4.1. Формирование и развитие внимания на уроке

  Внимание является необходимым условием успешного осуществления любой практической деятельности.
  Избирательное отношение личности к окружающему определяется содержанием мотивационной сферы. Важным фактором внимания является отношение к объекту познания, а также установка как на предмет, так и на личность преподавателя (положительная или отрицательная). Наше внимание к информации привлекают относительно сильные внешние раздражители, сопровождающие ее преподнесение.
  Сильно привлекают внимание динамические особенности явлений: мерцающий свет, прерывистые звуки, ритмически организованные раздражители и т. д. Так, монотонность речи может быть снята верными паузами и колебаниями громкости голоса. Оригинальность и новизна предметов и явлений также важная причина внимания. В этом плане необходимы стилистическое разнообразие, использование синонимов.
  Также нельзя забывать, что после сильного эмоционального или физического напряжения с трудом удается настроить внимание на нужный уровень. Поэтому расписание занятий должно составляться с учетом логики отношений возбуждения - торможения нервно-психических процессов. Важную роль в эффективности преподнесения информации, учебного материала играет его разнообразие в смысле смен и переходов от напряжения к расслаблению, от взлетов к снижению, от быстроты к замедлению и наоборот.
  Учебная деятельность на уроке может быть построена с использованием опорных схем (плана урока, плана аналитической работы), что организует внимание. На благоприятное состояние внимания влияет выбор оптимального темпа урока, что является сложной профессиональной задачей. Энергичный темп мобилизует сильных, тянет средних, и «отключает» слабых. Медленный темп убивает учебную потенцию сильных и время. Своеобразным выходом является индивидуализация работы. Лысенкова использует "комментированное управление" и "доказательное комментирование" - рассуждение при решении задач.
  Чтобы привлечь внимание к уже знакомому материалу, необходимо:
  • дополнить старый материал новыми сопровождениями, знаниями, наглядными примерами, а также сравнить повторяемое с изученным ранее;
  • включение максимума учащихся в активную работу (фронтальная беседа), высокая активность создается за счет соревновательных ситуаций и игровых моментов;
  • привлечение к оценке и контролю самих учеников (взаимодополнение, взаимопроверка и уточнение).
  Среди наиболее важных качеств учителя, необходимых для формирования внимания у учеников (по Ф.Н.Гоноболину): собственное внимание и наблюдательность учителя, который «читает» понимание или непонимание в глазах учеников; чувство аудитории; артистизм; заботливость; самоконтроль; уверенность в себе; твердость, четкость, собранность; умение поддерживать постоянный контакт с классом. Многие упражнения сценического тренинга полезны для учителя, поскольку в работе актера и учителя немало общего.
  Школьники с расстройствами внимания отличаются низкой успеваемостью, частой сменой настроения, им характерны робость, нерешительность. В первые часы занятий они работают активно, затем становятся менее собранными и более неспокойными. Эти дети работоспособны первые 10-15 минут урока, после чего начинают отвлекаться, разговаривать. Они подолгу выполняют домашние задания, не проявляют интереса к чтению [по данным Г.Н.Сердюковской].
  Планированию работы с такими учащимися поможет установление и устранение в дальнейшем причин, ведущих к расстройству внимания. Среди них можно выделить следующие: неупорядоченный режим дня, недосыпание, помехи при выполнении домашнего задания, эмоциональное и физическое перенапряжение, отвлекающее воздействие радио и телевидения, низкая познавательная активность и негативное отношение к школе. В качестве помех также можно назвать недостатки рядовой современной школы: многосменность обучения, большая наполняемость классов, частая смена учителей, смена методов преподавания, обилие учебных предметов и домашних заданий.
  Устранение перечисленных причин совместно с проведением профилактических мероприятий помогут развитию внимания школьников.
  ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ НА УРОКЕ
  • Необходимо начинать урок с четкой постановки его целей и задач. Прием: учитель пишет план своего рассказа на доске. Если ученику ясна логика урока, он легко переходит с одного вида учебной работы на другой.
  • Для привлечения внимания учащихся необходимо учитывать фактор новизны. Прием: интересный рассказ, изложение какого-то необычного случая.
  • Интенсивный сигнал (усиление голоса на слове, фразе, которую необходимо выделить и запомнить) поможет педагогу заострить внимание на нужной информации.
  • Логически стройное изложение материала путем его систематизации расширяет объем внимания и уменьшает перегрузку учащихся.
  • Включение в процесс познания практических действий способствует сосредоточенности внимания на умственной деятельности (работа с приборами, препаратами, картами, конспектирование и т.п.)
  • Необходимы зрительные опоры (графики, карты, схемы, иллюстрации и т.п.), поскольку длительное слуховое сосредоточение внимания сложнее, чем зрительное.
  • Живой, энергичный темп урока лучше мобилизует внимание. НО при чрезмерном темпе может быстро наступить утомляемость. В таком случае одним из наиболее эффективных средств организации отдыха служит юмор.
  • Перед долгой и трудной работой необходимо предупредить учащихся об этом, тогда они смогут подготовиться к тому, что придется интенсивно потрудиться, а после такого предупреждения работа покажется им уже не такой сложной.
  • Можно практиковать продолжение чтения текста другим учеником по указанию учителя. То же относится и к требованию повторить слова учителя или одноклассника.
  • Создание эмоциональной насыщенности способствует приданию привлекательности вещам, которые сами по себе могут быть учащимся неинтересны (для формирования произвольности внимания).
  Дополнительны упражнения и задания, способствующие развитию внимания
  Для закрепления устойчивости внимания:
  • Сортировка и нанизывание бусинок.
  • Игра «Пуговицы».
  • Вычерчивание узора под диктовку.
  • Составление мозаики по заданным образцам.
  • Методика «Кубики Кооса».
  • Нахождение различий на двух похожих рисунках.
  Для развития концентрации внимания:
  • Синхронный счет.
  • Вариант методики «Перепутанные линии».
  • Сложить фигуру из отдельных частей.
  • Найти из ряда фигур 2 одинаковые.
  Для развития переключения внимания:
  • Заменить в слове коренную гласную букву (стол-стул, лупа-лапа...)
  • Решать те арифметические примеры, в которых, например, фигурируют цифры 1 и 3.
  • Чтение алфавита, прерываемое счетом (а, 1, б, 2, в, 3.).
  • Отыскивание чисел разного цвета по порядку (различные варианты методики Горбова-Шульте).
  • Понять содержание короткого рассказа и в то же время заметить в тексте определенные существительные, глаголы, местоимения .
  Для развития распределения внимания:
  • Читать наизусть стихотворение и одновременно на бумаге решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах двух десятков.
  • Выполнять арифметические действия и одновременно слушать рассказ так, чтобы не допускать ошибок при счете и уметь ответить на вопросы по прослушанному рассказу.
  • Выполнение письменного задания под музыку или негромкую магнитофонную запись сказки.

Назад Содержание Вперед