5.2. Понятие и типы семейного воспитания

  По мнению В.М. Миниярова [22] под стилем (типом) семейного воспитания следует понимать наиболее характерные типы и способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия.
  В.И. Гарбузов [6] рассматривает три типа патогенного воспитания.
  1. Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение).
  При данном типе ребенок не принимается таким, какой он есть, его стремятся переделать. Суть методов и средств воздействия состоит в чрезмерной требовательности, жестком контроле либо полной бесконтрольности и попустительстве.
  2. Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание - это чрезмерно выраженное воспитание в соответствии с социальными нормами, идеалами.
  Такой тип воспитания возникает, как правило, из-за повышенной тревожности и мнительности родителей в отношении социального статуса ребенка, его здоровья и т.п. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть, уметь, чего должен достичь. В результате у ребенка появляются различные страхи социального плана.
  Гиперсоциализирующее воспитание оказывает влияние даже на проявление природных свойств темперамента. Н.Н. Посысоев приводит следующие результаты исследований: при таком типе воспитания холерики становятся педантичными; дети сангвиники и флегматики становятся тревожными; дети меланхолики - нечувствительными.
  3. Тип В. Эгоцентрическое воспитание.
  Этот тип наблюдается в семьях, в которых у ребенка роль кумира. Ребенку навязывается мнение о том, что он представляет сверхценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к членам семьи и к окружающему миру. Такое воспитание может спровоцировать у ребенка истероидный тип акцентуации характера.
  Как указывает В.Н. Дружинин [10], особенно чувствителен к аномалиям в стиле воспитания подростковый возраст. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют шесть типов семейного воспитания подростков. По мнению исследователей, выделенные типы воспитания провоцируют или усиливают у подростков определенные акцентуации характера.
  1. Гипопротекция (гипоопека).
  Данный тип характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке и недостатком контроля. Ребенок предоставлен самому себе, переживая свою заброшенность. Неудовлетворенность потребности в родительской любви, невключенность в жизнь семьи могут приводить к асоциальному поведению. При данном типе воспитания усиливаются или развиваются конформный и неустойчивый типы акцентуаций характера.
  2. Доминирующая гиперпротекция (гиперопека).
  Данный тип воспитания проявляется в навязчивой заботе, чрезмерной опеке, мелочном контроле, запретах. У ребенка подавляется чувство ответственности, развивается безынициативность, неумение постоять за себя; либо появляется выраженное стремление к эмансипации. Тип воспитания «доминирующая гиперпротекция» определяет следующие акцентуации характера подростка: психастенический, сензитивный, астено-невротический и гипертимно- неустойчивый типы.
  3. Потворствующая гиперпротекция.
  Проявляется в стремлении удовлетворить все желания и потребности ребенка, в чрезмерном восхищении его минимальными успехами. Ребенку отводится роль кумира семьи, культивируется его эгоизм. В результате у ребенка формируется неадекватный, завышенный уровень притязаний, не соответствующий его возможностям. Потворствующая гиперпротекция способствует развитию истероидной акцентуации.
  4. Эмоциональное отвержение.
  Проявляется в непринятии ребенка во всех его проявлениях, потребности его полностью игнорируются. Выделяют следующие формы отвержения:
  1) явное эмоциональное отвержение. Например, звучат фразы: ты мне надоел; не лезь ко мне; уйди;
  2) скрытое эмоциональное отвержение проявляется по-разному: в виде иронии, высмеивания; в виде стремления завуалировать реальное отношение повышенной заботой.
  Как считают исследователи, данный стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка. Эмоциональное отвержение влияет на развитие следующих акцентуаций характера у подростков: истероидной; шизоидной; сензитивная и астено-невротическая акцентуации способствуют развитию соответствующих психопатий.
  5. Тип патогенного воспитания: «жестокие взаимоотношения».
  Жестокие взаимоотношения с детьми могут проявляться по-разному: открыто, явно в виде насилия, побоев; скрыто в виде эмоциональной враждебности и холодности. При данном типе усиливается или формируются эпилептоидный и конформный типы акцентуаций.
  6. Повышенная моральная ответственность.
  При таком стиле воспитания от ребенка требуют проявления высоких моральных качеств: порядочности, чувства долга не в соответствии с возрастом ребенка. На ребенка, независимо от возраста, возлагают ответственность за благополучие родных людей и заботу о них. При таком стиле воспитания гипертимные и эпилептоидные черты развиваются в лидерство и стремление доминировать.

Назад Содержание Вперед