3.1.3. Своеобразие учебной деятельности в разных школьных возрастах
Таблица 1. Сравнительная характеристика учебной деятельности школьников.
P.S. МОТИВЫ ФОРМИРУЮТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ.
Мотивы учения подростков Особенности, благоприятствующие становлению учебной мотивации:
• Потребность во взрослости.
• Общая активность.
• Стремление к самооценке, самовыражению, самоутверждению.
• Стремление к самостоятельности.
• Увеличение количества интересов, их широта, дифференциация, избирательность.
• Возрастает определенность, устойчивость.
• Специальная деятельность (секции, кружки).
Особенности психического развития, препятствующие становлению мотивации учения подростков:
• Незрелая оценка себя и других => трудности во взаимоотношениях.
• Стремление к взрослости => внешнее безразличие к оценкам учителя (негативизм).
• Стремление к самостоятельности => отрицательное отношение к готовым знаниям, к методам работы учителя.
• Отсутствие понимания связи между предметами => снижение положительного отношения к учению.
Таблица 2. Виды мотивов учения младших школьников (по М.В.Матюхиной)
*Мотивы социальной идентификации с обществом, с окружающими
• Избирательность интересов => неуспеваемость, конфликты с учителем, родителем.
• Широта интересов => поверхностность и разбросанность знаний.
• Неустойчивость интересов => частая их смена и чередование.
• Положительные мотивы осознаются лучше, чем отрицательные => тревожность.
Развитие мотивов учения в подростковом возрасте
Качественная динамика
Познавательные мотивы: широкие (усвоение уже не фактов, а закономерностей); узкие (интерес к способам приобретения знаний, основой которого является чувство взрослости); самообразования (цели конкретизируются через усвоение новых источников информации). Происходит выход познавательных интересов за пределы школьной программы. Школьник способен к самостоятельному выполнению учебных задач, их усложнению, самообразованию.
Социальные мотивы: широкие (социальная роль в обществе, классе, ценности, идеалы); узкие (стремление занять новую позицию, понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека). Мотив поиска контактов и сотрудничества с другими людьми => интерес школьника ко всем групповым и коллективным формам работы. Использование педагогом методов самоконтроля, взаимоконтроля, рецензирования => осознание подростком своей личности и отдельных сторон своей деятельности.
Мотивационная сфера: осознание мотивов через сопоставление с идеалами => иерархия мотивов; направленность интересов учения (аморфная, широкая, стержневая).
Количественная динамика
4-5 класс - повышение мотивации учения (много новых предметов, учителей и т.д.).
6-7 класс - снижение мотивации учения (повышение самостоятельности, отсутствие общения, навыков учения).
8 класс - повышение мотивации учения (окончание неполной средней школы).
Специфика эмоций, сопровождающих учебную деятельность подростков, заключается в их противоречивости и изменчивости.
Мотивация учения в старшем школьном возрасте
1. Благоприятные внутренние условия, способствующие становлению мотивации учения:
• потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
Таблица 3. Особенности процессов целеполагания у подростков
• становление социальных мотивов гражданского долга;
• тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов;
• потребность в самоосознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самоосознании своей жизненной позиции;
• необходимость самоограничения как обратной стороны самоопределения;
• становление целеполагания - переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, принятие решений, касающихся не только себя, но и других;
• интерес ко всем формам самообразования;
• четко выраженный избирательный характер мотивов и целей под углом зрения выбора профессии;
• устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.
2. Внутренние условия, затрудняющие становление мотивации учения:
• устойчивый интерес к одним предметам в ущерб изучения других;
• неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
• отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
• сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);
• недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.
3. Особенности мотивационной сферы старшеклассников:
• Большая избирательность познавательных мотивов. Все виды познавательных мотивов становятся смыслообразующими.
• Интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивает не только закономерности учебного предмета, но и основы наук.
• Учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знаний) совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления.
• Появление единства процессуальной и результативной мотивации учения.
• Развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности. Появляется новый познавательный мотив самообразования - стремление к анализу индивидуального стиля своей образовательной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы, стремление понять и выразить свою индивидуальность в ходе учения.
• Возрастает роль широких социальных мотивов гражданского долга, отдачи обществу.
• Социальные позиционные мотивы, складывающиеся в отношениях с учителем, стабилизируются, возрастает стремление школьников к уважительным формам контроля со стороны учителя.
• Некоторое отставание социально-нравственного развития, в том числе и социальных мотивов. У современного старшеклассника умственное и физическое развитие чаще всего опережают развитие его нравственной зрелости.
• Происходит рождение новых мотивов - профессиональных - за счет приобретения личной значимости для школьников отдельных, ранее выполнявшихся ими, действий («сдвиг мотива на цель»). Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации.
• Овладение рядом новых способов целеполагания: научение предвидению последствий достижения тех или иных целей, при постановке целей - определение ресурсов (времени и сил) для реализации каждой из них, умение принимать решения (ставить цели и определять пути их достижения).
• Средства выражения эмоций становятся более разнообразными и отточенными. Для становления учебной деятельности в старшем школьном возрасте важным считается появление у учащихся так называемых высших чувств, базирующихся на целостном мировоззрении молодого человека.
Назад | Содержание | Вперед |