4.2. Формирование и развитие восприятия

  Исходным периодом формирования перцептивных действий является вто- рой-третий год жизни ребенка, на наиболее значимым является позднее время дошкольного детства, а также школьный возраст. В связи с этим, важным моментом является специальная организация развития детей, в которой более эффективно будет происходить обучение перцептивным действиям в тех или иных условиях восприятия.
  Исследования, проведенные с детьми разного возраста, показали, что в возрасте 6 лет восприятие начинает осуществляться по типу сукцессивного процесса: глаза детей последовательно изучают контур всего предмета или фигуры [Л.В.Занков] . И только во взрослый человек осуществляет объект бегло, по 2-3 наиболее значимым точкам. От того, насколько правильно выберет ребенок эти опорные точки, зависит и успешность дальнейшего восприятия предметов. В этом, особенно на первых порах, большая роль отводится педагогу.
  Среди основных ошибок, которые вызываются недостатками в развитии восприятия, можно назвать ошибки, связанные с пространственным восприятием (трудности в беглом чтении из-за суженного круга различимого пространства строчек, ошибки в восприятии и написании похожих букв «и-п, ц-щ, т-ш», цифр «6-9, 5-2», зеркальные ошибки в письме, рисунке по чертежу, симметричном расположении записи в тетради и тому подобное), ошибки в восприятии и оценке времени.
  Формирование пространственного восприятия
  Одной из основных задач педагога является учет основных закономерностей восприятия пространства и обучение детей наиболее эффективным его способам.
  Очень важно, начиная с младших классов, при изложении математики использовать различные геометрические объекты. В таком случае переход от двухмерных изображений к трехмерным происходит более плавно и продуктивно.
  Для повышения точности восприятия объемной формы необходимо практиковать осмотр предметов с различных точек зрения. При этом можно использовать простой прием: показывать предмет против света (или на фоне неба против окна), при этом следует поворачивать его разными сторонами к школьникам.
  Предметы нужно подбирать по степени ясности и простоты проекционных отношений, постепенно увеличивая их сложность.
  Важным средством развития пространственного восприятия является практическая деятельность с объектами, то есть их измерение и графические построения.
  Существенную роль в восприятии пространства играет умение переносить фиксированную точку отсчета в любую другую точку пространства. Для тренировки этого умения можно использовать в работе со школьниками следующее упражнение:
  «Представьте небольшую квадратную комнату у себя за спиной. Вы стоите в дверях комнаты спиной к ней. При этом старайтесь мысленно не поворачиваться лицом к комнате. Прямо за спиной у вас - большое окно. Перед окном стоит стол, слева от него находится стул. От окна по левой стене расположен диван, а у противоположной стены, то есть справа от окна - кресло и книжный шкаф. Если вы все это представили, зарисуйте план этой комнаты так, чтобы окно было изображено сверху листа бумаги, а дверь внизу. Поворачивать бумагу нельзя.»
  Задание это является универсальным, поскольку его можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе, кроме того оно укрепляет память и способствует формированию внимания.
  Формирование восприятия времени
  Научиться организовывать свое время, планировать деятельность - довольно сложная задача даже взрослого человека, поэтому ребенок самостоятельно с ней справиться не может.
  Существуют общие закономерности восприятия различных отрезков времени: время, заполненное какой-то деятельностью, событиями, обычно проходит незаметно; если же время ничем не заполнено, никакие события не происходят или они малозначимы для личности, то его промежутки переоцениваются. Иначе говоря, чем больше ученик загружен самостоятельной работой на уроке, чем больше проблем он успевает решить, тем меньше он замечает, сколько времени длится урок.
  В оценке времени имеются и возрастные различия: дети и подростки обычно переоценивают малые и недооценивают большие интервалы времени значительно сильнее, чем взрослые. Это следует учитывать при проведении контрольных и самостоятельных работ. Детям, склонным к переоценке времени, целесообразно заранее давать предупреждение о скором окончании работы. При тенденции к недооценке нужно успокоить детей, попросить их не торопиться.
  ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКЕ
  • Для того, чтобы настроить ребенка на восприятие, хорошим средством является словесная инструкция. При демонстрации наглядного материала, графиков, схем педагог должен подчеркнуть, на что в первую очередь обратить внимание.
  • Любое изображение (рисунок, чертеж, схема), предъявляемое учащимся, должно иметь четко очерченный контур. Лучше распознаются знаки, контур которых образован прямыми линиями.
  • Помогает при восприятии контрастность. Для этого используются различные цвета, разной толщины линии.
  • Необходимо правильно выбрать место размещения информации: домашнее задание лучше записывать в углу доски (желательно в одном и том же месте), материал для повторения - на откидных досках, а новый материал - в центре.
  • Важным средством управления восприятием является речь. Основные мысли, выводы надо подчеркивать интонацией. Изменением силы голоса, паузами следует отделять одну мысль от другой.
  • При использовании технических средств обучения (ТСО) необходимо помнить, что оптимальная продолжительность демонстрации учебного фильма должна быть не более 10 минут, а общее время использования ТСО на уроке - 20-25 минут.
  • Уже в младших классах средней школы должна присутствовать практическая деятельность с пространственными объектами (их измерение и графическое построение).
  • Восприятие человека полимодально, поэтому необходимо, чтобы его вербально-логическая форма сочеталась с образной, текстовое изложение - с графическим представлением, зрительное и слуховое восприятие - с практическими действиями.
  • Для адекватного восприятия художественных текстов необходимо подкреплять вербальное восприятие образами - рисунками детей, иллюстрациями. С этой целью можно использовать также словесное рисование, а в старших классах - прямое цитирование. Для детей младшего школьного возраста эффективным условием понимания текста является драматизация рассказа.
  Дополнительные упражнения и задания, способствующие развитию восприятия
  • Измерение различных фигур, предметов (задания на развитие глазомера).
  • Задания на восприятие и описание оттенков цвета и сравнение цветов и оттенков цветов.
  • Задания на описание формы предметов, сравнение форм вещей.
  • Поиск отличий в форме похожих предметов и сходства в предметах непохожих.
  • Задания на восприятие и описание контуров предметов, сравнение контуров вещей.
  • Узнавание изображений при наличии лишь некоторых их элементов.
  • Отыскивание среди множества одинаковой пары фигур.
  • Для младших школьников, испытывающих затруднения при восприятии задания на слух, можно проводить «Графический диктант».
  • Сложить фигуру, заданный узор из отдельных частей.
  • Отыскивание среди фигур лишней по какому-либо признаку.

Назад Содержание Вперед