Евроконституция

  Избавление от ряда недостатков нынешней модели Евросоюза стало одной из главных задач, поставленных при создании Конституции для Европы, представляющей собой «наиболее масштабную реформу правовых устоев Европейского Союза с начала создания этой организации» [11,31].
  В отличие от ранее осуществлявшихся преобразований (принятие «Единого европейского акта» 1986 г., «Амстердамского договора» 1997 г., Ниццкого договора» 2001 г. и др.), которые сводились лишь к изменению и дополнению учредительных документов Сообществ («Договор об учреждении Европейского сообщества» 1957 г., «Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии» 1957 г., «Договор о Европейском Союзе» (1992 г.), Конституция 2004 года отменяет их целиком (за исключением «Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии» 1957 г.).
  То есть принятие данного документа, разработанного «Конвентом о будущем Европейского Союза», руководимого бывшим Президентом Франции В.Ж. д’Эстеном и включавшим в себя представителей всех государств-членов, который был одобрен в Риме 29 октября 2004 г. главами государств и правительств стран-членов ЕС, означало прекращение существования прежнего Европейского Союза и создание новой организации - правопреемницы ЕС с тем же названием.
  Учрежденный Конституцией «новый» Союз не включал никаких «опор», которые «растворялись» в ЕС нового формата [4,27]. Его устройство основвывалось на принципе единой правосубъектности (ст. 1-7), в силу которого при издании правовых актов, заключении международных договоров и в иных правоотношениях Европейский Союз выступал бы как единое целое.
  Содержание правосубъектности «нового» Союза выражалось в следующих основных прерогативах:
  а) право Союза заключать от собственного имени соглашения с иностранными («третьими») государствами и международными организациями (параграф 2 ст. 1-13 ист. Ш-323);
  б) наличие у Союза максимально широкой правоспособности на территории всех государств-членов, включая возможность являться собственником движимого и недвижимого имущества (ст. III—427);
  в) признание деликтоспособности Союза, т. е. его способности нести ответственность по заключенным им договорам и за причинение вреда другим лицам (ст. Ш-431);
  г) существование у Союза привилегий и иммунитетов на территории государств-членов (ст. Ш-434), которые гарантированы специальным Протоколом № 7 к Конституции (Протокол «О привилегиях и иммунитетах Европейского Союза»;
  д) возможность открытия дипломатических миссий («делегаций») Союза в иностранных государствах и при международных организациях (ст. III-328);
  е) финансовая автономия Союза - наличие у него собственного бюджета, финансируемого за счет «собственных ресурсов» (ст. I-54).
  Если кратко просуммировать суть проведенных Конституцией преобразований, то их можно свести к трем главным целям: упрощение Союза, его демократизация и повышение его эффективности.
  Однако окончательную ратификацию Евроконституции должны были осуществить национальные парламенты или граждане принимающих ее государств через референдумы. Так как Франция и Нидерланды высказались против, то судьба этого документа оказалась под вопросом.
  В период председательства Германии в Евросоюзе для преодоления кризиса, связанного с принятием конституции ЕС, был предложен новый, «упрощенный» вариант Европейской конституции, разработанный группой высокопоставленных европейских политиков, известной как Amato Group, в которую входили 16 известных политиков Европы, включая экс-премьеров стран ЕС и еврокомиссаров, и активно продвигаемый Францией и Германией. После долгих обсуждений и компромиссных решений данный проект был одобрен лидерами 27 европейских стран на Брюссельском саммите ЕС в июне 2007 г.
  Согласно данному проекту, имеющему целью оптимизировать управленческую и организационную структуры Евросоюза, из текста конституционного договора исключаются многие атрибуты, которые могут быть расценены как «символы» превращения ЕС в некое «супергосударство» (гимн, флаг и само слово «Конституция»), но предусматривается введение в ЕС поста Президента, избираемого на Совете Министров ЕС на 2,5 лет, а также поста верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики в области безопасности с повышением статуса этой должности до уровня заместителя председателя Еврокомиссии, расширяются полномочия Европарламента и парламентов стран-участниц ЕС. Постановления и распоряжения Еврокомиссии, превращаемой в более компактный и эффективно работающий орган, не будут именоваться законами. Сохраняется специфика особенностей социально-экономической, политико-правовой системы стран ЕС
  Данным конституционным договором, в основу которого берется принцип «двойного большинства» (см. далее), предусматривается новая формула принятия решений, отдающая предпочтение наиболее развитым и крупным странам ЕС.
  При принятии данного документа, исходя из неудачного опыта принятия Евроконституции 2004 г., решено не проводить общенародных референдумов и доверить его утверждение национальным парламентам.
  Предполагается, что проект конституционного договора подготовят к саммиту ЕС в Лиссабоне, который пройдет 18 октября. После этого документ должен быть ратифицирован каждой страной Евросоюза. Окончательно соглашение должно вступить в силу в середине 2009 г.

Назад Содержание Вперед