§ 4. Арбитражная комиссия как средство разрешения споров о возмещении ущерба
Конвенция, как уже говорилось, допускает также возможность урегулирования спора о возмещении ущерба с помощью арбитража. Она предусматривает, что для этого необходима предварительная договоренность между всеми участниками спора, достигаемая применительно к каждому конкретному спору. Конвенция не содержит правил, вводящих систему, аналогичную той, которая предусмотрена Статутом Международного суда ООН. Пункт 2 ст. 36 Статута, как известно, дает государствам возможность заранее заявить, что они признают обязательную юрисдикцию Суда в отношении всех других государств, которые сделали такое же заявление. Конвенция такой возможности не предусматривает.
В соответствии с Конвенцией согласие участников спора на использование арбитража имеет форму соглашения о том, что решения «Комиссии по рассмотрению претензий» являются обязательными. Она устанавливает: «Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если об этом была достигнута договоренность между сторонами» (ст. XIX, п. 2).
Особенность Конвенции состоит в том, что по большинству вопросов предусматриваются одни и те же правила как для согласительной комиссии, так и для арбитража. В этой связи не проводится терминологического различия между этими двумя теоретически различными средствами разрешения споров. И согласительная комиссия и арбитраж, как уже отмечалось, названы одинаково — «Комиссия по рассмотрению претензий».
Тем не менее, в Конвенции речь идет о двух различных по своей природе комиссиях. Когда она принимает рекомендации, речь идет о согласительной «Комиссии по рассмотрению претензий». Но когда она выносит обязательные решения — налицо арбитражная «Комиссия по рассмотрению претензий». Вопрос же о юридической силе выводов для каждого случая, напомним, решен в Конвенции по-разному: «Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если об этом была достигнута договоренность между сторонами; в ином случае Комиссия выносит окончательное определение рекомендательного характера» (ст. XIX, п. 2).
Если все участники конкретного спора предварительно достигли соглашения, что решения «Комиссии» будут для них обязательны, они избирают арбитраж в качестве средства разрешения своего спора. Арбитражная «Комиссия» создается и функционирует по тем же правилам, что и согласительная «Комиссия».
Она также состоит из двух членов (по одному от каждой из сторон) и председателя (выбираемого совместно двумя сторонами). Если в течение четырех месяцев не достигнуто согласие о кандидатуре председателя, то по просьбе любой из сторон он назначается Генеральным секретарем ООН. Если одна из них не производит соответствующего назначения в течение установленного времени, председатель по просьбе другой стороны выступает в качестве единоличной арбитражной «Комиссии». Рассмотренные правила о заполнении вакансий и о множественности сторон применяются и при формировании арбитражной «Комиссии».
В компетенцию арбитражной «Комиссии» также входит установление обоснованности претензий и определение суммы возмещения.
В отличие от согласительной «Комиссии» арбитражная «Комиссия» выносит не определение, а решение. Последнее, как уже отмечалось, юридически обязательно для сторон. Решение выносится большинством голосов. Оно публикуется, а его заверенные копии направляются каждой из сторон и Генеральному секретарю ООН. Решение принимается в возможно кратчайший срок и не позднее года со дня создания арбитражной «Комиссии». Арбитражная «Комиссия» сама устанавливает процедуру своей работы.
Назад | Содержание | Вперед |