4.3. Психология развития
Для того чтобы исследовать вопрос психологических особенностей юношеского возраста как основного возрастного периода анализа личности с точки зрения формирования социально значимых характерных качеств, лидерского начала, целесообразно рассмотреть основные аспекты теорий психологии юношеского возраста, выявить их сходства и противоречия.
Л.С. Выготский в конце 1920-х г.г. отметил, что общих теорий психологии юношеского возраста гораздо больше, чем твердо установленных фактов[15].
Отправной точкой теоретических размышлений психологов конца XIX - первой половины XX вв. была романтическая концепция юности, самый яркий представитель которой Ж.- Ж. Руссо.
Снэли Холл - американский психолог, главным законом психологии развития считал биогенетический “закон реконструкции”, согласно которому индивидуальное развитие - онтогенез - повторяет главные стадии филогенеза. Он утверждал, что юность, охватывающая период от начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Это период “бури и натиска”, внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется “чувство индивидуальности”.
Эрнст Кречмер и Эрих Йенш, разрабатывая главным образом проблемы типологии личности на основе некоторых биологических факторов (тип телосложения и т.п.), предположили, что между физическим типом и особенностями его развития существует связь. Кречмер считал, что всех людей можно расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный (легковозбудимый, непосредственный, крайне неустойчивый по настроению), а на другом - шизоидный (замкнутый, неконтактный, эмоционально скованный) типы. Последователь Кречмера К.Конрад предположил, что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям: предподростковый возраст - “циклоидный”, а юность с ее тягой к самоанализу - “шизоидный” период.
Американский психолог Арнольд Гезелл, как и Холл, признавая факт культурных влияний, подчеркивал, что “культура мобилизует, но не порождает этапов и тенденций развития”. Как ни важно обучение и приобщение индивида к культуре, оно никогда не может пересилить влияние созревания.
Юношеский период, по Гезеллу, продлевается от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (период 11-16 лет). В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, бунт. В 12 лет такая “турбулентность” частично проходит, отношение к миру становится более позитивным. Растет авторитет сверстников и подростковой субкультуры. Главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор. Ведущее свойство 13-летних - обращение внутрь себя, самокритичность, соматические сдвиги, усиливающие частые колебания настроения.
В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток экспансивен, энергичен, общителен. Возрастает его уверенность в себе, он очарован словом “личность”, активно идентифицируется с выбранными им авторитетами. Новообразование 15-летия - рост независимости, который делает отношения подростка с окружающей средой (семья, школа) весьманапряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания.
В 16 лет снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличиваются внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.
Антипод биогенетической теории - концепция персонологической (личностной) ориентации, согласно которой внутренний мир индивида принципиально несводим к каким бы то ни было природным или социокультурным детерминантам.
Немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер утверждал: “Главная задача психологии - познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей” [25, 61].
Юношеский возраст, который тянется у девочек с 13 до 19 лет, а у мальчиков с 14 до 22 лет, - прежде всего стадия духовного развития, хотя оно и связано с комплексом психофизиологических процессов. Главные новообразования этого возраста - открытие “Я”; развитие рефлексии; сознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс идет изнутри вовне: от открытия “Я” к практическому включению в различные виды жизнедеятельности. Фазы юности: 14-17 лет - кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости; 17-21 год - “кризис оторванности”, чувство одиночества и т.д.
Теория Шпрангера была конкретизирована и развита Шарлоттой Бюлер, уделившей особое внимание разграничению биологического и культурного созревания, которые не совпадают ни по срокам, ни по содержанию. Она выделила две фазы переходного возраста: негативную и позитивную.
Негативная фаза - беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность и т.д.
Позитивная фаза - подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется новый мир ценностей, потребность в интимной человеческой близости, он испытывает чувство любви и т.д.
Важный вклад в понимание юношеской психологии внес представитель гештальтпсихологии Курт Левин. Он исходил из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой - окружающей ее среды. Свойства личности и свойства среды (семьи, школы и т.д.) взаимосвязаны. Единство и взаимодействия всех личностных и средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством. Важнейшими процессами переходного возраста Левинсчитает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.
Поведение подростка (юноши) определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его положения. Специфичность его сознательной ситуации и жизненного мира проявляется и в его психике, для притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Поэтому степень “подросткового поведения” никогда не бывает одинаковой. Однако, ставя жизненный мир ребенка в зависимость которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня от его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его общесоциальные детерминанты.
Эмпирическая проверка теории Левина показала, что понятие юношеской маргинальности слишком расплывчато и не объясняет конкретных вариаций психики и поведения подростков и юношей.
Переходный возраст (12-15 лет) характеризуется, по Пиаже, тем, что у подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Усложнение мыслительных действий оказывает влияние и на эмоции. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви.
Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийской психиатр Зигмунд Фрейд не создал систематической теории юношеского возраста, но выдвинул ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностей развития юношеской личности [59, 60]. Эти идеи были в дальнейшем развиты его дочерью Анной Фрейд и многочисленными последователями.
Самый влиятельный представитель неофрейдизма - американский психолог Эрик Эриксон. Он установил закон развития - “Эмпирический принцип”, согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процессов. Переход к новой фазе развития протекает в форме “нормативного кризиса”, который выражает трудности роста.
Эриксон подразделил весь жизненный цикл на восемь фаз:
1) младенчество;
2) раннее детство;
3) игровой возраст (5-7 лет);
4) школьный возраст - чувство предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели;
5) юность - характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузия, расплывчатое “Я”, ролевая и личностная неопределенность. Ролевой мораторий: диапазон выполняемых ролейрасширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет к себе;
6) молодость - характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Ее альтернатива - чувство изоляции и одиночества;
7) взрослость - творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя);
8) зрелый возраст - старость.
Однако Эриксон уделяет мало внимания интеллекту, который существенно влияет на содержание всех психологических процессов.
Альтернативные теории юношеского возраста анализируют разные стороны развития - физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания и сдвиги в структуре общения, мотивированные процессы и т.д.
Большое влияние оказали лекции Л.С. Выготского “Педагогика подростка” (1929-1931 гг.) Согласно теории Выготского всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды в двух планах, сперва в социальном, потом - в психологическом. Становление человека как индивида и личности предполагает, по Выготскому, диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - натурального и социального.
Д.Б. Эльконин называет период от 11 до 17 лет “подростничеством”, подразделяет его на две фазы. Ведущей деятельностью 11-15-летних Эльконин считает общение в системе общественно-полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественноорганизационная, спортивная, художественная и трудовая.
Выход за ведомственные рамки начался в последних десятилетиях прошлого века (работы Б.Г. Ананьева, показывающего неустранимую неравномерность психического развития, К.А. Абульхановой-Славской, Н.А. Логиновой, Е.И. Головаха, Корник А.А. и др) [14; 16; 20; 22; 25; 26].
Задание
Раскройте аспекты основных теорий психологии юношеского возраста, осуществите анализ их сходств и противоречий.
Назад | Содержание | Вперед |