5.1. Понятие и типы родительского отношения

  Феномен родительского отношения исследуется в работах А.А. Бодалева, А.Я.Варги, В.В.Столина, Е.Т.Соколовой, Н. Штирмана, С. Броди и др [6;7; 12;35].
  Отечественные исследователи А.Я. Варга и В.В. Столин определяют родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Ими разработан тест-опросник родительского отношения (ОРО), который состоит из 5 шкал, отражающих различное отношение к ребенку.
  Приведем краткую характеристику шкал опросника и соответственно типов родительского отношения:
  1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку и включает два типа: принятие и отвержение.
  Если выражено принятие, то ребенок нравится родителю таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка. При отвержении родитель не принимает ребенка во всех его проявлениях, не доверяет ребенку, испытывает к нему разные негативные чувства: раздражение, злость, досаду, обиду и т.п., не уважает его личность.
  2. «Кооперация». При стремлении к кооперации родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается быть с ним на равных, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, доверяет ему.
  3. «Симбиоз». Симбиотический тип родительского отношения означает, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности и оградить от жизненных трудностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, воспринимает его маленьким и беззащитным.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает авторитарный тип родительского отношения. При таком отношении родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, дисциплины. Родитель не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Пристально следит за социальными достижениями ребенка, его мыслями и чувствами; т.е. все под контролем взрослого.
  5. «Маленький неудачник». Отношение к ребенку как к неудачнику отражает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется неуспешным и открытым для дурного влияния. В связи с этим родитель стремится контролировать его действия.
  А.В. Петровский [26] рассматривает следующие типы родительского отношения: диктат, опеку, конфронтацию, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество. Другой отечественный исследователь, Саготовская Л.Г., выделяет шесть типов родительского отношения:
  1. Чрезвычайно пристрастное отношение: дети - главное в жизни.
  2. Безразличное отношение.
  3. Эгоистическое отношение: ребенок - основная рабочая сила семьи.
  4. Отношение к ребенку как к объекту воспитания, без учета особенностей его личности.
  5. Отношение к ребенку как к помехе.
  6. Уважение к ребенку в сочетании с возложением на него обязанностей.
  Зарубежный психотерапевт Н. Штирман выделяет три типа родительского отношения к детям у больных психосоматическими расстройствами:
  1. «Связывание». Этот тип отношения предполагает жесткое, стереотипное общение, отсутствие гибкости во взаимоотношениях с детьми.
  2. «Отвержение». При таком типе отношения ребенка не принимают во всех проявлениях, что приводит к излишней автономности ребенка, и возможно, даже к аутизму.
  3. «Делегирование». При данном типе отношения родители делегируют ребенку свои нереализованные планы, перемещают на него свои несбывшиеся надежды, манипулируют ребенком как продолжением своего «Я». Истинные достижения детей при этом игнорируются.

Назад Содержание Вперед