§ 3.2.1. Понятие и виды туризма

  Согласно определению Всемирной туристской организации туризм представляет собой путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха. Ввиду массового характера туризма и ускоренных темпов его развития, а также связей, возникающих между туризмом и другими отраслями хозяйства, туристский бизнес становится объектом заинтересованности государства. В развитых странах этот вид деятельности является важным источником доходов государства и значимым фактором формирования престижа страны, роста ее значения в мире.
  Значение туризма и как источника валютных поступлений, и как средства обеспечения занятости населения, и как возможности расширения межличностных контактов постоянно возрастает. Последние 20 лет международный туризм развивался высокими стабильными темпами. Сейчас он является одной из крупнейших динамичных отраслей мировой экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики страны, принимающей туристов, что способствует формированию собственной инфраструктуры туризма. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.
  Для экономики страны главным результатом деятельности туризма является увеличение физического объема создаваемого национального дохода, но вычислить эту сумму практически невозможно, так как в этом процессе участвуют как непосредственно туристские предприятия, так и организации, способствующие производству туристского продукта. Влияние туризма на экономическое развитие заключается также и в повышении деловой активности, расширении производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных посетителей. Оно усиливается по мере увеличения объемов активного туризма и соответствующего расширения его инфраструктуры. Помимо указанных факторов влияния развития туризма на экономику страны, можно назвать увеличение числа рабочих мест, развитие предпринимательства и многое другое.
  За последние десятилетия туристские потоки во всем мире возросли в десятки раз. Россия, входя в мировое сообщество, делает первые попытки организации цивилизованного туризма, в результате чего в нашей стране наблюдается достаточно быстрое развитие этой отрасли. За 1995­2000 годы количество людей, проводивших свой отпуск или другой вид свободного времени в туристских поездках увеличился почти втрое. Современное состояние туризма в России определяется как приоритет выездного туризма, что увеличивает денежный отток из страны. Большинство российских турфирм отправляют соотечественников за рубеж, поскольку спрос на такие туры достаточно велик, и только немногие турфирмы работают на прием гостей в РФ.
  Только создание благоприятных условий для приема туристов в России позволит изменить настоящую ситуацию, увеличить приток средств, что в результате даст положительные результаты для экономики привлекательных для туристов регионов.
  Развитие туризма сопряжено с появлением различных новых форм и видов туризма. В настоящее время сложились их определенные классификации (Таблица 15). Последние годы развивается виртуальный туризм, и хотя, на первый взгляд, он не является продуктом деятельности турфирм, их возможности по формированию различных программ очевидны. Туристский бизнес стал предметом исследования в различных областях знаний и, прежде всего, как вид коммерческой деятельности — экономики.

Таблица 15. Классификация видов туризма.

Назад Содержание Вперед