6.2.2. Методы игровой деятельности
В обширной литературе по теории игровой деятельности, как ни странно, вообще отсутствует даже упоминание о ее методах. Между тем, они, конечно же, имеют место.
Во-первых, в сложноорганизованных играх, например, в шахматах они известны: гамбит, сицилианская защита и т.д. - это все методы шахматной игры. Им посвящены многие монографии. Точно также в профессиональном футболе, хоккее - методы защиты и нападения, методы «блокирования» игроков противника и т.п. Но это все методы, специфические для каждой конкретной игры.
Во-вторых, можно попытаться вычленить некоторые методы, общие если не для всех, то хотя бы для многих игр. Вот о них и пойдет речь в этом подразделе.
Как и в предыдущих главах, для рассмотрения методов игровой деятельности мы воспользуемся двумя классификациями:
- деление методов на теоретические методы и эмпирические методы;
- деление методов на методы-операции и методы- действия.
Теоретические методы-операции как мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и т.д., с одной стороны, в детском возрасте формируются, в том числе, в процессе игровой деятельности, с другой стороны, посредством их игровая деятельность и осуществляется. Например, вот что пишет об обобщении А.Н. Леонтьев [124]: «игровое действие всегда обобщено. Ребенок, воображая себя в игре шофером, воспроизводит то, как действует, может быть, единственный конкретный шофер, которого он видел, но само действие ребенка есть изображение шофера вообще, не данных конкретных его действий, наблюдавшихся ребенком, но вообще действий управления автомобилем, конечно, в пределах доступного ребенку осмысления и обобщения их. Именно обобщенность игровых действий есть то, что позволяет игре осуществляться в неадекватных предметных условиях».
Наряду с операциями логического мышления к теоретическим методам-операциям игровой деятельности можно отнести также (возможно условно) воображение как мыслительный процесс по созданию новых представлений и образов с его специфическими формами фантазии (создание неправдоподобных, парадоксальных образов и понятий) и мечты (как создание образов желанного) [195].
Что касается теоретических методов-действий, таких как анализ систем знаний, теорий в функции метода и т.п., то в отношении игровой деятельности о них вряд ли можно говорить, за исключением, возможно, таких сложных игр как шахматы.
Рассмотрим теперь эмпирические методы-операции. В первую очередь, это наблюдение и эксперимент. Эксперимент в данном случае - рассматривается, естественно, не в научном значении - как строгая научно-исследовательская процедура, а как синоним опыта, как попытка осуществить что-либо, вызвать какие-либо изменения во внешней среде. Наблюдение и эксперимент в данном смысле - две стороны одной медали. Наблюдение - это как бы поиски ответа на вопрос «что происходит?». Эксперимент - «что произойдет, если сделать то-то?». Манипуляции малыша с предметами: хватает, бросает, катает и т.д. - это эксперименты, направленные на познание свойств предметов. Ребенок ломает игрушечные сооружения и игрушки - это естественное проявление исследовательского рефлекса. Проказы подростков - что-то взрывать, поджигать, хлопать и т.д., что вызывает частенько раздражение взрослых - это тоже эксперименты, свойственные этому возрасту.
Наконец, соревновательные игры: кто сильнее? кто быстрее? кто ловчее? кто сообразительнее? - это тоже эксперименты в виде испытаний. Даже при игре в одиночку, например, при раскладывании пасьянса - это тоже испытание себя - «получится у меня, или не получится».
Приятное чувство удовлетворения повышается от присутствия зрителей. Любитель пасьянса испытывает двойную радость, если кто-нибудь наблюдал его успешную игру. Существенным для всякой игры, связанной с экспериментом, испытанием является тот факт, что своей удачей можно похвалиться перед другими. Рыболовы, охотники, рассказы которых стали «притчей во языцах», представляют собой, пожалуй, наиболее яркие примеры такого бахвальства.
Упражнение. Как известно, упражнение строится на многократном повторении определенных движений, действий с целью формирования и совершенствования умений и навыков. Рассмотрим такой пример. Малышу впервые удалось открыть и закрыть дверь. Для него это достижение, удача. Действие переходит в игровой план: ребенок раз за разом в течение длительного времени открывает и закрывает дверь - это действие радует его как выражение его успехов. Но что означает многократное повторение этого действия? По сути это и есть упражнение для закрепления достигнутого умения. Детям свойственно повторять многократно одни и те же освоенные действия, так что взрослых удивляет - как это ребенку не надоедает такое однообразие? Но это однообразие имеет определенный смысл - это закрепление достигнутых успехов, упражнение. Когда действие становится привычным, повседневным, ребенок утрачивает к нему интерес - действие освоено и закреплено.
