§ 2.3.2.3.1. Сайты университетских библиотек как порталы библиотечных услуг (на примере США)

  Развитие Интернет и технологии World Wide Web - Всемирной Широкой Паутины - открыло для библиотек новый уровень возможностей для обслуживания своих пользователей. Воплощением идеи современного канала доступа к разнообразным библиотечным услугам и информационным ресурсам стали библиотечные Вэб-сайты.
  В современных дискуссиях о дизайне библиотечных Вэб-сайтов часто говорится об организации их как своеобразных «информационных ворот», или порталов. Портал - «ворота», вход в Вэб. Это стартовая страница с иерархическим тематическим справочником, поисковым окном и рядом добавочных возможностей. Портал - это «суперсайт», обеспечивающий разнообразие услуг, включающих поиск по Вэб, новости, адресные книги, бесплатную электронную почту, группы новостей, онлайновые покупки и выход на другие сайты. Типичными примерами порталов могут служить знаменитый каталог ресурсов Интернет Yahoo! и сайт крупнейшего Интернет-провайдера в США America OnLine.
  Практически все университетские библиотеки США на сегодняшний день имеют хорошо разработанные, с многоуровневой структурой, постоянно поддерживаемые сайты. Благодаря богатому содержательному наполнению, регулярному обновлению, продуманной структуре и удобной навигации, библиотечные Вэб-сайты по праву считаются авторитетными и надежными источниками информации. Практика создания и ведения Вэб-сайтов уже на протяжении ряда лет помогла нашим американским коллегам осознать как важность планомерной, каждодневной работы по административной и технической поддержке Вэб-сайтов, так и необходимость постоянного интенсивного поиска новых идей, творческого отношения к их наполнению и дизайну. В этом, к сожалению, они выгодно отличаются от подхода, имеющего место в российской библиотечной практике. Как справедливо пишет В.К. Степанов о российских Вэб- серверах, типичными их недостатками являются «несвоевременное обновление, плохая логическая структура, откровенно неумелый дизайн и технические погрешности».
  Обычно библиотечный Вэб-сайт университетской библиотеки США является частью более общего сайта университета, и его легко найти с главной страницы. Он содержит основную контактную информацию о библиотеке: часы работы, адрес, номер телефона, адреса электронной почты постоянных сотрудников библиотеки, часто указания на то, как найти библиотеку на территории кампуса, информацию о парковке. Непременным элементом сайта является информация о миссии библиотеки, ее истории, отделах и услугах, новостях, выставках, коллекциях. Американские библиотеки активно используют свои сайты для продвижения информации о специальных коллекциях, т.е. наиболее уникальных и подчеркивающих своеобразие библиотек информационных ресурсах. Крупные библиотеки включают базы данных электронных адресов своих сотрудников с поисковой функцией. Элементом библиотечного Вэб- сайта также могут стать фотографии и даже звуковые файлы.
  Главное место на Вэб-сайтах библиотек занимают информационные ресурсы. Доступ к Online Public Access Catalog (OPAC) - онлайновому каталогу публичного доступа - является сегодня неотъемлемой частью информационного сервиса, предоставляемого университетскими библиотеками США для своих пользователей. Стандарт Z39.50 Protocol позволяет современным библиотекам обеспечивать одновременный поиск сразу по нескольким онлайновым каталогам, что удобно и значительно экономит время пользователя. Помимо каталогов, университетские библиотеки предлагают самые разнообразные базы данных, от библиографических до полнотекстовых и фактографических. Перечень таких баз данных на сайте большой университетской библиотеки может достигать сотен наименований. Доступ к онлайновым энциклопедиям и словарям, электронным журналам также является элементом современного Вэб- сайта. Последние годы для американских библиотек стали временем работы над цифровыми проектами, и все чаще и чаще в меню библиотечных Вэб-сайтов появляются пункты «Цифровые библиотеки» или «Цифровые коллекции». В добавление к собственным ресурсам, которыми библиотеки либо владеют сами, либо покупают к ним доступ, на их Вэб-сайтах размещаются коллекции полезных Интернет ссылок, причем именно университетские библиотеки выступают создателями наиболее полных, часто с дробной систематизацией, списков Интернет адресов. Некоторые университетские библиотеки поддерживают целые путеводители по Интернет с возможностями расширенного поиска по ключевым словам и дескрипторам.
