9.1. Уровни общения
1. Конвенциональный. Название происходит от слова конвенция (согласие). Это свод правил поведения в общении, большей частью неписаных, но все же передаваемых из поколения в поколение, потому что в этих правилах закреплен уговор людей друг с другом относительно того, какие формы поведения, согласно коллективному опыту, наиболее приемлемы и для субъекта, и для общества. Этот уровень общения предполагает равенство позиций собеседников, уважение и внимание друг к другу, определенную культуру поведения. Он оптимален для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах. Даже если партнеры не сошлись во взглядах, они расстанутся достойно, не умаляя значимости другого, не унижая его личности.
Умение держать диалог на этом уровне, а тем более приводить его к такому уровню можно уподобить сложному искусству, для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. По сути это пристройка “рядом”, когда каждый из собеседников принимает другого и принимает себя.
2. Примитивный. Этот уровень общения всегда означает со стороны одного из собеседников пристройку “сверху”, т.е. одна из сторон диалога совершенно не принимает во внимание, какие чувства, мысли, переживания может вызвать у партнера разговор. Собеседник воспринимается как предмет: если он нужен, надо его использовать в своих интересах (и тогда, невзирая ни на что, нам навязывают свои цели и планы); если мешает - его надо оттолкнуть (и тогда в ход может пойти и грубость, и хамство). Не берется во внимание личность, совершенно не думается о том, “как слово наше отзовется”, этично - неэтично, тактично - нетактично - все это даже не всплывает в сознании человека, который навязывает этот уровень общения.
Поставить на место примитивного партнера - искусство, которым подчас не владеют довольно умные люди - просто теряешься, чувствуешь себя оскорбленным, униженным и беспомощным. Примитивный партнер в общении в известном смысле ущербен, реагировать на него столь же примитивно значит расписаться в собственной ущербности. Тот, кто ценит человеческое достоинство вообще, не станет попирать его даже в субъекте, чье поведение отвратительно.
3. Манипулятивный. Для человека, который выбирает этот уровень общения, партнер - соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду - если не материальную или житейскую, то хотя бы психологическую. Характерный пример манипуляции: студент во время экзамена начинает отвечать по билету и вдруг, словно прервав себя, обращается к преподавателю, называя его по имени - отчеству: “Вы знаете, это место всегда было для меня волнующей загадкой. Почему получается так, что ...” - и тут он ставит перед экзаменатором вопрос, на который должен был ответить сам. И путем нехитрой манипуляции зарабатывает себе положительную оценку. По форме манипуляция может напоминать пристройку “рядом”, как в описанном случае, или пристройку “снизу” (когда в ход пускается лесть, угодничество), но по сути это всегда пристройка “сверху”, т.к. манипулятор всегда хозяин ситуации и ведет общение к той цели, которую поставил перед собой. Манипуляции разнообразны по технике и целям; манипуляторы не обязательно действуют по осознанному плану - у некоторых это происходит “как-то само собой”, подсознательно; это не всегда холодные и жестокие люди, но и люди глубоко неудовлетворенные жизнью, несчастливые. Во всяком случае, от кого бы манипуляция ни исходила, ей очень тяжело противостоять. Защита от манипуляций требует от личности большой зрелости и выдержки, умения не подыгрывать, а прерывать игру.
4. Стандартизованный. Общение на этом уровне основывается на неких стандартах, на контакте масок. Искреннего включения, как на конвенциональном уровне, здесь нет. По сути, подоплека такого общения такова: общаться нужно, но неохота; как бы общаться не общаясь? И человек надевает маску. Масок множество: маска нуля (я вас не трогаю, и вы меня не трогайте), маска любезности, агрессивности, высокомерия, послушания ... Какую бы маску человек ни надел, он скрывает за ней свои истинные чувства, он не хочет быть понятым и не хочет понимать. Подлинного общения не возникает. Встречаясь с партнером в маске, мы интуитивно чувствуем ее, и сами тоже поневоле надеваем маску. Поэтому после такой беседы остается неприятное впечатление: неискренность, скрытность, равнодушие оставляют тяжелый осадок.
На этом уровне устанавливается кажущаяся пристройка “рядом”, на самом деле ее нет.
5. Игровой. Основывается на пристройке “рядом”, которую питает не своекорыстный интерес к человеку, а искренняя симпатия. На этот уровень общения мы выходим только с теми людьми, которых хорошо знаем. Партнер игрового уровня общения то неявно, то открыто дает понять, что для вас обоих возможны и желательны любого типа пристройки друг к другу. Можно валять дурака и не бояться прослыть глупцом, можно важничать - и не бояться прослыть надутым честолюбцем. Каждому участнику хочется быть интересным другому - и он непроизвольно играет, чтобы интересно выглядеть. На первом месте здесь - ценность возникшей человеческой связи.
Самая яркая демонстрация игрового уровня общения - период влюбленности.
6. Деловой. В этом контакте люди подчас перестают думать о том, как они выглядят, как они воспринимаются, потому что на первом месте - дело. “Я” человека отодвинуто назад, это надличное общение. И хотя личности отодвинуты, люди объединены - общим делом, заботой, проблемой, поиском истины. Парадокс в том, что, общаясь на надличном, деловом уровне, люди выносят из контактов не только зримые плоды совместной деятельности, но также исключительно стойкие чувства взаимной привязанности, доверия или же неустранимые антипатии друг к другу. Ведь в деле человек раскрывается наиболее полно и с наиболее существенных сторон. Артистизм, обаяние - все это чудесно, но в это можно и сыграть. А дело отметет игру и выставит в человеке все, чем он является в действительности. Это глубокое и серьезное общение.
7. Духовный. Это высший уровень человеческого общения. Сущность его невозможно передать вне самого контакта на духовном уровне - это все равно, что пересказать стихотворение или музыку. Партнером духовного общения может стать любой человек, если в нем хоть на короткое время вспыхивает “искра божья”. Ни возраст, ни образование, ни степень начитанности роли не играют. Оно не может быть односторонним: либо его нет, либо в него вовлечены оба собеседника. И предмет разговора не обязательно должен быть “высоким”. Как сказано у Чехова: “Люди пьют, едят, а в это время свершаются их судьбы”. Беседа на самую бытовую тему может выйти на духовный уровень, если только тема послужила поводом для проваливания в глубины собственной души и души другого, взаимопроникновения.
Итак, коротко описаны различные уровни общения. Знать эти уровни значит научиться пользоваться схемой для анализа контактов, а еще более для самоанализа с поиском ошибок и неточностей в нашем повседневном общении. И помнить при этом, что в действительности диалог полифоничен.
Общение - всегда творчество, и высоты, достигаемые в таком творчестве, ничуть не менее ценны, чем достижения в искусстве, хотя и не оставляют после себя “произведения”.
Назад | Содержание | Вперед |