3.2.2. Тоталитаризм: понятие, теория, истоки
Тоталитаризм - тип общества, политической системы, политического режима, в котором политическая власть осуществляет всеобъемлющий контроль над обществом в целом и каждой личностью, в частности, с помощью систематического применения насилия и угрозы насилием, навязывания целей официальной идеологии, а также формирования соответствующих экономических и социальных структур, культуры и менталитета.
Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX веке. Что касается самого слова и тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин "тоталитаризм" происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность - и "totalis" - весь, целый, полный. В этимологическом неполитическом значении этот термин давно использовался многими учеными. В политический лексикон его впервые ввел Б. Муссолини для характеристики своего движения. В конце 20-х годов английская "Таймс" писала о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. В 30-годы понятие тоталитаризма широко использовал немецкий философ и политолог К. Шмидт.
Теория тоталитаризма складывалась в 40-50-е годы и получила развитие в последующие десятилетия. Первые классические исследования по проблемам тоталитаризма - работы Ф. Хайека "Дорога к рабству", X. Арендт "Истоки тоталитаризма", К. Фридриха (и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия"). В современной политической науке теория тоталитаризма занимает одно из видных мест и широко используется при классификации политических систем. Она имеет значительную эвристическую ценность, позволяет глубже понять различные типы обществ и политических систем, уяснить фундаментальные различия открытого и закрытого типа обществ.
Хотя тоталитаризм стал политической реальностью только в XX веке, его идейные истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и, прежде всего, идеи о необходимости полного подчинения части целому, индивида - государству, а также всеобщей управляемости обществом существуют уже более двух тысячелетий. Еще в V веке до н. э. Гераклит Эфесский писал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, "можно управлять решительно всеми вещами". BVII - IV в.в. до н. э. в Китае теоретики легизма (Цзы Чань, Шэнь Бу-хай, Шан Ян) обосновали необходимость создания сильного централизованного государства, регулирующего с помощью многочисленных и жестких законов все области общественной и частной жизни населения. Они считали, что государство должно обладать монополией в ряде отраслей производства и торговли и осуществлять постоянный контроль за поведением и настроением подданных, опираясь на суровые наказания.
Детальное обоснование тоталитарного государства можно найти в произведениях Платона (427-347 гг. до н. э.), особенно в его диалоге "Законы". Совершенному государству Платона присущи такие черты как: безусловное подчинение индивида и сословия государству, государственная собственность на землю, дома; обобществление жен и детей; насаждение единомыслия и коллективизма; государственное регламентирование не только общественной, но и личной жизни граждан; единая, обязательная для всех граждан, религия; жесткое ограничение общения с иностранцами; избавление от неугодных государству лиц с помощью смертной казни или изгнания. В Средние века и особенно в Новое время многие тоталитарные идеи нашли отражение в проектах будущего государства комму- нистов-утопистов Т. Мора (1478-1553), Т. Кампанеллы (1568-1639), Г. Бабефа (1760-1797) и др. Одна из наиболее ярких отличительных черт этого направления политической мысли - требование всеобщего равенства. Его достижение предполагалось путем революции и установления диктатуры трудового народа.
Стремление к насильственной перестройке общества на принципах коммунистических или социалистических утопий, крайняя нетерпимость к идейным оппонентам, инакомыслию характерны для многих французских социалистов XIX века. А. Сен-Симон (1760-1825) считал вполне естественным, что с гражданами, не подчиняющимися указаниям плановых органов, будут "обходиться как со скотом".
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), создавая свою модель совершенного государства, исходил из желания вывести народ к новой, счастливой жизни, из необходимости преобразования общества на принципах разума, справедливости и свободы. Создание государства означает, как считал Руссо, появление "политического тела", в котором как бы "растворяется" отдельная личность. Выразителем общей воли граждан выступает государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В случае неповиновения отдельных граждан государство имеет право принудить их к этому и тем самым заставить "быть свободными", ибо свобода всегда проявляется в соответствии с общей волей.
