6.3. Педагогическая позиция

  Позиция педагога - это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.
  В позиции педагога проявляется его личность, характер, социальные ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
  Социальная позиция педагога определяется системой взглядов, убеждений и ценностных ориентации.
  Профессиональная позиция тесно связана с социальной позицией. На выбор профессиональной позиции педагога решающее влияние оказывают его профессиональные установки, индивидуальнотипологические особенности личности, темперамент и характер.
  Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Учитель может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя.
  Профессиональные знания и умения.
  Каждый учитель независимо от предмета его специализации должен соответствовать определенным общепрофессиональным требованиям, обладать совокупностью общечеловеческих качеств личности, педагогическими знаниями и умениями, необходимыми для его успешной профессиональной деятельности.
  В философии знание определяется как «продукт общественной, материальной и духовной деятельности людей; как идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого». В психологии - это результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, умозаключений, теорий. В педагогике знание рассматривается как «верное отражение действительности в мышлении человека; проверенный общественной практикой результат процесса познания». Общеупротребительное понимание знания как обладания сведениями, осведомленности в какой-либо области, совокупности сведений.
  В педагогических исследованиях часто употребляется определение знания как «способности включать полученную информацию в различные виды деятельности». Характер использования знаний различен: они могут быть воспроизведены целиком; применены в своем узкофункциональном виде, когда из всей совокупности знания востре- буется лишь какой-либо минимум свойств, необходимых для совершенствования конкретного действия; использованы с учетом существенных связей в знаемом.
  Е.В. Ильенков подчеркивает, что ум, мудрость человека - не в знании самом по себе, не в совокупности сведений, «заложенных образованием в память... Это умение правильно знаниями распоряжаться, соотносить знания с фактами и событиями реальной жизни».
  Качество знаний определяется тем, насколько они широко включаются в различные виды деятельности. Знания не существуют сами по себе: они приобретаются индивидом и обогащаются, реализуются в деятельности.
  Специфика педагогических знаний в том, что они обогащены личностным отношением к ним учителя, пропущены через его мировосприятие, его опыт, специфику его мышления. Ядро профессионально-педагогических знаний составляют фундаментальные знания в области педагогики и психологии, мировоззренческие и методологические знания, технологические знания.
  В педагогической литературе умение рассматривается как «приобретенное в опыте мастерство, готовность или способность человека быстро и легко находить приемы решения проблемы, возникающей в ситуации усвоения новых навыков и знаний» (Ходжава З.И.). С таким определением согласно большинство исследователей, считая, что умение по своему характеру предполагает всегда сознательное установление взаимоотношений между целью деятельности и условиями или способами ее выполнения; по структуре - совокупность различных знаний и навыков; по механизму реализации - самостоятельный перенос известных способов поведения в новые условия.
  В профессионально-педагогической деятельности актуализируются более двух тысяч умений. В основе всех многообразных умений лежат общетрудовые умения: умения осознавать цели деятельности, планировать предстоящую деятельность, осуществлять самоконтроль ее протекания. К познавательным умениям, необходимым в любом виде деятельности относят умение запоминать, сравнивать, анализировать, прогнозировать, предвидеть.
  В исследованиях педагогической деятельности вычленяются профессиональные умения в зависимости от предмета исследования:
  Н.В. Кузьмина отмечает в качестве методологического - умение переводить общегосударственные задачи в задачи педагогические В.А. Сластенин выделяет следующие общепедагогические умения: определять уровень воспитанности и обученности личности и коллектива: умение проектировать развитие личности и коллектива: умение прогнозировать результаты обучения и воспитания; умение выделять и точно формулировать задачи, определяя условия их решения; умение предвидеть характер реакции учащихся на педагогическое воздействие; умение наблюдать и анализировать педагогический процесс.
  В блок базовых педагогических умений учителя, по мнению А.И. Пискунова, входят следующие типы умений:
  - диагностические - умение оценивать уровень умственного, нравственного и физического развития детей, выявлять их индивидуально-психологические особенности, а также специфику межличностных отношений в сообществах учащихся, учителей, взрослых;
  - проективные - умение прогнозировать педагогическую деятельность, ее цели, задачи и ход с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей учащихся, их социального окружения;
  - конструктивные - умение целенаправленно организовывать и проводить целостный педагогический процесс на основе теоретических и технологических знаний, эффективно применять в различных сочетаниях методы и средства обучения в условиях совместной деятельности взрослых и детей;
  - коммуникативные - умение общаться с детьми, их родителями, коллегами, организовывать сотрудничество учащихся друг с другом и взрослыми, владеть культурой демократического общения;
  - аналитические - умение выделять, систематизировать и предвидеть возможные просчеты в своей профессиональной деятельности, возможности и способы их предотвращения; выделять напряженные, конфликтные и экстремальные моменты в профессиональной деятельности, проводить психолого-педагогический анализ учебно-педагогического процесса как в целом, так и по частям; анализировать педагогический опыт как таковой и личностный опыт профессиональной деятельности, делая из этого соответствующие практические выводы.

Проблемные вопросы и практические задания

  1. Каждый ли человек может стать учителем? Если да, что для этого требуется?
  2. Что приоритетно для каждого человека как педагога - качества личностные или профессиональные? Какие профессиональнозначимые качества личности важно иметь педагогу?
  3. Как вы думаете, что представляет собой профессиографический метод изучения профессии? Имеет ли он свою историю? Что вы можете сообщить по данному вопросу?
  4. В каком соотношении находятся профессиональные знания и умения педагога?
  5. Какие функции выполняет учитель (педагог), воспитатель в школе, в других образовательных учреждениях?
  6. Из текстов художественной литературы подберите отрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость педагогу иметь те или иные профессиональные качества личности.

Тесты для самоконтроля

  1. Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью:
  1) желание учиться и развиваться;
  2) умение контролировать;
  3) правильно оценивать результат;
  4) быть справедливым?
  2. Кто может заниматься педагогической деятельностью:
  1) профессионал, обладающий необходимыми знаниями и умениями;
  2) взрослый человек;
  3) родители;
  4) человек, имеющий высшее образование?
  3. Как называется роман А. С. Макаренко, в котором отражена история колонии им. М. Горького:
  1) «Книга для родителей»;
  2) «Флаги на башне»;
  3) «Педагогическая поэма»;
  4) «Марш 30-го года»?;
  4. Какие качества приоритетны для педагога:
  1) профессионально-педагогические;
  2) общественные;
  3) индивидуальные;
  4) личностные?

Литература

  1. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М., 1986.
  2. Болдырев Н.И. Классный руководитель. - М., 1978
  3. Гаврилова Т. Т. Остаться собой или быть другим // Магистр. 1992. № 4.
  4. Горбатов Д. С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий // Педагогика. 1994. № 2.
  5. Громкова М.Т. Образование - стимул саморазвития личности // Педагогика, 1993, N 3.
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1996.
  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2000.
  8. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек - оркестр: микроструктура общения. - М., 1993.
  9. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1986.
  10. Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.
  11. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
  12. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1977.

Назад Содержание Вперед