятельности. Инновационный стиль деятельности, готовность к систематизации, обобщению своего собственного опыта и опыта своих коллег становятся важнейшими характеристиками творческой деятельности преподавателя высшей школы.
Самореализация рассматривается нами как условие проявления сущностных сил профессионала, и способность к ней выступает важным элементом культуры личности. Мера личностной самореализации творческих возможностей и составляет, на наш взгляд, суть профессионально-педагогической культуры.
Назад | Содержание | Вперед |