9.3.1. Правовая основа построения системы социального обеспечения военнослужащих в Российской Федерации
В связи с распадом в 1991 г. СССР и образованием Содружества Независимых Государств на территории государств СНГ осталось проживать около 40 % военных пенсионеров, бывших военнослужащих Вооруженных Сил СССР и членов их семей. С целью социальной защищенности этих категорий граждан и лиц, уволенных из армий государств - членов СНГ, переезжающих на постоянное жительство с территории одного государства на территорию другого, 14.02.1992 г. в г. Минске и 15.05.1992 г. в г. Ташкенте были подписаны многосторонние Соглашения: «Соглашение между государствами — участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» и «Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств».
Данными соглашениями определены меры социальной и правовой защиты, а также пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающих на территории государств СНГ.
В соответствии с Соглашением от 15.05.1992 г. пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников СНГ, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Содружества Независимых Государств, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
В целях реализации указанного Соглашения о военных пенсионерах со стороны государства в Российской Федерации 12.02.1993 г. Верховным Советом был принят закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» № 4468-1.
Принятый закон обобщил накопленный в СССР и других странах, включая государства СНГ, опыт разработки законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и их семей.
Указанным законом предусматривалась более высокая исходная база, установленная для исчисления назначаемых военнослужащим пенсий, и более высокие предельные нормы их исчисления. Пенсия за выслугу 20 лет устанавливается в размере 50 % соответствующих сумм денежного довольствия (вместо 40 %), и за каждый последующий год военной службы - 3 %, но всего не более 85 % денежного довольствия (по ранее действовавшему законодательству предельный размер пенсии за выслугу лет составлял 75 % денежного довольствия).
В соответствии с новым законом в сумму денежного довольствия, учитываемого при назначении пенсий военнослужащим и их семьям, включаются оклады денежного содержания по должности, воинскому званию и исчисленная из этих окладов процентная надбавка за выслугу лет, а также месячная стоимость выдаваемого военнослужащим продовольственного пайка. По ранее действовавшему законодательству стоимость продовольственного пайка при исчислении пенсий не учитывалась.
Законом внесены и другие существенные изменения в пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей. С 50 до 45 лет снижен возраст, при котором военнослужащему в установленных случаях назначается пенсия за выслугу лет с учетом трудового стажа. Повышена на 10 % и норма пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа. Кроме того, предусмотрено, что такие пенсии могут назначаться не только офицерскому составу, как это было ранее, но и прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и другим военнослужащим, проходившим службу по контракту, достигшим ко дню увольнения с военной службы указанного возраста.
Также были увеличены нормы пенсии по инвалидности I и II групп: для инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов - с 75 до 85 % денежного довольствия, а для других инвалидов из числа военнослужащих - с 55 до 75 % денежного довольствия.
Для пенсионеров из числа членов семей умерших (погибших) военнослужащих, получающих пенсию по случаю потери кормильца, которые являются инвалидами I группы либо достигли 80-летнего возраста, установлена надбавка к этой пенсии на уход за ними в размере 2/3 минимальной пенсии по старости.
Законом были установлены повышения пенсий для Героев Советского Союза и кавалеров ордена Славы трех степеней (50 % пенсии), для Героев Социалистического Труда (25 % пенсии), для военнослужащих, награжденных орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней (15 % пенсии), для военнослужащих, проходивших в годы войны службу в тылу (50 % минимальной пенсии по старости). Участникам войны, находившимся на фронте, и участникам боевых действий за границей надбавка к пенсии повышена с 25 до 100 % минимальной пенсии по старости. Была увеличена надбавка к пенсии за выслугу лет бывшим военнослужащим, являющимся инвалидами войны или приравненными к ним инвалидами. Изменены размеры выплат пенсий детям при нахождении их на полном государственном обеспечении и пенсионерам, проживающим в домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
Матерям и женам всех военнослужащих, умерших (погибших) вследствие причин, связанных с исполнением обязанностей военной службы, законом предоставлено право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 50-летнего возраста и независимо от нахождения их на иждивении умершего (погибшего) военнослужащего. Ранее такая льгота была предусмотрена только для матерей и жен военнослужащих, погибших в Афганистане и других странах, где велись боевые действия. Неработающим трудоспособным членам семьи, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами и внуками умерших, предоставлено право на пенсию по случаю потери кормильца до достижения этими детьми, братьями, сестрами и внуками 14 лет и независимо от нахождения их на иждивении умершего военнослужащего; пасынку и падчерице предоставлено право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми; для жен всех категорий военнослужащих установлены одинаковые условия назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Во исполнение закона от 12.02.1993 г. было издано постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации».
Постановлением определен порядок исчисления выслуги лет на военной службе, в т. ч. на льготных условиях, в армиях и на территории государств - участников СНГ. Кроме того, им определены порядок выплаты и размеры единовременных пособий при увольнении с военной службы, а также выплаты социального пособия при выслуге на военной службе от 15 до 20 календарных лет.
