3.1.5. Психологические принципы формирования мотивации учения школьников

  1. При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной личностной характеристики в данном возрасте, в возрасте, предшествующем данному, в возрасте, следующем за данным. Поэтому формирование мотивации должно опираться на ее реальный уровень, сложившийся в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив ее развития (в данном возрасте) и далеких перспектив ее развития (в последующем возрасте).
  2. Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребенка в активные виды деятельности (учебную, общественно полезную, общественно- политическую и другие) и виды общественных взаимодействий его с другим человеком (учителем, сверстниками).
  3. В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов у школьника возникают новые качества психического развития - психические новообразования. Эти новообразования состоят, по данным психологических исследований, в проявлении у ребенка нового, действенного отношения, новой позиции:
  • к изучаемому объекту(например, математическому, лингвистическому);
  • к другому человеку;
  • к себе и своей деятельности.
  Новые типы отношений, возникающие в учебной деятельности:
  • познавательная активность (все виды активного отношения к учению как к познанию)
  • наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания;
  • все виды познавательных мотивов( стремление к новым знаниям, к способам их приобретения, стремление к самообразованию;
  • цели, реализующие эти познавательные мотивы;
  • обслуживающие их эмоции. (на основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности).
  • социальная активность (все виды активного отношения к учению как к общению, к взаимодействию, к сотрудничеству);
  • наличие смысла, значимости для ребенка учения как взаимодействия с другим человеком;
  • все виды социальных мотивов;
  • цели, обслуживающие эти социальные мотивы;
  • эмоции, сопровождающие социальные мотивы учения. (на основе этого школьник формируется как субъект взаимодействия, общения с другим че ловеком.
  Показателями наличия новообразований в мотивационной сфере является не общее возрастание положительного отношения к учению, а качественное изменение ее отдельных сторон, усложнение их отношений и, следовательно, строения мотивационной сферы, более произвольная, т. е. Регулируемая волей, ее организация.
  Принципиальные пути формирования мотивации:
  Первый путь - его называют иногда путем «сверху вниз» - состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом. Недостаточность этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений.
  Второй путь - «снизу вверх» - состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что воспитатель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.
  Обучение в школе включает оба эти вида воздействия на мотивацию учения, причем воспитание мотивации через виды деятельности предполагает использование не только учебной, но и общественно полезной, общественно- политической и других видов деятельности.
  Учителю надо учитывать, что воспитание мотивации - это длительный процесс, связанный со становлением личности школьников в целом. Проходит порой много месяцев кропотливого труда, пока удается зафиксировать зримое и устойчивое изменение в мотивационных установках школьника. Психологи показали, что познавательные мотивы у школьников перестраиваются легче и быстрее, чем социальные.
  В учении школьник осуществляет и предметные преобразования, и взаимодействия с другим человеком, изменяет свою деятельность и самого себя. Соответственно здесь складываются новые виды познавательной и социальной активности, действенное отношение к своей мотивационной сфере.
  Для реализации данных психолого-педагогических принципов формирования мотивации учения у школьников, в практике образования разработан ряд методов и приемов взаимодействия педагога и учащихся, способствующих созданию условий для формирования и развития мотивационных процессов (смотри: Приложение 2, 3, 4).

Назад Содержание Вперед