3.1.1. Познавательные процессы и умственные способности
Развитие когнитивных (познавательных) процессов и интеллекта имеет две стороны - количественную и качественную.
Качественные изменения. Качественные изменения характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.
Если даже все подростки со средними умственными способностями обладают гипотетико-дедуктивным мышлением, они неодинаково применяют эту способность к разным аспектам действительности.
Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности.
Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно своих умственных возможностей.
Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.
Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.
Переходный возраст стимулирует и активизирует творческий потенциал. Чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных, разбросанных сверстников.
Умственное развитие заключается не столько в накоплении умений и изменений отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности, по определению психолога Е.А.Климова, - это «...индивидуально- своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» [24]. В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т.е. учитывая совокупность и индивидуальность вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, переработки и использования информации.
Контрольные вопросы
1. Что такое «когнитивные процессы», каковы их стороны и характеристика?
2. Как связаны между собой стиль мышления и тип нервной системы?
Назад | Содержание | Вперед |