2.1. Генетические и средовые детерминанты, определяющие развитие личности
Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности, особенно в отношении того, что делает нас уникальными индивидами. Генетические факторы, как правило, более важны для таких характеристик, как интеллект и темперамент, и менее важны для формирования ценностей, идеалов и убеждений [32, с.41].
Мнения относительно степени значимости генетических детерминант в формировании личности различны.
Биогенетическая концепция предполагает, что ведущей в развитии человека является наследственность, которая определяет все особенности развития личности.
Американский ученый Э. Торндайк утверждает, например, что все духовные качества личности, ее сознание - это такие же дары природы, как глаза, руки и т.п. Американский педагог Джон Дьюри считает, что человек рождается даже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями.
Представители теории, известной под названием “биогенетический закон” (Холл, Гетчинсон и др.), считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный. Затем он включается в современную жизнь [29, с.95].
Психологические школы также предполагают, что такие базовые эмоции, как гнев, печаль, радость, отвращение, страх являются врожденными и соответствующая информация закодирована в генах [36, с .42].
Таким образом, можно сказать, что роль генов состоит в том, что они обеспечивают принадлежность всех индивидов к единому человеческому роду и в то же время создают индивидуальные различия.
Согласно социогенетическим теориям, развитие личности ребенка определяется социальными условиями: в какой среде родился и воспитывался ребенок, в таком направлении и происходит развитиеличности. Но такой подход недооценивает внутреннюю активность личности как сознательного субъекта деятельности.
Двадцатый век привнес педагогическую концепцию развития личности, т.е. сочетания биологического, или наследственного фактора и социального [29, с.96]. При этом подтверждается, что взаимодействие двух этих факторов, производя проекцию на формирование личности, не всегда воздействует должным (изначально проектируемым) образом, что раскрывает пути дальнейших исследований психики и глобальных функций мозга.
Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новым требованиям) возможностями их удовлетворения. Преодоление противоречий в деятельности через овладение соответствующими способами выполнения (умениями, навыками, приемами, знаниями) ведет к развитию личности. Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения потребностей принадлежит обучению и воспитанию. Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и личностную ценность, являются одними из центральных факторов в формировании личности. Этот процесс длительный, происходит в течение всей сознательной жизни человека и характеризуется рядом особенностей.
Каждый возрастной этап развития личности (дошкольный, школьный и т.п.) имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности и возможности, в соответствии с которыми планируется и осуществляется учебно-воспитательная деятельность.
В формировании личности существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Возрастные особенности развития не являются устойчивыми в пределах возраста, механически заменяющимися особенностями, свойственными следующему этапу развития. Развитие личности - сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных, психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтапном взаимодействии.
Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка, индивида как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития. При этом, направляя развитие личности, следует иметь в виду, что характерные для определенного возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом человека, что обусловливается врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма [29, с.97].
Соотношение между генетическими и средовыми детерминантами
Процесс развития личности есть результат постоянно продолжающегося взаимодействия между генетическими и средовыми факторами. Наследственность фиксирует некоторый набор возможных вариантов, а среда в итоге как бы выбирает один конкретный вариант, т.е. наследственность может устанавливать диапазон, внутри которого дальнейшее развитие данного свойства определяется условиями среды. Концепция диапазона реакции вместе с тем не может обрисовать процесс непрерывного взаимодействия между природой и воспитанием.
Таким образом, можно сделать вывод, что личность детерминируется множеством взаимодействующих факторов, включая генетические, культурные, классовые и семейные влияния.
Наследственность обеспечивает индивида способностями. Взаимодействие множества генетических и средовых факторов можно наблюдать в каждом значительном аспекте личности. Теория личности должна объяснить, как происходит развитие структур и особенностей (характера) поведения [36, с.45-46].
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте роль генетических детерминант.
2. Дайте характеристику биогенетической концепции.
3. Какие социальные условия определяют развитие ребенка согласно социогенетическим теориям? Раскройте суть социогенетических теорий.
4. Каким образом поведение родителей сказывается на развитии личности ребенка? Способы влияния родителей на детей?
5. Как осуществляется соотношение между генетическими и средовыми детерминантами и, каково их влияние на развитие личности?
Назад | Содержание | Вперед |