1.3. Тенденции развития системы образования России

  Системы образования динамичны: будучи относительно стабильными, они постепенно начинают отставать от постоянно меняющихся запросов общества и тем самым тормозить его развитие. Вследствие этого периодически (обычно с интервалами в 10 - 15 лет) проводятся реформы образования. В XX в. российская система образования несколько раз реформировалась. В настоящее время идет новый длительный этап ее реформирования. Каковы же ведущие тенденции и направления этих преобразований?
  Модернизация российского общества предполагает переход от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения новых знаний становятся ключевыми.
  Конкретно приоритетами образования для модернизации общества должны быть:
  1. Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества путем освоения молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.
  2. Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей.
  3. Поддержка вхождения новых поколений в глобализованный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должны занять центральное место коммуникативность, информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание.
  4. Противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение наркомании, рост криминогенности в молодежной среде. Вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью.
  5. Реализация ресурса свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а должен представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.
  Организационной основой новой реформы образования является постепенный переход на 12-летний срок обучения в средней школе, который должен быть завершен к 2010 году. Реформа, по сути дела, началась в 2000/01 учебном году переходом всей начальной школы на 4-летний срок обучения детей, начиная с шестилетнего возраста. Реформа предполагает восстановление массового дошкольного, рассматриваемого как часть общего образования, которое будет осуществляться по гибким программам.
  Существенно должно измениться содержание основного и среднего общего образования, предполагающее:
  - усиление социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования, что будет реализовано через увеличение относительного объема предметов социально- гуманитарного цикла (право, экономика, основы политической системы общественного устройства, иностранные языки);
  - повышение практической ориентации общего среднего образования на основе достижения оптимального сочетания фундаментальных и практико-ориентированных знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни; резкое увеличение роли коммуникативных дисциплин, прежде всего информатики и иностранных языков;
  - дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся (от одаренных детей до детей с проблемами), а также формирования индивидуализированных программ и графиков обучения применительно к персональным особенностям и способностям каждого ученика.
  Реформа предполагает отработку структуры старшей ступени школы с возможностями профильного обучения для более эффективной подготовки ее выпускников к различным видам профессионального образования и профессиональной деятельности. Основные профили: гуманитарные дисциплины и науки о человеке; социальноэкономические дисциплины; точные науки и информатика; естественные науки, физические и химические технологии; техника и инженерное дело; агрокомплекс и агротехнологии; искусство.
  Реформа предполагает решить следующие задачи:
  - устранить характерную как для общего, так и для профессионального образования традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребованы в дальнейшей социальной и профессиональной деятельности;
  - изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения; повысить роль самостоятельной работы учащихся и студентов;
  - ввести уже в средней школе необходимую базовую подготовку по прикладной информатике, в полной средней школе - по специализированным прикладным программам;
  - обеспечить рабочее знание как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы.
  Осуществление реформы должно превратить образование в одну приоритетных областей политики нашего государства. Решать же конкретные задачи придется тем, кто сегодня пришел в студенческие аудитории и будет создавать профессионально-педагогическое обеспечение реформы.

Проблемные вопросы и практические задания

  1. Что, по вашему мнению, является решающим фактором, определяющим характер системы образования?
  2. В чем проявляется гуманистичность принципов государственной политики России в области образования?
  3. Узнайте, какие учреждения дополнительного образования функционируют в вашем городе. Каковы их функции?
  4. Найдите в словаре слово «муниципальный». Каким учреждением является школа, где вы обучались?
  5. В чем основные трудности перехода на 12-летний срок обучения?

Тесты для самоконтроля

  1. Какой из принципов государственной политики в области образования требует ориентации на уровень развития и подготовленности обучаемых:
  1) свободы;
  2) демократизации;
  3) светского характера образования;
  4) общедоступности образования?
  2. К какой структуре образовательных учреждений относится, например, детская музыкальная школа:
  1) общего образования;
  2) дополнительного образования;
  3) профессионального образования;
  4) музыкального образования?
  3. Какая школа называется основной:
  1) начальная;
  2) девятилетняя;
  3) средняя;
  4) высшая?
  4. Как называется высший управленческий орган системы образования в стране:
  1) Министерство народного образования;
  2) Министерство просвещения;
  3) Министерство образования;
  4) Министерство образования и науки?

Литература

  1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. - М., 1999.
  2. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». - М., 1996
  3. Образование в мире на пороге XXI века: Сб. науч. тр. / Под ред. З.А Мальковой, Б.Л. Вульфсона. - М., 1991.

Назад Содержание Вперед