9.4. Особенности гражданско-правовых договоров в сельском хозяйстве
Договор является основной формой разнообразных экономических связей всех субъектов сельского хозяйства. Договоры опосредуют все стадии сельскохозяйственного производства, они необходимы при реализации сельскохозяйственной продукции, опосредуют все снабжение и обслуживание сельского хозяйства, без них невозможно правильно оформить земельные отношения, организовать внутрихозяйственное управление.
Система договорных связей в АПК в целом и в его центральной части - сельском хозяйстве - состоит из трех групп договоров.
Во-первых, это общегражданские договоры: купля-продажа, подряд, аренда имущества, банковский кредит, учредительные договоры и т. д.
Во-вторых, это договоры, специфические именно для сельскохозяйственного сектора экономики. К ним относятся: одна из разновидностей договора купли-продажи - договор контрактации (ст. 535 ГК РФ), по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи; аренда сельскохозяйственных земель; различные подрядные договоры и договоры об оказании услуг, применяемые только в сфере аграрного производства: производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций, эксплуатация водохозяйственных, гидротехнических и мелиоративных систем, агрохимическое обслуживание и т. д.
Третья группа - это договоры, регулирующие внутрихозяйственные отношения в сельскохозяйственных коммерческих организациях.
Правовую основу договорных отношений сельскохозяйственных коммерческих организаций составляют нормы Гражданского кодекса РФ, а также специальные нормы, содержащиеся как в общегражданском, так и в специальных законодательных и подзаконных актах, и посвященные отдельным договорным институтам: залогу, купле-продаже, аренде и т. д.
Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть использованы несколько видов договоров. Это купля- продажа, включая поставку для государственных нужд и контрактацию, поручение, комиссия и агентские договоры.
Закупки для государственных нужд, т. е. закупки сельскохозяйственной продукции для образования федерального и региональных продовольственных фондов, осуществляются на основе Федерального закона от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»1, принятого в его развитие временного положения о размещении государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе, иных специальных актов аграрного законодательства, регулирующего расчет и индексацию гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, порядок предоставления товарных кредитов для сельхозтоваропроизводителей.
Законом Алтайского края от 7 сентября 1999 г. № 42-ЗС «О порядке закупа и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных региональных и муниципальных нужд» определены отношения сторон в этой сфере на территории Алтайского края.
Государственный заказчик на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия определяется постановлением администрации края и выполняет свои функции от имени и по поручению главы администрации края на основании агентского договора. Все операции по движению материальных, сырьевых ресурсов и продукции осуществляются на основе гражданско-правовых договоров.
Поставщики сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и материально-технических ресурсов определяются на конкурсной основе.
Основным документом, определяющим объемы, ассортимент, качество, порядок закупки и поставки, цены, сроки и порядок расчетов за закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных региональных и муниципальных нужд, имущественную ответственность, является договор контрактации, регулирующий экономические, правовые и организационно-технические отношения поставщика и госзаказчика.
Договоры контрактации должны иметь обеспечение, в качестве которого могут выступать поручительство органов местного самоуправления, банковская гарантия или договор залога имущества (сельхозпродукции, в т.ч. будущего урожая, ценных бумаг).
Перечень, объем закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных региональных и муниципальных нужд определяются администрацией края и органами местного самоуправления.
Государственный заказчик не позднее, чем за три месяца до начала года, доводит до поставщиков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия номенклатуру и объемы предполагаемых закупок в региональный продовольственный фонд.
Зерно, сахарная свекла, семена зерновых и масличных культур, лен-долгунец, скот и птица, молоко, шерсть, предложенные сельхозтоваропроизводителями к реализации, закупаются в полном объеме. Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, потребность в которых для края может удовлетворяться собственными товаропроизводителями, не могут быть закуплены за пределами края за счет средств краевого бюджета.
Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие из регионального продовольственного фонда расходуются в следующем порядке:
- для удовлетворения потребностей в продуктах питания учреждений и организаций, финансируемых из краевого и местного бюджетов;
- на свободную реализацию с целью погашения заемных средств, привлекаемых для обеспечения госзаказа;
- на формирование государственного регионального резерва продовольствия, необходимого на случай стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
- на финансирование краевых программ;
- для создания краевого фуражного и семенного фонда;
- для создания оперативного резерва для проведения товарных интервенций и обеспечения стабилизации продовольственного рынка края;
- для создания фонда товарообменных операций для снабжения края материально-техническими ресурсами, привлекаемых для обеспечения госзаказа;
- для свободной реализации на оптовых рынках с целью восстановления оборотных средств госзаказчика, израсходованных в процессе выполнения возложенных на него функций.
Объем и номенклатура регионального продовольственного фонда определяются администрацией края на предстоящие пять лет с ежегодным уточнением и корректировкой не позднее, чем за шесть месяцев до начала календарного года.
Администрация края гарантирует сельхозтоваропроизводителям, поставляющим сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в региональный продовольственный фонд, авансовую оплату в размере не менее 50% от стоимости объема заключенных договоров контрактации.
Для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия администрация края осуществляет закупочные и товарные интервенции. Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок в региональный продовольственный фонд и проведения залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, а товарные интервенции - в форме организации их распродажи из регионального продовольственного фонда.
В обязательствах по контрактации или закупкам, а также поставкам сельхозпродукции, сырья и продовольствия могут быть как законные, так и договорные санкции. Нормативные акты предусматривают взыскания штрафов за следующие нарушения:
- несдача хозяйством продукции в сроки, установленные договором;
- отказ заготовителя от приёмки продукции, предъявленной хозяйством к сдаче в договорные сроки (графики);
- нарушение заготовителем обязанностей по приёмки продукции в местах её производства;
- нарушение хозяйством обязанностей по подготовке к сдаче продукции в местах производства, если оно не сообщило об этом заготовителю;
- неправильное определение качества продукции при приёмке и неправильная её оплата;
- продажа продукции более низкого качества, чем обусловлено в договоре;
- несвоевременная оплата или уклонение от оплаты принятой заготовителем продукции и т.п.
Особенностью ответственности в договорах контрактации является то, что производитель сельхозпродукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несёт ответственность лишь при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ).
В сфере производственно-технического обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций можно выделить следующие разновидности договоров:
- на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций ремонтнотехническими предприятиями;
- на агрохимическое обслуживание;
- на полив сельскохозяйственных культур;
- на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мелиоративных сетей;
- на высокоэффективное использование мелиорированных земель в сельскохозяйственных коммерческих организациях.
По договору на производственно-техническое обслуживание объединяются четыре группы отношений: 1) по собственно производственно-техническому обслуживанию; 2) осуществлению строительно-монтажных и пусконаладочных работ; 3) перевозкам; 4) подготовке кадров.
На основе договора на агрохимическое обслуживание выполняются такие работы как известкование и гипсование почв, мелиоративная вспашка солонцов, приготовление компостов, внесение в почву органических и минеральных удобрений, борьба с вредителями и болезнями сельхозкультур, обслуживание сельхозавиации, обработка семян и кормов химическими препаратами, комплексное агрохимическое окультурирование малопродуктивных и паровых полей, разработка и предоставление проектно-сметной документации, культуро-технические, землеройные и другие агрохимические работы.
Предметом договора на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мелиоративных сетей являются содержание в исправном состоянии этих сетей и сооружений на них, обеспечение оптимального режима почв и выполнение на этой основе программы по производству продукции растениеводства на определённой договором площади орошаемых (осушенных) земель.
По договору на полив сельхозкультур исполнитель обязуется поддерживать на обслуживаемых землях оптимальную влажность почвы и выполнять работы в соответствии с утверждённым на основе плана водопользования планом-графиком поливов.
Для договора на высокоэффективное использование мелиорированных земель характерна многосубъектность на стороне исполнителя, т.е. несколько обслуживающих предприятий. Кроме этого, ответственность исполнителей за просрочку, низкое качество и неполное выполнение работ устанавливается в этом договоре не в виде неустойки, а в виде возмещения хозяйству стоимости недополученной сельхозпродукции, исчисленной по государственным закупочным ценам.
Следует отметить, что правовая база регулирования данной сферы отношений нуждается в существенном улучшении и обновлении.
Назад | Содержание | Вперед |