3.1. Формула Г. Лассуэлла. Измерение

  Эмпирическое исследование в социологии включает процедуру установления и обобщения конкретных социальных фактов посредством их регистрации, или измерения. Например, установление пола и возраста, образования или рода занятий опрашиваемых, факта использования или неиспользования ими Интернета или обращения к конкретным его ресурсам - это процесс измерения. Выявить, что данный пользователь заходит в Интернет не реже 1 раза в неделю - значит измерить одну из количественных характеристик с применением определенной шкалы, в которой наряду с другими есть и вариант «не реже 1 раза в неделю».
  На основе установления единичных (принадлежащих одному объекту) признаков подсчитываются признаки множественные, то есть характеризующие свойства множества эмпирических объектов. К таковым относится, например, величина доли пользователей Интернетом среди опрошенной части населения. Если исследование (точнее его выборка) репрезентативно, то полученные множественные признаки экстраполируются (переносятся) на всю изучаемую совокупность (генеральную совокупность, популяцию, универсум), из которой была сделана выборка.
  Для получения надежной, то есть соответствующей реальному положению вещей, информации необходимо соблюдать ряд методологических и методических принципов ( см. 4.1).
  В социологии традиция выделения основных направлений эмпирических исследований социальных коммуникаций основывается на известной с конца 40-х годов прошлого столетия структурной модели американского обществоведа Г. Лассуэлла. Напомним, что в любой социальной коммуникации он выделял пять элементов, исследование которых отвечает на следующие вопросы: 1) кто говорит? (коммуникатор); 2) что говорит? (содержание, контент); 3) по какому каналу? (тип и характер организации коммуникации); 4) кому говорит? (реципиент, аудитория); 5) с каким эффектом? (результаты, последствия коммуникации).
  В социологии имеют место и комплексные исследования, в которые включены не одно, а несколько или все из указанных направлений.
  Эмпирические исследования интернет-СМИ охватывают все объекты в данной сфере: коммуникатора, контент, канал, аудиторию и социальные эффекты. Они проводятся на основе соответствующей социологической теории и по методическим правилам сбора эмпирической информации.

Назад Содержание Вперед