9.2. Стили учебной деятельности

  Разнообразная по содержанию и сложности умственная учебная деятельность приводит к появлению различных стилей интеллектуальной деятельности. Так, Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская выделили три стиля эвристической деятельности:
  1) мыслительный поиск;
  2) осторожный поиск;
  3) выдвижение гипотез достаточно быстрое и обоснованное.
  Авторы показали, что быстрота и легкость выдвижения гипотез зависит от силы нервной системы и преобладания возбуждения над торможением (заметим, что обе эти типологические особенности входят в типологический комплекс решительности).
  A. К. Байметов выявил у старшеклассников три группы разных стилей учебной деятельности: связанные с различиями в динамике врабатывания в учебную деятельность и утомляемостью; обусловленные объемом умственной деятельности и влиянием напряжения.
  B. П. Бояринцев, рассматривая прогнозирующую функцию у младших школьников и подростков, отметил влияние таких свойств темперамента, как экстраверсия — интроверсия и пластичность — ригидность. У ригидных интровертов обнаруживается лучшее и более глубокое осознание всех изменений ситуации, а пластичные экстраверты лучше осуществляют мобильное сравнение и обобщение данных в ходе анализа настоящего и прошлого в переменной ситуации.
  Г. Айзенк выявил, что экстраверты быстрее включаются в работу на экзамене по сравнению с медленно втягивающимися интровертами, но зато быстрее и сдаются, столкнувшись с трудностями. Стимуляция процесса обучения, оптимальная для экстравертов, оказывается чрезмерно интенсивной для интровертов.
  Различные стили учебной деятельности, выполняющие приспособительную, компенсаторную функцию, отмечаются М. К. Акимовой и В. Т. Козловой. Учащиеся со слабой нервной системой свою быструю утомляемость компенсируют частыми перерывами для отдыха, разумной организацией деятельности, соблюдением спланированного режима дня. Недостаточную сосредоточенность и отвлекаемость внимания они компенсируют усиленным контролем и проверкой работ после их выполнения. Медленный темп умственной работы компенсируется тщательной предварительной подготовкой работы, что дает возможность «слабым» на первых ее этапах обгонять «сильных», поскольку у последних медленная врабатываемость. Предварительная тщательная подготовка позволяет уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее у них в ответственные моменты учебной деятельности.
  При обучении иностранному языку М. К. Кабардов выявил два стиля (типа) овладения языком — коммуникативный (присущий лицам с высокой лабильностью нервной системы) и лингвистический (присущий инертным). Существует и смешанный тип овладения иностранным языком.
  В дальнейшем наличие этих стилей было подтверждено М. К. Кабардовым и при изучении родного (русского) языка. Кроме того, были выявлены личностные особенности субъектов, обладающие тем или иным стилем. Субъекты «коммуникативного» типа отличаются общительностью, подвижностью, импульсивностью в поведении, лабильностью и слабостью нервной системы. Невербальные компоненты интеллектуальных способностей у них доминируют над вербально-логическими. «Когнитивный» («лингвистический») тип присущ замкнутым субъектам, с замедленной реакцией. Для них характерны инертность и сильная нервная система. В познавательной сфере у когнитивного типа вербальнологические компоненты преобладают над образно-действенными.
  Значительное место уделяется изучению стилей научения и в западной педагогической психологии (Григоренко, Стернберг, Колб, Грин).

Контрольные вопросы

  1. Дайте характеристику различным стилям педагогической деятельности.
  2. Почему стили педагогической деятельности относятся к исполнительским стилям деятельности?
  3. Зависит ли склонность к определенному стилю педагогической деятельности от свойств нервной системы?
  4. Перечислите классификации учебных стилей.

Литература

  1. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2004, 2007. С. 213-218, 221-233.
  2. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004. С. 291-296, 301-306.

Назад Содержание Вперед