1. Назначение и виды землеустройства
Назначение землеустройства определено в ст. 112 ЗК РФ как система мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений государственных органов по вопросам использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание благоприятной окружающей экологической среды, поддержание устойчивых ландшафтов и охрана земель.
Землеустройство обеспечивает:
— разработку федеральных и региональных программ использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства с учетом градостроительных, экологических, экономических и иных особенностей территории;
— межевание земель с установлением (восстановлением) на местности границ административно-территориальных образований, границ земельных участков по единой государственной системе и их техническое оформление;
— составление новых проектов и упорядочение существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель;
— определение границ земельных участков, установление и отвод земельных участков в натуре, оформление планов (чертежей) границ земельных участков, подготовку документов для удостоверения права на земельные участки;
— разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель;
— разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами;
— обоснование размещения и установления границ особо охраняемых территорий;
— закрепление и изменение на местности городской черты и черты сельских поселений;
— проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических и других обследовательских и изыскательских работ;
— разработка землеустроительной документации, связанной с ресурсной оценкой, использованием и охраной земель, сохранением исторически сложившейся хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп;
— проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель;
— составление кадастровых и тематических карт и атласов состояния и использования земельных ресурсов;
— проведение земельно-оценочных работ.
Землеустройство проводится по решению государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или по ходатайству всех пользователей земли конкретной территории, а также по инициативе комитетов по землеустройству.
Проекты землеустройства после утверждения заказчиком переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов знаками установленного образца.
Землеустроительные работы осуществляются на основании лицензий, выдаваемых в установленном порядке.
По содержанию землеустройство подразделяется на межхозяйственное и внутрихозяйственное. Эти два вида землеустройства при всех их различиях нельзя противопоставлять. При проведении внутрихозяйственного землеустройства могут проводиться межхозяйственные землеустроительные действия, и наоборот, межхозяйственное землеустройство требует проведения внутрихозяйственных преобразований в землепользовании (землевладении). Такие ситуации складываются, например, при реорганизации колхозов, совхозов и других хозяйств, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, упорядочении земельных отношений между соседними землепользователями.
Путем межхозяйственного землеустройства устанавливаются границы отдельных землепользователей и отграничиваются земли одних пользователей от других.
Важнейшей задачей межхозяйственного землеустройства является образование новых землепользователей путем предоставления земель разного рода сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, промышленным предприятиям и т. д. Межхозяйствен- ное землеустройство обеспечивает также упорядочение и рациональную организацию существующих землепользований, устранение неудобств в расположении земель (чересполосицы, вклиниваний и т. п.).
С помощью межхозяйственного землеустройства достигается правильное размещение производительных сил в стране и наиболее производительное использование земли. В частности, в задачи межхозяйственного землеустройства входит распределение и перераспределение земель между отдельными отраслями народного хозяйства и между отдельными пользователями земель.
Все действия по межхозяйственному землеустройству имеют определенное правовое значение, ибо они связаны с установлением, прекращением или изменением конкретных прав землепользователей. Поэтому обязательным условием проведения его является участие всех заинтересованных субъектов права в составлении проекта землеустройства. Межхозяйственное землеустройство имеет правовое значение еще и потому, что при его проведении проверяются правовые основания статуса землепользователей. Поэтому иногда на практике межхозяйственное землеустройство приводит к спорам между землепользователями. Эти споры разрешаются в административном порядке.
Межхозяйственное землеустройство по срокам (времени) его проведения может быть как первоначальным, так и последующим. Первоначальное — это землеустройство при отводе земельных участков, а последующее — проводимое в отношении уже существующих землепользований.
Межхозяйственное землеустройство должно проводиться таким образом, чтобы создавались наиболее благоприятные условия для внутрихозяйственного землеустройства.
Общее организационно-методическое руководство всем землеустроительным делом в нашей стране осуществляет Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкомзем). Положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1056. Этим же постановлением Всероссийское производственное проектное объединение (Рос- земпроект) с зональными проектными институтами, филиалами институтов и изыскательскими экспедициями передано Гос- комзему. Оно преобразовано в Российский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт земельных ресурсов (Роснииземпроект).
Землеустроительными работами в субъектах Федерации руководят комитеты по земельной политике, в составе которых имеются соответствующие управления (отделы). Эти подразделения комитетов помимо учета земель, планирования землеустроительных работ и т. д. теперь осуществляют широкие контрольные функции: проверяют проведение землеустроительных работ, правильность использования земель их пользователями, обоснованность изъятия земель для государственных, муниципальных и общественных надобностей.
Государственный комитет РФ по земельной политике и его органы на местах:
— приостанавливают исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах местного самоуправления, суде, арбитражном суде;
— привлекают к ответственности должностных лиц и граждан за нарушение земельного законодательства;
— выдают разрешения (лицензии) предприятиям, организациям и гражданам на проведение землеустроительных и других проектно-изыскательских работ;
— представляют на утверждение в установленном порядке нормативы цены земли, размеры земельного налога и арендной платы;
— осуществляют землеустройство, государственный контроль за использованием и охраной земель, дают обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений земельного законодательства;
— ведут земельный кадастр и мониторинг земель;
— выдают юридическим и физическим лицам документы, подтверждающие их право на земельный участок.
Назад | Содержание | Вперед |