3.1.2. Индивидуальность личности и ее жизненный путь. Социальное самоопределение
Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно.
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.
Мировоззрение - это не только взгляд на мир в целом, это система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма, итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.
Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и эмоциональноличностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется громадным расширением умственного кругозора, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие факторов внешнего и внутреннего мира к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у юношей не одинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому “философствованию”. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное назначение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно его место в мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскрываются его индивидуальные способности.
Стоящий перед юношей вопрос заключается не только в том, кем стать в рамках существующего разделения труда (выбор профессии), сколько в том, каким быть (моральное самоопределение).
Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, “вакуумом” в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своейпрактическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.
С возрастом увеличивается умение отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, - один из главных показателей морально- психологической зрелости человека.
Идеалы, освобожденные от элементов иллюзорности, свойственной созерцательной юности, становятся для взрослого человека ориентиром в практической деятельности.
Характерная черта юности - формирование жизненных планов.
Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения “пирамиды” ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, переходящие стремления. С другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов.
Жизненный план - явление одновременно социального и этического порядка.
Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности.
Контрольные вопросы и задание
1. Дайте характеристику «юности» как решающего этапа становления мировоззрения.
2. Что такое «жизненный план» и как происходит его формирование?
Назад | Содержание | Вперед |