3.2. Журналисты
Этот объект изучается не так часто, как аудитория. Более того, сами журналисты и вовсе не считают необходимым становиться объектом изучения. Однако именно от них, их взглядов на свою профессиональную роль, ее задачи, последствия своей деятельности для общества, качеств выпускаемых ими информационных продуктов и умения и желания организовать общение с аудиторией зависит эффективность массовой коммуникации. Их усилиями реализуются потенциальные возможности новых информационных технологий.
Журналисты могут быть изучены как со стороны их субъективного мира, так и по продуктам их деятельности - контенту СМИ (см. 3.3), способам организации взаимодействий с аудиторией. Поэтому здесь могут быть применены и разные методы: опросные, контент-аналитические, а также и другие (наблюдение, эксперимент).
Назовем ряд основных аспектов эмпирического изучения субъективного мира журналистов:
- ролевое профессиональное сознание: каким видится назначение профессии, ее место в общественном разделении труда, каковы представления о профессиональных обязанностях, нормах профессиональной этики;
- понимание социальной сущности, назначения СМИ в современном обществе; проблем их развития и функционирования; места Интернета в этом процессе, специфики интернет-СМИ, их места в общей системе СМИ, координации с традиционными;
- взгляды на роль аудитории; на необходимость и возможности ее участия в коммуникациях, на ее потребности и интересы, на необходимые в этой связи контент и опции;
- знания о возможностях информационных технологий, опций, доступных пользователям, удовлетворенность своей профессиональной подготовкой в этих вопросах;
- степень готовности использовать новые технологии для эффективного информирования аудитории и втягивания ее в информационное, а через последнее
- в социальное участие.
Как было отмечено, одна из основных проблем социологического изучения журналистов - определение их взглядов на роль аудитории. Американские авторы Дж. Вебстер и П. Фейлен считают, что все многообразие подходов в журналистике к аудитории в ХХ веке можно свести к трем концепциям:
1) аудитория как мишень пропагандистского воздействия. Этот подход в теории и практике был характерен для первой трети прошлого столетия, но удерживался в тоталитарных обществах намного позднее;
2) аудитория как потребитель информации и развлечений, преследующая цель удовлетворения своих разнообразных потребностей и интересов. Ее поведение определяется при этом множеством объективных (пол, возраст, образование, род занятий, семейное положение, место жительства) и субъективных факторов, которые следует скрупулезно изучать и учитывать для успешного продвижения информационных продуктов, рекламы в том числе. Эта концепция преобладала до последней трети прошлого столетия и не утратила своего значения и поныне;
3) аудитория как товар, продаваемый рекламодателям в обмен на оплату ими места и времени в каналах массовой информации, поскольку величина аудитории в целом и целевых групп (рейтинг) напрямую определяют расценки на рекламу. Эта концепция господствует в теории и на практике с последних десятилетий прошлого века, а основной смысл большинства исследований - выявление рейтинговых показателей и факторов, способствующих их росту.
Сквозь господствующие концепции с трудом пробивается подход к аудитории как к гражданам, для которых СМИ должны стать средством всестороннего информирования, с одной стороны, и каналом участия в социальной жизни - с другой. Не случайно на Западе с появлением Интернета были проведены исследования, выявляющие готовность журналистов вступать в диалог с аудиторией, использовать для этого интерактивные формы, прежде всего форумы.
Выяснилось, что значительная часть журналистов не склонна участвовать в общении с аудиторией, предпочитая ограничиваться лишь вещанием для нее. Как видим, в условиях новых технологий воспроизводятся старые свойства журналистского сознания и поведения (проведенные исследования журналистов традиционных СМИ показывали, что они нацелены на то, чтобы влиять на общественное мнение, но редко считают обязательным его выражение). Характерно, что наиболее полно используют возможности Интернета те журналисты и редакции, которые и в оф-лайне стремятся к взаимодействию с аудиторией.
Новые возможности информационных технологий не будут действовать сами по себе, но требуют активной профессиональной позиции журналиста, поэтому последнюю необходимо изучать.
Назад | Содержание | Вперед |