3.1.4. Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы

  Мотивация не только предшествует поведению, но и участвует во всех его звеньях, сопровождает, регулирует деятельность.
  Потребность - направленность активности; психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Не определяет характер деятельности, т.к. может удовлетворяться разными способами. Важно качество потребности, т.е. ее направленность на содержание информации, а не на оценку.
  Мотив - направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. В обучении мотив - это направленность на отдельные стороны учебного процесса, на овладение новыми способами действий. Связан с личностной значимостью, со смыслом деятельности.
  Цель - направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для реализации учебного мотива нужно поставить и выполнить много промежуточных целей. Наличие умений постановки целей - показатель зрелости мотивационной сферы школьника.
  Умения, которым желательно обучать школьника:
  • принятие и понимание цели, поставленной учителем;
  • самостоятельная постановка цели-умение мысленно представить себе цель до начала действия, осознание ее, формулирование;
  • выбор одной цели из нескольких других и обоснование этого выбора;
  • определение достижимости цели, соотнесение ее со своими возможностями;
  • активная проверка, уточнение своей цели;
  • определение иерархии целей;
  • определение ресурсов ( времени и сил ) для достижения каждой цели;
  • умение изменять цели в зависимости от обстановки;
  • конкретизация цели, определение ее зависимости от условий;
  • реализация поставленных целей, выбор средств и способов ее достижения;
  • постановка нестандартных, оригинальных целей ( в видах учения, близких к творчеству).
  Все вместе эти умения составляют способность целеполагания школьников в учебной деятельности.
  Интерес к учению тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности. Это выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы (мотивов, целей). Основные черты: эмоциональная окрашенность, способность формировать цели самостоятельно.
  В целом, можно сделать вывод о том, что мотивационная сфера учения определяется:
  • характером самой учебной деятельности школьников, сформированностью ее компонентов (учебной задачи, учебных действий, действий самоконтроля и сомооценки );
  • смыслом учения для каждого школьника;
  • характером мотивов учения;
  • зрелостью целей;
  • особенностями эмоций, сопровождающих процесс учения.
  Соотношение всех сторон мотивационной сферы обнаруживается в виде интересов школьника.

Назад Содержание Вперед