Тоталитарные идеи получают развитие и в трудах ряда более поздних мыслителей: И.-Г. Фихте (1762.1814), Г. Ф. В. Гегеля (1770-1831), К. Маркса (1818-1889), Ф. Энгельса (1820-1895), Ж. Сореля (1847-1992) и др. Следует иметь в виду, что тоталитарные тенденции в философско- политических работах большинства указанных авторов не были их "злой волей", но вполне закономерно вытекали из научной и мировоззренческой парадигмы их эпохи. Для авторов эпохи Возрождения, Просвещения, 19 в. естественно было считать, что существует пока еще не открытая абсолютная истина или абсолютное знание. В том числе, относительно исторического развития, и оптимального устройства общества. С достижением этого знания станет возможно построение некоего государства, основанного на единственно правильных (т. е. разумных) началах. А поскольку разумность едина для всех, то места для инакомыслия или плюрализма в таком обществе просто не могло быть. Массовое распространение и практическое применение эти идеи получают в XX в. Тоталитарная теоретическая мысль воплощается в идеологию массовых социальных движений - коммунистического, фашистского, национал-социалистического. Делаются попытки обосновать необходимость перехода к тоталитарной организации общества, опираясь на объективные законы общественного развития, различные социальные теории социал-дарвинизма, классовой борьбы, государственно-монополистического капитализма, планирования и др.
Идейные истоки тоталитаризма. По этому вопросу высказываются различные мнения. Ф. Хайек и К. Ясперс видят истоки тоталитаризма в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели, не оставляющей места для индивидуальной свободы, которая является помехой на пути реализации великой цели. По мнению русского мыслителя Н. Бердяева, истоки тоталитаризма следует искать в политизации утопии - идеального образа совершенного устройства общества. Термин "утопия" как обозначение идеального общества впервые употребил Т. Мор (так он называл вымышленный остров, на котором создано идеальное общество). Утопии играют огромную роль в истории. И они в большей части осуществимы, но непременно в извращенной форме. Утопия представляет собой законченную, закрытую систему, в которой нет места противоречиям реальной жизни, поэтому она всегда тоталитарна, враждебна свободе, любые утверждения и действия, опровергающие ее основные постулаты, не допускаются. Утопия рассматривается как абсолютная истина. Любые другие теории и взгляды объявляются либо ошибочными, либо сознательной ложью, а их носители - или врагами, или отсталыми, заблуждающимися людьми, которых нужно насильно перевоспитывать. Именно с вопроса об отношении к собственному учению, его критике, восприятии других социальных учений, мировоззренческому плюрализму (терпимости к инакомыслию) начинается разрыв тоталитаризма с рационализмом, на почве которого вырастает стремление к осуществлению "великой цели" - построению "совершенного единого государства". Тоталитаризм претендует на монопольное обладание абсолютной истиной об идеальном устройстве общества, что в конечном счете обусловливает его историческую обреченность, закостенелость, невосприимчивость к идеям и теориям, не укладывающимся в рамки официальных догм.
Тоталитарная утопия представляется в форме идеологии, обосновывающей цели коллективных действий. Общие цели конкретизируются и реализуются с помощью экономического и социального планирования. Для реализации планов необходима всемогущая власть и поддержка масс, что обеспечивается с помощью гипертрофированного роста институтов власти и социального контроля, за счет систематической идеологической обработки населения и мобилизации его на исполнение планов. При этом подавляется всякое инакомыслие, за счет чего и обеспечивается массовое послушание. Люди в государственной тоталитарной "машине" рассматриваются как "винтики", всякая индивидуальная свобода подавляется. Ради достижения "великой цели" позволительно использовать любые, прежде всего насильственные средства, не считаясь с затратами и жертвами.
Социальные предпосылки возможности практической реализации тоталитарных идей. Реальное воплощение тоталитарных идей стало возможным лишь в определенных общественных условиях. Главной социальной предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия общественного развития. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, резкому усложнению общественных связей и усилению взаимозависимости индивидов, сделала технически возможной систематическую индоктринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное "промывание мозгов" и всеобъемлющий контроль за личностью.
На этой ступени развития происходит нарастание национальной организованности общества, в ряде стран появляются мощные монополии, регулирующие целые отрасли промышленности. Осуществляется процесс сращивания монополий с государством. Усиливается и само государство. Значительно расширяются его социальные функции. Нарастание элементов организованности, управляемости, рациональности в общественной жизни, а также успехи в развитии науки, техники и образования, в повышении благосостояния населения порождали иллюзию возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Стержнем такой тоталитарной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.
Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой.
Мировоззренческие предпосылки тоталитаризма. Порождением индустриального развития и этатизма (резкого расширения государственного влияния) является и лежащее в основе тоталитаризма коллективистско-механистическое мировоззрение. Суть его состоит в том, что мир представляется огромной механистической системой, а совершенное, идеальное государство - единой, хорошо организованной фабрикой, машиной, состоящей из центра управления, узлов и винтиков, подчиняющейся единой команде.
Тоталитарные коллективистские представления у элит и масс различны. Если для политической элиты характерно преимущественно рационально-индустриальное видение общей цели, политического и общественного строя, то у масс сознание может носить общинно-коллективистский характер, что особенно отчетливо проявилось в странах Востока. Но в любом случае тоталитаризм базируется на принципе безусловного подчинения индивида коллективу, ценностного приоритета надличностного объединения (класса, нации) над конкретным человеком.
Психологические предпосылки тоталитаризма. Одной из важнейших предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека разобщенностью людей в индустриальном обществе, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это вызывает у человека ощущение беззащитности перед окружающим враждебным миром, желание уйти от действительности в мир фантазий, утопий, гнетущее напряжение, чувство тревоги, беспокойства. Капитализм первой половины XX в. с его жесткой конкурентной борьбой, эгоистической моралью вызывает у многих людей психологическое отторжение, делает их восприимчивыми к тоталитарной идеологии. Проявление этого массового разочарования можно наблюдать сейчас в России на этапе перехода к рыночной экономике, когда недовольство людей трудностями переходного периода, резким расслоением общества проявляется в ностальгических настроениях по коммунистическому прошлому.
Тоталитаризм имеет для такой социально отчужденной личности психологическую привлекательность. Он дает надежду преодолеть сознание собственной неудовлетворенности, бессмысленности существования с помощью новой веры - "в светлое будущее", в то, что "Германия превыше всего", утверждения себя в чем-то "вечном", значительном: классе, нации, партии, государстве и т. п. Тем самым индивидуальному существованию придается исторический смысл. С помощью приобщения к сакрализованной, всемогущей власти, человек преодолевает одиночество и получает социальную защиту. Тоталитаризм привлекает многих людей возможностью дать выход своей агрессивности, разрушительным инстинктам, преодолеть собственную неполноценность и "подняться" над окружающими с помощью принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой) группе или партии.
Роль маргинальных групп в генезисе тоталитаризма.
Психологическая неудовлетворенность существующим строем, привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов, когда усиливаются бедствия и недовольство населения своим положением. Кризис ускоряет созревание социальных предпосылок тоталитаризма - появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы - промежуточные слои, не имеющие устойчивой "среды обитания", утратившие культурную и социально-этническую идентификацию. Маргиналы обычно нигилистически настроены по отношению к прошлому, не дорожат им и склонны к политическому радикализму и авантюризму. Они больше других связывают свои надежды с идеологическими утопиями. Маргиналов отличают такие психологические качества, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, повышенная чувствительность, эгоцентричность.
С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных социальных слоев, как это делали большевики в России или руководство национал-социалистической партии в Германии. При этом "эксплуатируется" эмоциональная уверенность масс в возможности быстро улучшить свою жизнь с помощью революционных общественных преобразований.
Основные признаки тоталитарного общества.
Общие предпосылки тоталитаризма разнообразны. Это - индустриальная стадия развития, нарастание организованности в жизни общества; появление монополий и сращивание их с государством (с этой точки зрения тоталитаризм — всеобщая государственная монополия); этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн; массовое коллективистско-механистическое мировоззрение: эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью революционных преобразований; психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, острый социально-экономический кризис; появление многочисленных маргинальных слоев в обществе.
Эти и другие, благоприятные для тоталитаризма, факторы могут быть использованы лишь при наличии соответствующих политических условий. К ним относятся уже упомянутая этатизация общества, а также появление тоталитарных движений и партий нового типа - предельно идеологизированных, достаточно массовых организаций с жесткой полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и их выразителям - вождям, руководству. Именно такие организации и движения, используя благоприятные социальные условия, становятся главными непосредственными творцами тоталитаризма как политического и общественного строя.
