4.2. Периодизация жизненного пути. Юность
Юность - этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются по - разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16-18-летних считают юношами.
Возрастная терминология никогда не была однозначной. В толковом словаре В. Даля “юноша” определяется как “молодой”, “малый”, “парень от 15 до 20 лет и более”, а “подросток” - как “дитя на подросте”, около 14-15 лет. Л.Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считал 15-летие.
Периодизация жизненного пути и представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией, т.е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт).
Между возрастом и социальными возможностями индивида существует взаимозависимость. Хронологический возраст, а точнее - предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно определяет его общественное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.
Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных ролей. В одних случаях критерии являются нормативно- юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других - фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных общественных сферах деятельности, весьма изменчива.
Взаимоотношения возрастных слоев и групп тесно связаны с определенными социально-хронологическими процессами. С одной стороны, в обществе происходит постоянное распределение и перераспределение индивидов определенных возрастов по соответствующим социальным системам и ролям. Оно определяется объективными потребностями социальной системы, прежде всего - общественным разделением труда, наличием рабочих мест и подлежащих выполнению социальных функций, и реализуется с помощью соответствующих социальных механизмов. С другой стороны, присутствует встречный процесс социализации, сущность которого заключается в усвоении индивидом на каждом этапе его жизненного пути умения принимать и усваивать социальные роли (или приспосабливаться к их изменению).
Юность предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости.
Важнейшим критерием взрослости считалось создание собственной семьи, с чем ассоциировались самостоятельность и ответственность. Шекспир называет пятидесятилетнего холостяка юношей, а немецкое слово Junggselle (холостяк) буквально значит “молодой парень”.
Усложнение общественно-трудовой деятельности, в которую должен вовлекаться человек, повлекло удлинение сроков обучения, вступления в самостоятельную трудовую деятельность (в большинстве случаев). Отсюда - удлинение “периода ролевого моратория”.
Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и заканчивая содержанием мировоззрения. Необходимо учитывать в числе прочих обстоятельств в процессе любого психологического исследования социальное происхождение юноши или девушки, род занятий и уровень образования родителей, особенности социально - экологической среды, в частности, тип населенного пункта, состав, структуру и материальное положение семьи, собственное социальное положение и вид занятий.
Слово “поколение” обозначает:
1) генерацию, звено в цепи происхождения от общего предка;
2) возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и то же время и образующих определенный слой населения;
3) условный отрезок времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение;
4) современников.
Степень сходства и преемственности поколений неодинакова в разных областях жизнедеятельности. В сфере потребительских ориентаций, досуга, художественных вкусов, сексуальной морали расхождения между родителями и детьми и между старшими и младшими вообще, как правило, значительно больше, чем в главных социальных ценностях (политические взгляды, деловая активность, мировоззрение). Это объясняется не только разницей в темпах обновления соответствующих сторон бытия - мода изменяется гораздо быстрее, чем иерархия социальных ценностей, но и тем, что они традиционно являются привилегированными областями юношеского самоутверждения [26, 56].
Задания
1. Раскройте особенности юности как стадии развития индивида..
2. Объясните, что такое возрастные слои «страты».
3. Дайте трактовку слова «поколение».
4. Дайте характеристику встречного процесса социализации.
Назад | Содержание | Вперед |