Конструирование - создание самых разнообразных сооружений. Сначала это «куличики» из песка, «строительство» домиков, пирамидок из кубиков, затем игры со всевозможными конструкторами, впоследствии создание моделей самолетов, судов и т.п.
Метод примера. Ребенок, подросток постоянно ищет опору в людях, которые олицетворяют формирующиеся идеалы: мать, отец, старшие братья и сестры, сверстники, герои книг и кинофильмов и т.д. Люди, их поведение становится предметом детских игр: «в папу», «в маму», «в космонавтов» и т.д.
Имитация (синоним - подражание). Ребенок начинает подражать взрослым вслед за овладением мускульными движениями. И подражает им во всем - в мимике, походке, в произношении слов и т. д. В дальнейшем подражание, имитация перерастает в роль - в детской ролевой игре. Роль, маска делает человека «другим», «не этим». «Маска - это не я, это нечто, не имеющее ко мне отношения. Маску надевают, чтобы скрыть свое подлинное лицо, освободиться от социальных условностей, обрести анонимность или присвоить, но не свое обличие» [100]. Но, как говорится, ребенок, подросток должен «проиграть тысячу ролей», чтобы обрести свое собственное лицо, осознать себя как неповторимую личность.
Имитация, роль, маска во взрослом состоянии - это уже прерогатива профессиональных артистов. За исключением, пожалуй, праздничных карнавалов, а также неискренних, подлых людей.
Этим и ограничивается, наверное, перечень эмпирических методов-операций игровой деятельности.
Что же касается эмпирических методов-действий игровой деятельности, то, наверное, можно выделить два основных. Это: моделирование и импровизация. Методы-действия строятся на использовании методов-операций. В данном случае методы-действия: моделирование и импровизация строятся на использовании наблюдения, эксперимента, уп- ражнения, конструирования, примера и имитации в их различных сочетаниях.
Моделирование. В самом общем виде моделирование определяется как создание, построение образа некоторой системы. В таком понимании игра, согласно принципу отражения и преображения (см. выше), есть деятельность в мысленно преобразованной реальной ситуации в воображаемую. Таким образом, любая игра - это некоторая модель деятельности [9, 23 и др.]. Но это модель особого рода. Как добровольное действие или занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, в его процессе и сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», чем «обыкновенная» жизнь.
Импровизация как быстрое и гибкое реагирование участника игры на возникающие в ее ходе ситуации также является одним из основных методов-действий игровой деятельности. Игра невозможна без импровизации, выдумки, изобретательности, творчества. Даже в игровых искусствах игра артиста в одном и том же спектакле каждый раз осуществляется несколько по-разному - это живая игра - в отличие от кинофильма, где игра, единожды сыгранная, умерла - на экране мы видим прошлую игру.
Моделирование и импровизация это, очевидно, основные методы-действия в игровой деятельности. Кроме того, к методам-действиям можно отнести, организацию и проведение сложных массовых игр. Как, например, детская военная игра «Зарница», сложноорганизованный стрейкбол или сложноорганизованные ролевые игры в Интернете. В таких случаях организация и проведение игры уже имеет все черты проекта (см. главу 1).
К разряду методов в игровых искусствах можно отнести индивидуальный стиль артиста как его творческую манеру. Индивидуальный стиль артиста - это результат сложного опосредования множества факторов - как эстетических, так и других - моральных, исторических, национальных, биографических и т.д. Кроме того, в игровых искусствах используется понятие системы игры - например, система К.С. Станиславского. Как стиль, так и система игры являются прямыми аналогами исследовательского подхода в методологии научной деятельности (см. главу 2). Действительно, актерский стиль, система игры отражают исходную позицию актера (а также режиссера и т.п.), их убеждения, что также можно отнести, как и исследовательские подходы в науке, к методам. Но к методам особого рода - надметодам или сверхметодам.
Назад | Содержание | Вперед |