Тоталитарная идеология. Тоталитарные системы возникают на основе определенного идеологического образа. При анализе особенностей тоталитарной системы отправным пунктом является анализ лежащей в ее основе идеологии и общественного сознания. Именно в идеологии тоталитарная система черпает жизненную силу. Идеология выполняет социально-интеграционную функцию, объединяет людей в политическую общность, служит ценностным ориентиром, мотивирует поведение граждан и государственную политику.
Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить "единственно верной" теории с помощью планирования все экономические и социальные процессы - важнейшая черта тоталитарного общества. Различным формам тоталитарной идеологии присущи некоторые общие свойства. Прежде всего, это эсхатологическая и телеологическая ориентации во взглядах на общественное развитие. Тоталитарная идеология заимствует у ряда религий хилиалистические идеи о закономерном движении исторического процесса к определенной цели, о счастливом завершении истории, постижении смысла существования человека, которым может выступать коммунизм, тысячелетний рейх и т. д. Привлекательная утопия, рисующая манящий образ будущего строя, используется для оправдания огромных каждодневных жертв народа.
Телеологизм тоталитарной идеологии проявляется в рассмотрении истории как закономерного движения к определенной цели, а также в приоритете цели над средствами ее достижения в соответствии с принципом "цель оправдывает средства".
По своему содержанию тоталитарная идеология революционна. Она обосновывает необходимость создания нового общества и воспитания нового человека. Она мифологична, базируется на социальных мифах, например, о "светлом коммунистическом будущем'', о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы над другими и т. д. Эти мифы не подлежат критике и имеют характер почти религиозных символов. На основе этих мифов дается объяснение любых общественных явлений.
Тоталитарная идеология проникнута патерналистским духом, покровительственным отношением вождей, постигших социальную истину, к недостаточно просвещенным массам. Идеология, как единственно верное учение, носит обязательный для всех членов общества характер. В тоталитарном обществе создается мощная система идеологической обработки населения, манипулирование общественным сознанием. При этом политическая пропаганда в значительной степени приобретает черты религиозного культа.
Для тоталитаризма характерны монополия на информацию, полный контроль над средствами массовой информации, крайняя нетерпимость к любому инакомыслию, ненависть к идейным оппонентам, рассмотрение их как политических противников. Общественное мнение устраняется, оно заменяется официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама мораль подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.
Одной из главных задач пропаганды становится задача привить народу любовь к вождю, партии, системе. Насаждается культ вождя, преклонение перед его сверхъестественными способностями, особой прозорливостью, гениальностью, доходящие чуть ли не до обожествления.
Тоталитарная идеология опирается на эмоции и инстинкты масс, примитивный коллективизм. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. Всячески подавляется индивидуальность, оригинальность мышления, поведения, даже в одежде и в образе жизни. В сознании людей усиленно формируется образ врага, с которым нужно вести непримиримую борьбу. Всячески поддерживаются "боевые" настроения, создается атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающего притупления бдительности. Все это служит оправданием командных методов управления и репрессий.
Тоталитарный политический режим. В соответствии с логикой тоталитарной системы всеобъемлющая идеологизация общества дополняется тотальной политизацией, гипертрофированным развитием аппарата власти, ее проникновением во "все поры" социального организма. Всесильная власть выступает гарантом идеологического контроля над населением. Тоталитаризм стремится к полному уничтожению гражданского общества, независимо от власти частной жизни.
Политическая система отличается жестко централизованной иерархической структурой.
Ядром тоталитарной политической системы становится партия нового типа или политическое движение за новый порядок. Эта партия или движение "срастаются" с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе.
Всякая политическая оппозиция запрещается. Политические оппоненты устраняются, вплоть до физического уничтожения. Без санкции властей не может быть создана никакая организация, даже неполитическая.
Характерной чертой тоталитарного общества является наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армии, полиции и т. д.). Более того, в ряде случаев существуют и внесудебные органы для выполнения карательных функций, осуществления массового террора, запугивания населения. Слепая вера и страх - главные средства тоталитарного управления.
