3.1.1. Виды мотивов учения
Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности (смотри: Приложение 1).
1. Познавательные мотивы
Связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения (активность направлена на работу с самим изучаемым объектом)
1) Широкие познавательные мотивы - ориентация школьников на овладение новыми знаниями (разные уровни познавательных мотивов определяются глубиной интереса к знаниям).
2) Учебно-познавательные мотивы - ориентация школьников на усвоение способов добывания знаний:
• интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний;
• интересы к методам научного познания;
• интерес к способам саморегуляции учебной работы;
• интерес к рациональной организации своего учебного труда.
3) Мотивы самообразования - направленность школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний
На основании совокупности разного уровня познавательных мотивов может быть сформирован «мотив достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
2. Социальные мотивы
Активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми.
1). Широкие социальные мотивы:
• стремление получать знания чтобы быть полезным обществу
• понимание необходимости учиться и чувстве ответственности.
• осознание социальной необходимости.
2). Узкие социальные мотивы (позиционные):
• стремление занять определенную позицию
• место в отношениях с окружающими
• получать одобрение окружающих и заслужить авторитет у окружающих
Связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними, проявляются в попытках самоутверждения, оказания влияние на других учеников.
Мотивация благополучия - стремление получать только одобрение со стороны учителей, родителей, товарищей.
Престижная мотивация - стремление ученика занять первое место, быть одним из лучших.
3). Мотивы социального сотрудничества - ученик стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и одноклассниками, постоянно совершенствовать эти формы. Являются важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Сущность личности и ее направленность определяет не само по себе наличие социальных или познавательных мотивов, а их качество.
Назад | Содержание | Вперед |