1.1.3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук

  Большой интерес к исследованиям психологических аспектов менеджмента отмечается в работах американки Мэри.Паркер Фоллетт (1868-1933 г.г.), которая изучала социально­психологические отношения в небольших группах. В своей книге «Новое государство» Фоллетт выдвинула идею гармонии труда, и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Она считала, что руководитель должен управлять в соответствие с ситуацией, а не с тем, что предписано функцией управления. С ее точки зрения, конфликт в трудовых коллективах при некоторых условиях может быть и конструктивным.
  Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит Элтону Мэйо (1880-1949), который провел ряд экспериментов, получивших название «Хоторнские эксперименты», подтвердил открытый Тейлором в 1882 г. Феномен «работы с прохладцей». Мэйо призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым, сильным из которых, по его мнению, является стремление человека к постоянной связи со своими коллегами по работе. Искусство общения с людьми, как отмечал Мэйо, должно стать главным критерием отбора руководителей, особенно на техническом уровне.
  «Хоторнские эксперименты» положили начало исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду, подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации. Мэйо назвал конечную причину работы с прохладцей: принуждение трудиться хуже, испытываемое работником со стороны собственных товарищей.
  Суть человеческих отношений характеризуют так называемые заповеди руководителя - предписания, нормы, правила, которым должен следовать руководитель в своей практической деятельности. В деятельности сегодняшнего руководителя преобладают социально- экономические и психологические методы управления над традиционными административными. То есть руководитель, должен учитывать человеческий фактор. В психологии - личность, группа, коллектив, общество, включенные: в управленческую систему. В более конкретном понимании - это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д. Согласно современной доктрине менеджмента в системе управления имеют значение 3 главных фактора: люди, финансы и техника. Преобладающим среди них является человеческий фактор (отношения между людьми).
  Примерно с конца 50 гг. прошлого века школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или бихевиористскую, главным принципом, которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в делом на основе поведенческих наук. В общих чертах главной целью данной школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
  Наиболее крупные представители этого направления: Р. Лайкерт, Д, МакГрегор, А. Маслоу изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций в организации и лидерства.

Назад Содержание Вперед