Абсолютная власть в условиях тоталитарного режима может иметь различную форму: не только форму открытой диктатуры, но даже и демократии, которая на поверку оказывается чисто номинальной, выборы, если они проводятся, безальтернативны. Решения принимаются без голосования, на основе непосредственной реакции присутствующих на собрании. Создается видимость народного волеизъявления. С помощью псевдодемократических институтов обеспечивается формальная высокая политическая мобилизация и партиципация (участие) в выборах, плебисцитах и т. п.
Тоталитарная социальная структура. В тоталитарных государствах формируется соответствующая социальная структура. Для обеспечения массовой поддержки провозглашается превосходство определенного класса, нации или расы, разделение всех людей на "своих" и "чужих". При этом обязательно находится внутренний или внешний враг - империализм, нации-соперники и т. п.
Личность попадает в полную зависимость от государства, без которого большинство людей не могут получать средства существования, работу, жилье и т. п. Индивид утрачивает всякую автономию и права, становится беззащитным перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать адекватный этому строю тип личности -"нового человека", определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, готовность идти на любые жертвы во имя идеи, "общего дела".
Одновременно с ломкой прежней социальной структуры формируется новая. Общество социально дифференцируется, главным образом, в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становятся основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. формируется новый господствующий класс - номенклатура, являющийся главной опорой режима.
Тоталитарная экономика. Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Отличительными чертами тоталитаризма в экономической сфере являются этатизация всей хозяйственной жизни, сильное ограничение или полная ликвидация частной собственности, введение абсолютной монополии государства на распоряжение всеми важнейшими жизненными ресурсами, в том числе и человеком, устранение рынка и конкуренции, введение жесткого централизованного планирования и командно-административных методов управления.
Разновидности тоталитаризма. Наряду с общими чертами, тоталитарные системы имеют и существенные особенности, что позволяет выделить несколько важнейших разновидностей тоталитарных политических систем. В зависимости от господствующей идеологии, их подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (сталинизм), основанный на мифе о ведущей роли пролетариата и построении коммунизма. Его агрессия направлена, в основном, "внутрь", против собственного народа. Начало этому мифу дала военнокоммунистическая система, сформировавшаяся (в общих чертах) в 1918 г.
Вторая форма тоталитарного строя - фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм основан на мифе о потомках римлян и возрождении Римской империи. Фашизм претендует на восстановление или очищение "народной души", обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. В Италии границы фашистского тоталитаризма во многом определялись позицией наиболее влиятельных в обществе кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность существующего режима стала очевидной, эти круги смогли сами отстранить Муссолини от власти.
Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Национал-социализм имеет сходство с фашизмом, хотя очень многое заимствовал у советского коммунизма, прежде всего революционные и социалистические атрибуты, формы организации тоталитарной партии и государства, и даже обращение "товарищ".
В то же время место класса занимает нация, место классовой ненависти -национальная и расовая ненависть. Если в коммунистических политических режимах агрессивность направлена прежде всего "внутрь", против собственных граждан, то в национал-социалистических - против других народов. Главные различия видов тоталитаризма четко выражены в их целях (коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных преференциях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).
Любые тоталитарные государства можно отнести к описанным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой группы имеются существенные различия, например, "мягкий" тоталитаризм в Чехословакии отличается 0т сталинизма в СССР и террористического режима Пол-Пота в Кампучии.
Наиболее "живучим" оказался тоталитаризм в его коммунистической разновидности. В XX в. в той или иной форме его испытала на себе примерно треть населения Земли. В отдельных странах он существует и в настоящее время (Куба, Северная Корея). Коммунистический тоталитаризм искусно использует многие гуманистические идеи, а также эгалитаристские устремления определенных слоев общества, низменные инстинкты человека, страх перед свободой и личной ответственностью.
Тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов, она весьма эффективна в периоды войн. Но все же тоталитаризм обречен. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к качественному обновлению. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Тоталитарное общество не способно к эффективному созиданию. Тоталитаризм глубоко враждебен гуманистической культуре и нравственности, несовместим с развитием самой личности, индивидуальной свободой и творчеством, уважением человеческого достоинства. Все это рано или поздно приводит к кризису тоталитарных систем.
Назад | Содержание | Вперед |