2.3. Пути овладения профессией

  Подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности складывается из следующих частей: специальной, методологической и практической. Стержнем ее профессиональной части является психолого-педагогическая подготовка, которая предполагает:
  - совершенное знание основных положений педагогической и психологической науки;
  - ясное представление сущности и закономерности учебного и воспитательного процессов, взаимосвязи обучения, воспитания и развития личности на каждом возрастном этапе;
  - серьезную методическую вооруженность, совершенное владение педагогической технологией;
  - глубокую убежденность в необходимости и личной значимости психолого-педагогических знаний, профессиональных умений и навыков, стремление и умение их профессионально использовать;
  -личную воспитанность, гуманность, тактичность, высокую требовательность к себе.
  Учебный процесс в вузе осуществляется таким образом, что студентам предлагаются различные формы обучения, как теоретические, так и практические. К теоретическим относятся лекционные занятия, к практическим - семинары, лабораторные работы, практикумы и непосредственно практика.
  Особенностью вузовского обучения является постоянное увеличение от курса к курсу доли занятий по выбору, позволяющих удовлетворить и развить профессиональные интересы студентов. Кроме того, на старших курсах предполагается специализация (углубленное изучение) в различных направлениях профессиональной деятельности. Студентам предоставляется возможность заниматься факультативно на курсах, которые предлагаются кафедрами вуза.
  Подготовка учителя предусматривает прохождение нескольких практик: непрерывно-педагогическая практика, в летних лагерях, педагогическая практика в школе, стажерская практика.
  В период обучения студенты пишут курсовые работы и выпускную квалификационную работу.
  Высшая школа отличается от общеобразовательной своими задачами, режимом и формами обучения. Прежде всего, в вузе учат взрослых людей, имеющих определенную профессиональную направленность. Если в школе должны учиться все дети, то студенческий билет дается далеко не каждому. В школе педагог учит ученика, а в вузе преподаватель руководит самостоятельной работой студентов. Самостоятельная работа - основа обучения в вузе, самообразования будущего учителя. Большую роль в укреплении профессиональной направленности студентов играет их участие в научной работе. Обязательным условием подготовки специалистов высокого класса является участие в студенческих научных обществах, выполнение ими выпускных квалификационных работ. Учебная, научно-исследовательская и практическая деятельность студентов находятся в единстве - это общий путь овладения профессией.
  Итак, для решения задач овладения профессией намечаются следующие пути:
  1. Теоретический - изучение теории и методологии современной науки, овладение гуманитарными, мировоззренческими и профессиональными знаниями.
  2. Практический. Будущий учитель должен научиться: диагностировать уровень развития личности и анализировать воспитательную ситуацию, формулировать педагогическую задачу и проектировать адекватное ей взаимодействие; реализовывать педагогическое взаимодействие, чутко реагируя в ходе его на возникающие нюансы и умея перестроиться в соответствии с ними; анализировать результаты, умея выявить причинно-следственные связи.
  3. Исследовательский, который включает в себя: изучение теории, методологии и методики научного педагогического поиска, участие в научно-исследовательской работе студентов и в учебноисследовательской работе: написание рефератов, докладов, рецензий, выполнение курсовых и дипломных работ.

Назад Содержание Вперед