2.4. Содержание профессиональной подготовки
Содержание психолого-педагогической подготовки студентов высшей педагогической школы состоит из трех основных компонентов. Первый компонент содержания - фундаментальные знания в области педагогики и психологии, которые приобретаются в процессе изучения нормативных психолого-педагогических дисциплин. Второй компонент содержания - дисциплины по выбору с учетом специфики факультетов. Третий компонент содержания - самостоятельная работа студентов по интересам, направленная на развитие индивидуальных творческих способностей, индивидуального стиля деятельности. Надо отметить, что во многом содержание педагогической подготовки учителя в университете зависит и от направления, выбираемого самим студентом. Таких направлений, предлагаемых университетом, как правило, несколько:
а) педагогическое образование как основное
б) педагогическое образование как дополнительное (в рамках соответствующих факультетов. Выпускник получает дополнительную квалификацию «Преподаватель»)
в) педагогическое образование как основное с применением в социальной службе
г) педагогическая подготовка, получаемая традиционно выпускником университета.
Курс педагогики в университете, прежде всего, должен представлять целостную науку, ориентирующую на профессиональное решение педагогических задач. Содержание на уровне методологии и логики его построения способствует не только свободному использованию знаний, но и становлению педагогического мышления.
Методологическая функция курса педагогики проявляется в педагогической компетентности учителя, его целеполагании. Ее производными являются как фактические знания предмета, так и результат педагогической импровизации студентов (работа с понятиями, составление моделей, таблиц, аннотирование педагогической литературы), что позволяет преодолеть абстрактность педагогических знаний. При характеристике ответов студентов на экзамене по педагогике отмечается основной недостаток: низкое качество использования понятийного аппарата, нестрогое его применение (отождествление принципов, методов, средств, форм).
Профессионально-информирующая функция курса педагогики ориентирует преподавателя на выделение целеобразующих единиц, вокруг которых выстраивается учебный материал: информация о специфике педагогической профессии, о предмете и структуре педагогической деятельности, о критериях и уровнях ее продуктивности. Качество профессионального информирования влияет на характер принятия педагогической роли, на удовлетворенность будущей профессией.
Знакомство с педагогической теорией, среди источников которой и педагогический опыт, выводит студента на осознание своей педагогической состоятельности. Он непроизвольно дает самооценку тем проблемам, которые анализируются на лекциях по педагогике и описываются в специальной литературе. Педагогическая информация способна вызывать как оптимистические, так и пессимистические настроения после результатов самодиагноза. Почему так значима диагностическая функция предмета педагогики и управление ею (обращение студентов к научным методам диагностики, к самодиагностике).
Помня завет учителя русских учителей К.Д. Ушинского, что «пора позаботиться о том, чтобы все учителя действительно хорошо знали педагогическую теорию», преподаватель курса с помощью различных методов стремится формировать познавательные потребности студентов и стойкий познавательный интерес путем сравнения различных точек зрения, проблемным изложением материала. Так реализуется ориентирующая функция курса педагогики.
Содержание педагогического образования становится ценностью, если соединяется с духовно-нравственной установкой на обучение и воспитание других, если становится доминантой поведения учителя, его образа жизни. В этом заключается формирующая функция курса педагогики, проектирующая соединение теоретического изучения педагогики с практической деятельностью.
Педагогическая подготовка учителя-филолога в ЕГУ им. И.А. Бунина осуществляется на протяжении всех десяти семестров вузовской жизнедеятельности:
I курс — установочно-корректировочный, начало систематического педагогического образования. Основная задача — помочь студенту утвердиться в выборе профессии, раскрыть роль личностного начала в профессии учителя, создать мотивационные основы учения, сформировать потребность и умения самостоятельного учебного труда.
II курс. Целенаправленное формирование фундаментальных теоретических знаний, базовых профессионально-педагогических умений, формирование основ профессионального мировоззрения, педагогической культуры.
III курс. Развитие знаний по общефилософским проблемам воспитания, формирование педагогического сознания, поведения и действия.
IV курс. Определение научных интересов студента, приобщение к научно исследовательской работе, создание базы для самостоятельной исследовательской деятельности.
V курс — завершающий этап педагогического образования. Обобщение, систематизация знаний на уровне современного состояния педагогической науки, совершенствование умений самостоятельно пополнять знания, проверка (коррекция) готовности к самообразованию.
Структура педагогической подготовки учителя-филолога в Елецком университете выглядит следующим образом:
1 семестр. Введение в педагогическую деятельность
2 семестр. Общие основы педагогики. НПП.
3 семестр. Теория обучения. НПП.
4 семестр. Теория и методика воспитания. Педагогика межнациональных отношений. НПП.
5 семестр. История образования и педагогической мысли. Социальная педагогика. Курсовые работы.
6 семестр. Психолого-педагогический практикум. ЛПП.
7 семестр. Управление образовательными системами. ВКР.
8 семестр. Курсы по выбору. ВКР. Педагогическая практика.
9 семестр. Основы специальной педагогики. ВКР. Педагогическая практика.
10 семестр. Философия образования. ВКР.
Назад | Содержание | Вперед |