Дальнейшее совершенствование пенсионного законодательства было проведено с принятием Федерального закона от 28.11.1995 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"». Этим федеральным законом было устранено несоответствие в пенсионном обеспечении военных и гражданских пенсионеров, что позволило снять накопившиеся в последнее время проблемы в области пенсионного обеспечения военных пенсионеров, а именно:
• с 1 января 1996 г. расширен круг лиц, имеющих право на увеличение размера пенсии за выслугу лет некоторым категориям пенсионеров- инвалидов. Теперь лицам, ставшим инвалидами вследствие трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющихся участниками Великой Отечественной войны пенсия за выслугу лет увеличивалась на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, предусмотренного пунктом «б» ст. 23 закона, для инвалидов из числа этих лиц по соответствующей группе инвалидности;
• увеличен размер надбавки к пенсии за выслугу лет (ст. 17 закона) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, - на уход за пенсионером до 100 % минимального размера пенсии по старости (ранее было 2/3 минимального размера пенсии по старости);
• введены новые надбавки к пенсии за выслугу лет (ст. 17, пункт «в»). Пенсионерам-участникам Великой Отечественной войны - 100 % минимального размера пенсии по старости, а лицам из числа достигших 80-летнего возраста или являющимся инвалидами I и II групп - 200 % минимального размера пенсии по старости. Данная надбавка устанавливалась тем пенсионерам, которые не имели права на увеличение пенсии по ст. 16 закона в большем размере;
• за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия была начислена с учетом районного коэффициента, при выезде из этих районов и местностей на постоянное место жительства сохранялся размер пенсии с учетом районного коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
• женам военнослужащих, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с настоящим законом, погибших в период Великой Отечественной войны, не вступившим в новый брак, предоставлено право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа, независимо от получения ими другой пенсии.
Кроме того, этим законодательным актом определено, что пересчеты военных пенсий будут производиться не только при повышении денежного довольствия военнослужащим, но и при изменении минимального размера пенсии по старости, что позволило устранить сложившееся несоответствие в размерах получаемых надбавок и повышений пенсий между гражданскими и военными пенсионерами. Указанные нормы введены в действие с 1 января 1996 г.
Наряду с этим, указанным законом с 1.07.1996 г. отменено ограничение денежного довольствия, принимаемого в расчет для исчисления пенсии (10-кратный уровень минимального размера оплаты труда). Данное изменение обеспечило более рациональное соотношение между фактически выплачиваемым в период службы денежным довольствием военнослужащим и той его частью, которая учитывается при исчислении пенсии. Отмена указанного ограничения позволила повысить военные пенсии в 1,3 - 1,5 раза.
В последующем были осуществлены повышения размеров пенсий некоторым категориям пенсионеров, например: Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и лицам, награжденным орденами Славы трех степеней. Был расширен круг лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, независимо от получения ими другой пенсии. Так, это право было распространено на жен военнослужащих, не вступивших в новый брак, при получении ими пенсии за погибших в войну с Финляндией и в войну с Японией мужей.
В это время создавалась и развивалась законодательная основа страхования военнослужащих. Так, 28.03.1998 г. был принят Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», определивший государственные обязательства перед военнослужащими, пострадавшими при ведении боевых действий, и членами их семей.
Были приняты Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» и постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, призванных на военные сборы, должностных лиц таможенных органов и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников», определены круг лиц и нормы оплаты расходов на погребение за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Федеральным законом от 30.05.2001 г. № 64-ФЗ «О внесении дополнения в статью 11 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предусматривается с 1 января 2002 г. распространение права на возмещение расходов на погребение и на изготовление и установку надгробных памятников на всех погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, а не только на проходивших службу в действующей армии.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2001 г. № 655 предельные нормы расходов на ритуальное обеспечение, а также на изготовление и установку надгробных памятников на могилах погибших (умерших) военнослужащих, ветеранов военной службы и лиц, уволенных с военной службы, с 1 января 2002 г. увеличены в два раза (ритуальные — 6 тыс. р., надгробье для проходившего службу по контракту — 12 тыс. р., по призыву — 8 тыс. р.).
Характерной чертой мероприятий, проводимых в последние годы государством, является стремление найти адекватные затратам труда способы стимулирования службы в особых условиях, исполнения специфических обязанностей, повышения квалификации военнослужащих по отдельным специальностям.
Примером подобного подхода может служить осуществленный с 1 января 2001 г. пересмотр ранее назначенных пенсий военнослужащим, которые на день увольнения с военной службы непосредственно участвовали в одном из видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (оклады по воинским должностям установлены в размере 1,5 оклада по воинской должности, предусмотренной штатными расписаниями).
В целях усиления социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, в соответствии с Протоколом совещания членов Совета Безопасности Российской Федерации от 11.05.2001 г. № 2, Правительством Российской Федерации был осуществлен комплекс мероприятий, направленных на поэтапное повышение денежного довольствия военнослужащим, предусматривавший введение с 1 июля 2002 г. окладов по воинским должностям применительно к должностным окладам федеральных государственных служащих и введение с 1 января 2004 г. окладов по воинским званиям военнослужащих применительно к размерам надбавок за квалификационные разряды федеральных государственных служащих.
Мероприятия по реформированию денежного довольствия военнослужащих и совершенствованию системы льгот и социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, были призваны реализовать заложенные в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.) принципы адресной направленности социальной поддержки социально уязвимых групп населения путем упорядочения действующей системы льгот и повышения обоснованности их предоставления. Этой Программой был предусмотрен перевод льгот, установленных для различных категорий работающих граждан, в т. ч. для военнослужащих, в форму денежных выплат.
Отмена льгот, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», по жилью и коммунальным услугам не коснулась ветеранов Вооруженных Сил, достигших 60-летнего возраста, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, членов семей погибших военнослужащих, так как для них аналогичные льготы установлены Федеральным законом «О ветеранах»; инвалидов и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, так как для них эти льготы установлены законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; инвалидов и других категорий граждан, имеющих особые заслуги перед государством.
Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан из числа военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей будет осуществляться в соответствии с законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Таким образом, законодательство Российской Федерации по вопросам, связанным с социальной защитой и социальным обеспечением военнослужащих и членов их семей, гарантирует им соблюдение основных прав и льгот как в период военной службы, так и после увольнения с военной службы.
Назад | Содержание | Вперед |