2.1. Общая характеристика педагогической профессии
«Professio», происходя от латинского «profiteor» — «объявляю своим делом», есть «род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы» (5, с.266). Профессия представляет собой целый мир, в котором человек живет и совершенствуется, который он познает в течение всей своей жизни, мир, в котором действуют свои профессиональные законы, нравственные нормы и ценности. Каждая профессия требует от человека определенных общих и специальных знаний, умений и навыков, свойств и качеств, которые приобретаются в процессе общего и специального образования и путем практической работы.
В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Профессией можно называть вид труда с определенной системой требований к человеку. Профессия также и род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования. Наименование профессии определяется характером и содержанием труда, служебными функциями, применяемыми орудиями и предметами труда.
Итак, профессия - понятие многозначное. Оно характеризуется такими аспектами:
- род деятельности, система выполняемых человеком трудовых функций;
- социально признаваемый, юридически фиксируемый трудовой пост;
- группа родственных специальностей (например, профессия учитель, а специальность учитель русского языка и литературы);
- наличие определенной опытности специалиста, получившего особую систему профессиональной подготовки;
- общность людей, занятых определенных родом деятельности.
Педагогическая профессия - одна из самых известных в настоящее время и, можно сказать, определяющих другие профессии, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности.
Необходимость передачи общественного опыта от одного поколения к другому с целью подготовки новых поколений к жизни и труду привела к тому, что обучение и воспитание очень рано выделились в самостоятельную функцию общества.
В период рабовладения в Древней Греции появился термин «педагог», давший затем название целой науке. Обозначал он тогда раба, водившего детей рабовладельцев в школу.
Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках примерно за 2500 лет до н.э. Там описывается дворцовая школа для детей сановников. Затем со «школой» мы встречаемся в Древней Греции. Значение этого термина сохранилось до сих пор: школа - это место учения.
Профессию учителя называют вечной. С момента своего существования человек всегда испытывал потребность в передаче накопленного опыта молодому поколению и в сознательном овладении опытом жизни.
Понятие Учитель более емкое, чем мы его себе представляем и описываем. Учитель - это определенная внутренняя позиция, определенное миропонимание. С одной стороны, он отдает себя другому человеку и служит ему, с другой - имеет свою собственную жизнь и тоже требует себе Учителя. Но такая раздвоенность Учителя не есть раздвоенность сознания. В православии, например, Учителем считали того, кто способен направить ученика на путь духовного самовоспитания и самореализации. Любя и доверяя ученику, он передает ему знания и, в первую очередь, духовные, спасая его от возможных страданий и причинения страдания другим. Учитель создан не для того, чтобы превратить ученика в автомат, а для того, чтобы вдохнуть в ученика жизнь, завести в нем механизм самовоспитания, самообразования, самообучения. Учитель - посредник между учеником и истиной жизни.
Профессия педагога требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Высоко оценивая профессию учителя, Ян Амос Коменский рассматривал ее как самую почетную, самую превосходную должность, выше которой ничего «не может быть под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.
В наследии великого педагога сформулированы основные требования к учителю. Суть этих требований сводится к следующему. Учитель должен любить свою профессию и ответственно к ней относиться как всенародному делу; быть образованным и всегда заинтересованным в повышении педагогического мастерства и педагогического такта; глубоко знать психологию своих воспитанников; будучи народным деятелем, учитель должен честно и добросовестно вникать в нужды народа, знать их запросы и интересы; учитель должен стремиться сделать свой опыт достоянием других; учитель не только в школе, но и в повседневной жизни должен быть примером для детей и их родителей.
Педагогическая профессия требует подвижничества и самоотверженности. Об истинности этого тезиса свидетельствуют примеры жизни таких видных педагогов, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский.
Н.И. Новиков писал, что «может быть, никакое дело не требует столько доброй воли и такого беспрерывного беспокойства души, как должность воспитателя и учителя».
Педагогическая профессия в самом высоком смысле гуманистична - утверждает отношение к человеку как к высшей ценности. Сознательное выдвижение гуманистического начала труда учителя на первый план характеризует педагогов всех времен. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег в середине XIX века писал: «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям» (Дистервег А. Избр. пед. соч. - М., 1956. - С.237).
Л.Н. Толстой проявление гуманистического начала педагогической профессии рассматривал в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в. себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель» (Толстой Л.Н. Пед. соч. - М., 1956. - с. 362).
В. А. Сухомлинский первоочередной задачей школы считал необходимость «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант» (Сухомлинский В. А. Избр. произв. в 5-ти томах. Т. 5. - Киев, 1980. -С. 102).
Педагогическая профессия по сути своей - профессия творческая. Она постоянно требует уметь находить новое в педагогическом явлении, выделять скрытые закономерности, уметь наблюдать и в наблюдаемом выделять существенное, анализировать педагогические факты. «Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» (Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М., 1989).
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию и анализ результатов.
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.
Назад | Содержание | Вперед |