7.1. Индивидуальные образовательно-профессиональные программы

  Все большее значение сегодня приобретает личностный подход к обучению, так как он позволяет максимально раскрыть всю многогранность и неповторимость индивидуальных особенностей студента, что, в свою очередь, предоставит ему в дальнейшем возможность самореализации в быстро меняющейся социальной среде. Ориентация на способности и склонности студента, на уровень его начальной подготовки, стремление научить его самостоятельно собирать информацию, анализировать ее и применять на практике, соотносить с реальным миром требуют от высшей школы составления принципиально новых образовательно-профессиональных программ, пересмотра содержания образования, форм и методов обучения, обеспечивающих наиболее эффективное усвоение материала.
  Возможности индивидуальных образовательно-профессиональных программ достаточно обширны. Помимо того, что студенты имеют право выбирать материал, они также решают, с кем, где и как его изучать. При этом сохраняются строгие требования. Студент обязан изучать предписанные для всех темы и предметы.
  При составлении индивидуальных образовательно-профессиональных программ большое место отводится самостоятельной работе студента. Индивидуальному изучению выбранной темы предшествует составление плана, в котором детально записывается цель работы в виде постановки отдельных задач. Детализируется и процесс обучения - прочитать литературу в библиотеке, побеседовать со специалистом, написать реферат. В плане предусматривается также форма отчетности (написание реферата или доклада по изученной теме), а также собеседование по данной теме с педагогом.
  При составлении индивидуальных образовательно-профессиональных программ основными являются три фактора: содержание курса, время обучения и уровень достигаемых знаний. Содержание во многом определяется теми целями, которые ставятся перед студентом при изучении данного материала.
  Если предмет базовый и профессионально ориентированный, то всем студентам предлагается обязательный минимум его содержания. Второй компонент - время изучения установленного объема материала. Здесь перед студентами ставится задача: изучить тему таким образом, чтобы иметь высокий уровень знаний и практически владеть приемами по выполнению определенных операций. Третий компонент программы - объем теоретических знаний, получаемых студентами в результате изучения курса.
  При составлении индивидуальных образовательно-профессиональных программ рекомендуется учитывать следующие факторы: количество студентов, переходящих на индивидуальные программы, количество учебного времени, отводимого на индивидуальное обучение, учебные материал, методы изучения элективных предметов, формы организации учебного процесса, выделение основного компонента в изучаемом предмете, роль руководства в изучении данного предмета, соотнесение содержания предмета с окружающей средой, структура изучения, методика оценивания достижений учащихся.
  При составлении индивидуальных программ учитываются:
  - эмоциональная и социальная зрелость, уровень знаний, склонности, взгляды, духовные ценности, интересы, стиль учебы, личностные качества, готовность изучать данный предмет по индивидуальному плану;
  - какие качества будут развиваться у студента в процессе обучения, что поможет их накоплению, существует ли возможность альтернативного подхода к изучению данного материала;
  - концепции, лежащие в основе разработки программ, структура преподавания курса (в хронологическом порядке, отдельными темами, основные понятия при изучении тем, умения, необходимые для более полного усвоения материала, ведущая деятельность студента и преподавателя).
  Разработанная программа является индивидуальным рабочим планом студента, однако она может меняться в любое время в связи с изменениями исходных предпосылок. Корректировка программы ведется совместно - студентом и преподавателем.
  Построенный на основе данных индивидуальной программы процесс профессиональной подготовки приобретает для студента личностно значимый характер, становится более мотивированным, носит коррекционный характер.
  Деятельность преподавателя-консультанта связана с координацией работы всех преподавателей, работающих с закрепленными за ним и студентами, организацией их самовоспитания.

Назад Содержание Вперед