ВВЕДЕНИЕ

  За последние годы социально-культурный сервис и туризм претерпели глубокие изменения. Резко снизилось финансирование предприятий культуры и искусства, появились коммерческие предприятия различных организационно-правовых форм собственности, целью которых является извлечение прибыли. управляющие предприятий этой отрасли, попав в новые экономические условия, не всегда знают, каким образом нужно управлять предприятием, чтобы в условиях рыночной экономики предприятие могло выполнять свои функции: предоставлять услугу (услуги) населению, получать прибыль, развивать новые направления деятельности.
  Компьютеризация определила глобальные изменения в СКСиТ. Информационные услуги становятся важнейшим продуктом, необходимым для развития общества в целом и индивида в частности, а также экономических отношений в обществе. Так в экономике СКСиТ возникает еще один предмет исследования - информационная услуга.
  Спрос на продукт коммерческих предприятий СКСиТ меняется постоянно и зависит, прежде всего, от потребностей общества, платежеспособности населения и моды. Кроме того, открытость общества включила Россию в процессы, происходящие во всем мире. Не наша задача давать оценку этим процессам, можно только констатировать «глобализацию» и коммерциализацию культуры в мире.
  Изменение спроса на услуги социально-культурного сервиса и туризма предопределило появление новых видов предприятий - рекламных и модельных агентств, провайдеров Интернета, компьютерных клубов, продюсерских центров и т.д.
  Некоторые виды бизнеса многие годы существовали вне закона: игорный и арт бизнес. Сегодня они легализованы, появились различные виды игорных заведений: казино, сеть игровых автоматов и пр., на рынке работают коммерческие художественные галереи, выставочные залы.
  Развитие получил шоу-бизнес: различные шоу-группы, отдельные исполнители, издательские дома, частные телекомпании и киностудии - это не полный перечень предприятий шоу-бизнеса, работающих сегодня на российском рынке развлечений.
  Бизнес и социально-культурной сфере представляют в основном малые предприятия (туристские и рекламные агентства, издательства), но при этом встречаются крупные (известный холдинг «Мост медиа») и средние (крупные гостиницы, туроператоры и т.д.)
  Большинство этих предприятий имеет высокие показатели рентабельности и ликвидности, и при правильной налоговой политике они могут приносить в бюджет регионов и страны достаточно крупные средства. Тем более, что некоторые виды деятельности облагаются большими налоговыми ставками, как, например, игорный бизнес.
  Все коммерческие предприятия имеют своей целью извлечение прибыли, но предприятия, работающие в культуре, искусстве, досуге должны при этом ориентироваться на реализацию культурных потребностей человека, которые тесно связаны с демографическими, мировоззренческими и другими факторами.
  Переход к рынку, возможности предпринимательства в социально-культурной сфере на первом этапе привлекли непрофессионалов и мошенников. отсутствие профессиональных менеджеров в этой области делали весь бизнес некачественным. однако накопленный опыт, появление подготовленных менеджеров, формирование института продюсерства позволяют надеяться на качественное развитие бизнеса в социально-культурной сфере.
  Интерес к современной деятельности коммерческих предприятий велик, и многие ученые обращаются к их проблемам. Однако, наряду с отраслями социально-культурной сферы изученными всесторонне, существуют сферы деятельности практически неизученные.
  Для того чтобы эффективно управлять предприятием СКСиТ, необходимо знать механизмы его деятельности и способы их инноваций. В данном учебном пособии мы рассматриваем: социально-экономическую характеристику функциональной роли организаций СКСиТ, характер продукта, финансовые механизмы деятельности, бюджеты и технологии бюджетного контроля в организациях СКСиТ, роль информационных технологий в СКСиТ. Затем мы переходим к рассмотрению деятельности предприятий, специализированных в наиболее распространенных отраслях СКСиТ. Наряду с некоммерческими традиционными организациями (культурно-просветительные и театрально-зрелищные организации) мы рассматриваем несколько направлений бизнеса в культуре (туризм, гостиничный бизнес, рекламно-издательская сфера услуг, модельный и игорный бизнес).

Назад Содержание Вперед