4.3. Формирование и развитие памяти в школьном возрасте

  Память образуется из взаимосвязанных процессов запоминания, сохранения и последующего узнавания (воспроизведения). Любые формы переработки информации - чтение, счет, различные виды ощущений или мышления - основываются на том, что воспринятая информация сохраняется в памяти какое-то время и в дальнейшем воспроизводится.
  В работе с младшими школьниками при планировании учебного процесса следует учитывать некоторые особенности и закономерности их памяти, сглаживая негативные проявления и опираясь на позитивные стороны.
  Первоначально дети этого возраста запоминают лучше наглядный материал. Продуктивность такого запоминания выше, чем запоминание словесного материала. Что касается вербального материала, то на протяжении младшего школьного возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. Хуже запоминается тот конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ.
  На протяжении всего младшего школьного возраста идет развитие произвольного и осмысленного запоминания. Первоначально дети применяют самые простые способы запоминания - многократное повторение материала при расчленении его на части, как правило, не соответствующие его смысловым единицам. Лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания. Большинство нуждается в специальном и длительном обучении этому в школе и дома. Одно направление такой работы связано с формированием у детей осмысленного запоминания (расчленение материала на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление и тому подобное), другое направление - формирование приемов самоконтроля за результатами запоминания.
  Первое направление может быть реализовано при обучении ребенка составлению плана. Эта работа начинается во втором полугодии 1 класса и продолжается на протяжении всей начальной школы на материале значительных по объему текстов. Планирование («логическая группировка» - по терминологии В.Д.Шадрикова) является наиболее рациональным приемом заучивания на протяжении всех лет обучения в школе. Оно предполагает предварительное обдумывание, мысленный анализ текста, выделение в нем наиболее существенного. В процессе такой работы можно добиться, во-первых, понимания трудных мест текста, во-вторых, актуализации ранее изученного материала, в-третьих, установить логическую последовательность частей материала (мысленно или письменно).
  Не менее эффективными способами смыслового запоминания являются ассоциативные приемы, мнемоника, структурирование, суть которых подробно описана в многочисленной литературе, посвященной расширению границ человеческой памяти, но, перечисленные приемы являются, по мнению А.В.Петровского, «искусственными» и имеют лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются логически оправданные, осмысленные связи как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже известным.
  СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАМЯТЬЮ НА УРОКЕ
  • Диктуя материал для записи, педагог должен делить его на порции, не превышающие объема памяти (7+-2).
  • Это же касается подбора материала к уроку. На одно занятие можно предложить ученикам небольшое количество фактов, которые должны быть проиллюстрированы примерами и поставлены во взаимную связь.
  • Для лучшего запоминания материала необходимо учитывать эффект начала и конца: информация, расположенная в начале и в конце урока выглядит в более выгодном положении по сравнению с той, которую сообщили в середине учебного занятия.
  • С целью учета видов памяти, педагог должен стараться, чтобы запоминание на уроке опиралось на различные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и так далее. Для этого один и тот же материал может быть изложен устно, проиллюстрирован образно и закреплен письменно.
  • Активная умственная работа с материалом помогает надолго запомнить его, поэтому пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение.
  • Практическое применение тех знаний, которые мы стремимся усвоить, является лучшим способом запомнить их и надолго сохранить в памяти.
  • Необходимо учитывать гендерные различия учащихся, так как способность к запоминанию на первых порах обучения лучше развита у девочек, чем у мальчиков. Мальчики не могут запомнить такого же количества фактов с той же скоростью, что и девочки. Поэтому для мальчиков число повторений должно быть больше, чем для девочек.
  • При учете возрастных особенностей нужно помнить, что показатели продуктивности у детей младшего школьного возраста ниже, чем у старших школьников. К тому же, младшие школьники быстро утомляются, поэтому их не следует перегружать материалом для запоминания.
  • В первые 3-4 года обучения повторение должно занимать главное место в классной учебной работе.
  • Большую пользу приносят при запоминании сравнения, классификация и систематизирование учебного материала.
  • Запоминание зависит также от эмоциональной окрашенности как материала, так и взаимодействия в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик». При этом замечено, что положительный опыт запоминается лучше, чем отрицательный, а отрицательный - лучше, чем нейтральный.

Назад Содержание Вперед