3. Личностные причины конфликтов
Личностно-ориентированный подход - причины конфликта видятся в особенностях личности вообще (выделяют так называемых «конфликтных людей», т. е. таких, которые независимо от внешних обстоятельств часто вступают в конфликты) либо локализуются в когнитивных процессах (принятии решений, переработке информации и т. п.). В результате у сторон возникают несовместимые оценки и суждения относительно наличной ситуации, что приводит к появлению противоречивых познавательных стратегий, используемых сторонами при решении возникших значимых проблем.
Известный американский менеджер Ли Якокка не уставал повторять своим молодым коллегам, что «всегда следует представлять себе в уме интересы того человека, с которым имеешь дело». Однако этого недостаточно для поиска источников конфликта.
Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:
- целей, интересов, позиций;
- мнений, взглядов, убеждений;
- личностных качеств;
- межличностных отношений;
- знаний, умений, способностей;
- функций управления;
- средств, методов деятельности;
- мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;
- понимания: интерпретация информации;
- оценок и самооценок.
Проанализируем более подробно, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для «конфликтной личности». К ним относятся:
— стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать свое последнее слово;
— быть настолько «принципиальным», что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам;
— излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях;
— критика, особенно критика необоснованная, недостаточно аргументированная;
— плохое настроение, особенно если оно периодически повторяется;
— консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его развитии;
— стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;
— стремление к независимости, перерастающее в стремление делать «все, что хочу» и сталкивающееся с желаниями и мнениями других;
— излишняя настойчивость, граничащая с навязчивостью;
— несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека;
— неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка;
— неуместная инициатива.
Источниками возникновения конфликтных ситуаций могут быть не только личностные качества. Поведение и деятельность специалиста могут иногда способствовать возникновению конфликтных ситуаций. Также причиной возникновения конфликтов могут стать половозрастные особенности сотрудников.
По данным Н. В. Гришиной, для женщин характерны тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение отпусков), мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций).
С увеличением возраста рабочих больший удельный вес начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе (нарушение трудовой дисциплины, несоответствие требованиям).
Вопросы для повторения к разделу 6
1. С чем связаны объективные факторы возникновения конфликтов?
2. Назовите социально-психологические причины конфликтов.
3. В чем заключаются причины конфликтов с точки зрения личностно ориентированного подхода?
Назад | Содержание | Вперед |