Глава 10. Когнитивные (познавательные, информационные) стили

  Значительное место в отечественной и зарубежной психологии отводится рассмотрению когнитивных, или познавательных, стилей деятельности, интенсивное изучение которых началось западными психологами в 1960-х г.г. и несколько позже — отечественными.
  Когнитивный стиль — это собирательное понятие для относительно устойчивых способов познавательной деятельности, познавательных стратегий, заключающихся в своеобразных приемах получения и переработки информации, а также приемов ее воспроизведения и способов контроля.
  Таким образом, когнитивные стили тоже в некотором роде стили деятельности, поскольку они характеризуют типические особенности интеллектуальной деятельности (научения), включающей восприятие, мышление и действия, связанные с решением познавательных задач преимущественно в ситуации неопределенности. Как пишет Г. Клаус, выраженность когнитивных стилей меняется на протяжении онтогенетического развития, но остается удивительно постоянной у каждого конкретного человека, если сравнивать его показатели с уровнем той возрастной группы, к которой он относится.
  В зарубежной и отечественной литературе можно встретить упоминание около полутора десятков различных когнитивных стилей, в том числе:
  • по типу восприятия: полезависимость — поленезависимость;
  • по типу реагирования: импульсивность — рефлексивность;
  • по особенностям когнитивного контроля: ригидность — гибкость;
  • по диапазону эквивалентности: узость — широта;
  • по сложности: когнитивная простота — когнитивная сложность, толерантность к нереалистическому опыту;
  • по типу мышления: аналитический — синтетический;
  • по доминирующему способу обработки информации: образный — вербальный;
  • по локусу контроля: экстернальный — интернальный.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия «когнитивный стиль».
  2. Перечислите классификации когнитивных стилей.

Литература

  1. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2004, 2007. С. 218-221.
  2. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004. С. 307-317.

Назад Содержание Вперед