Психолого-педагогические аспекты осмысленного учения (Молочкова И.В.)

  Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001.- Ч. I. - 86 с.

  В учебном пособии рассматриваются теоретические и прикладные вопросы проектирования и организации образовательного процесса в современных условиях с точки зрения его мотивационного обеспечения и активизации. Представленные материалы используются в рамках вузовских курсов «Педагогическая психология» и «Мотивация учения».
  Пособие предназначено для студентов факультетов психологии, аспирантов, педагогов, психологов, работающих в сфере образования.


Содержание

Глава 1. Закономерности смены предмета научной психологии и их влияние на процесс разработки теорий учения
Глава 2. Категория мотива и ее роль в решении проблемы детерминации поведения человека
2.1. Вопросы локализации мотива в истории науки
2.2. Проблемы воли в решении вопроса о произвольности поступков индивида
2.3. Преодоление в науке постулата о равновесии организма со средой
Глава 3. Формирование психологической системы учебной деятельности
3.1. Мотивация учебной деятельности
3.1.1. Виды мотивов учения
3.1.2. Психологические характеристики мотивов учения
3.1.3. Своеобразие учебной деятельности в разных школьных возрастах
3.1.4. Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы
3.1.5. Психологические принципы формирования мотивации учения школьников
3.1.6. Формирование в учебной деятельности социальной активности школьников и активного отношения к своей мотивационной сфере
3.2. Цель учебной деятельности
3.3. Представление о программе учебной деятельности
3.4. Информационная основа учебной деятельности
3.5. Принятие решения в учебной деятельности
3.6. Умственные действия, необходимые для выполнения учебной деятельности
3.7. Формирование системы учебно-важных качеств
Глава 4. Учет закономерностей развития познавательной сферы ребенка при организации процесса обучения
4.1. Формирование и развитие внимания на уроке
4.2. Формирование и развитие восприятия
4.3. Формирование и развитие памяти в школьном возрасте
4.4. Развитие мышления учащихся в процессе обучения
Приложение 1. Виды мотивов учения
Приложение 2. Основные мотивационные характеристики
Приложение 3. Роль содержания учебного материала в мотивации учения
Приложение 4. Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации учения
Приложение 5. Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
Приложение 6. Психологический практикум по курсу «Мотивация учения»
Приложение 7. Тест для самоконтроля по курсу «Мотивация учения»
Литература