2. Социально-психологические причины конфликтов
Конфликт, несмотря на преимущественно объективный характер, имеет в своей основе и социально-психологические предпосылки, которые заложены в отношениях между людьми:
1) Неблагоприятный социально-психологический климат, в котором отсутствует ценностно-ориентационное единство и низка сплоченность рабочей группы;
2) Аномия социальных норм, принятых в обществе и в организации. Аномия как рассогласованность принятых и соблюдаемых социальных норм порождает двойные стандарты, когда личность требует от других определенного стиля поведения, которого не придерживается сама: кому- то из сотрудников все прощается, с кого-то спрашивается; кто-то без изъяна, а кто-то имеет все мыслимые и немыслимые пороки. Одновременно каждый старается выглядеть хорошо и в глазах других людей, и в собственных глазах, для чего придумывает рациональное объяснение своим поступкам, приписывая позитивные мотивы негативным поступкам, и сам же в это верит (старается выглядеть лучше, обливая грязью других);
3) Несогласованность социальных ожиданий с выполнением функциональных обязанностей и реализацией социальных ролей часто возникает за счет того, что ожидания формируются на основе потребностей ожидающего человека, о которых воспринимаемый субъект может и не подозревать;
4) Когнитивный диссонанс в отношениях между руководителями с подчиненными. Это подразумевает негативное состояние, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми мнениями об одном и том же объекте. Состояние диссонанса переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться путем преодоления логических противоречий или изменяя отношение к ним;
5) Конфликт поколений связан с различиями в манере поведения и жизненном опыте;
6) Барьеры в общении. Часто люди, разговаривая между собой, не понимают друг друга. Иногда эти барьеры возникают неосознанно в силу неумения общаться и концентрации на собственных мыслях и переживаниях, а иногда ставятся специально, намеренно затрудняя партнеру процесс общения. К ним относятся:
— приказ, указание, команда;
— предупреждение, угроза, обещание;
— поучение, указание на целесообразность;
— совет, рекомендация или решение;
— нравоучение, логическая аргументация;
— осуждение, критика, несогласие, обвинение;
— брань, необоснованные обобщения, унижение;
— интерпретация, анализ, диагностика («Теперь мне понятно, почему вы это сделали!»);
— выяснение, допрос;
— увод от проблемы, отвлечение внимания, шутка.
Эти виды реакции мешают собеседнику, нарушая ход его мыслей, и вызывают раздражение и возмущение. В результате он начинает отстаивать свою точку зрения или стремится скрыть свои мысли, вместо того, чтобы открыть их перед партнером;
7) Территориальность. Это понятие разработано в экологической психологии и подразумевает занятие личностью или группой определенного пространства (рабочее пространство или комната отдыха) и установление контроля над ним и находящимися в нем объектами (предметами);
8) Наличие в неформальной структуре рабочей группы деструктивного лидера, который, преследуя сугубо личные цели, способен сплотить вокруг себя группировку, которая ориентируется исключительно на него, а распоряжение руководства или формального лидера принимает только после одобрения своего вожака;
9) Трудности социально-психологической адаптации новичков в коллективе. При приеме нового сотрудника коллектив нестабилен и легко откликается на негативные влияния как извне, так и изнутри;
10) Респондентная агрессия - когда возмущение направлено не на источник страдания, а на близких людей, коллег;
11) Психологическая несовместимость некоторых членов друг с другом;
12) Разница в уровне интеллекта является предпосылкой конфликта не сама по себе, а в связи с ее проявлением в поведении общающихся людей. Зачастую за неспособность понимать ситуацию выдаются разногласия из-за несовпадения рассуждений партнеров по общению. Ведь представление о проблеме зависит от угла зрения, под которым она анализируется.
Назад | Содержание | Вперед |