  Вэб-технологии в сочетании с возможностями применяемых в библиотеках интегрированных информационных систем, которые позволяют автоматизировать практически все основные библиотечные процессы, обусловливают и стимулируют предложение на Вэб-сайтах целого ряда новых библиотечных услуг, часто выступающих как более комфортные формы услуг традиционных. Так, услугами, креативным источником создания которых стали современные технологии, являются справочное обслуживание по электронной почте E-Reference и электронные резервные коллекции E-Reserve. В практику работы университетских библиотек прочно вошли онлайновые формы межбиблиотечного абонемента Online ILL, которые дают возможность удаленному пользователю заказать нужные ему материалы, не появляясь физически в стенах библиотеки. Также возможен просмотр с Вэб-сайта библиотеки файла с зарегистрированными на имя пользователя книгами, электронное продление сроков их пользования (E-Renewal) и электронный заказ на книги, в настоящее время находящиеся на руках у других читателей (E- Recall). Многие сайты предлагают пользователям внести свои предложения по приобретению в фонды библиотек книг и других документов, подписке на новые периодические издания. Такие формы сервиса очень удобны для пользователей и в то же время сохраняют время сотрудникам, работающим на выдаче. Интересно, что сайты университетских библиотек США все больше используются и как образовательные средства. В их меню можно встретить разнообразные онлайновые обучающие программы, тесты на определение уровня информационной грамотности, онлайновые экскурсии, и т.д.
  В целом современные библиотечные Вэб-сайты выступают как мощные маркетинговые каналы широкого спектра услуг и удобные «ворота» доступа к ресурсам глобального информационного пространства. В последние годы многие университетские библиотеки США стремятся в дизайне своих сайтов следовать упоминавшейся выше концепции «портал», организуя домашнюю (главную) страницу сайта как стартовую для поиска по информационным ресурсам и доступа ко всем услугам библиотек. Вэб-сайты библиотек таких университетов, как Колумбия (http://www.columbia.edu/cu/lweb/), Университет Вашингтона (http://www.lib.washington.edu/), Университет Калифорнии в Беркли (http://www.lib.berkeley.edu/) демонстрируют варианты библиотечных порталов. Библиотеки стремятся организовать содержание своих сайтов и навигацию по ним с максимальным удобством для пользователя. Общий дизайн библиотечных Вэб-сайтов достаточно сдержан; эти сайты обычно не злоупотребляют применением большого количества графики и слишком ярких цветов, не «мигают» и редко «движутся». Функциональность, информативность и стабильность определяют их структуру, поисковые возможности, стилистику текстов. В то же время нельзя сказать, что библиотечные сайты подгоняются под какой-то заданный стандарт и максимально унифицируются. Каждая библиотека стремится выразить через свой сайт собственную неповторимость и уникальность. Особенно серьезно продумывается первая, домашняя страница сайта, так как именно полученное от нее впечатление во многом определяет отношение пользователей к последующим страницам. Часто оригинальность дизайна сайта домашней страницы вытекает из специфики коллекций конкретной библиотеки. Прекрасной иллюстрацией здесь может послужить домашняя страница сайта библиотеки карт в университете Пенсильвании (http://www.libraries.psu.edu/crsweb/maps/), передающая особенности таких документов, как карты. Вид домашней страницы сайта библиотеки университета Принстон (http://orel.rsl.ru/nettext/russian/eremenko/prinston.html) повторяет раскрытую книгу с закладкой. Ее хорошо продуманная структура и оформление с минимумом текста и спокойным теплым колоритом позволяют легко ориентироваться в массиве предлагаемой пользователям на других страницах сайта информации. Домашняя страница сайта библиотеки Гатман, обслуживающей Высшую школу образования Гарвардского университета, являет собою пример скромного в плане использования цвета, графики и изображений дизайна, с применением лишь иконок-гербов Гарварда и Школы образования для ссылок на соответствующие сайты и использованием фирменного университетского цвета Гарварда для оформления главного меню и работающих ссылок (http://gseweb.harvard.edu/~library/). Основной акцент здесь сделан на содержательное наполнение, на разработку меню сайта. Это отличный пример сайта библиотеки с фондом, сфокусированным на определенном комплексе знания, в данном случае - на образовании.

Назад Содержание Вперед