2.2. Институты социализации
“Социализация” - это совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование личности.
Для того чтобы успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, индивид должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств. Во-первых, он должен обладать устойчивым, твердым ядром личности, мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями. Во-вторых, он должен обладать высокой психологической мобильностью, гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое и в юности, и взрелости. Самостоятельную, творческую личность формирует только самостоятельная, творческая деятельность, построенная на основе самоуправления. Процесс воспитания социально активной личности, направленной на созидание чего-либо нового, способной стать действенным рычагом общественного прогресса, возможен с использованием “педагогики сотрудничества”, в основе которой лежит принцип социального равенства.
Основными институтами социализации выступают: родительская семья, школа, общество сверстников, средства массовой коммуникации, искусство, разнообразные трудовые коллективы и соседские отношения. Ни один институт нельзя считать полностью ответственным за конечный результат социально - педагогического процесса.
Средовые детерминанты. К средовым детерминантам относятся влияния, которые делают людей похожими друг на друга, а также влияния, которые делают их уникальными.
Культура. Каждая культура имеет свои собственные институционализированные и санкционированные элементы поведения, ритуалов и верований, которые передаются через обучение. Это означает, что большинство представителей данной культуры будут обладать определенными общими личностными характеристиками.
Социальный класс. Классовый фактор определяет статус индивида, те роли, которые он исполняет в обществе, обязательства, которые он на себя принимает, и привилегии, которыми он пользуется. Этот фактор влияет на то, как индивид воспринимает себя и как он воспринимает представителей других социальных классов, а также и на то, как человек зарабатывает и тратит деньги. Подобно культурным факторам, классовые факторы оказывают воздействие на то, как человек определяет ситуацию и как реагирует на нее.
Семья. Факторы среды определяют и значительное разнообразие личностного функционирования внутри конкретного класса и конкретной культуры. Один из важнейших средовых факторов - это влияние семьи. Характер родительского поведения сказывается на развитии личности ребенка. Родители влияют на поведение своих детей тремя основными способами:
1) своим собственным поведением они создают ситуации, которые формируют определенное поведение детей (например, фрустрация ведет к агрессии);
2) они служат ролевыми моделями для идентификации;
3) они выборочно вознаграждают, подкрепляют семейные действия.
Сверстники. Окружение сверстников - тот фактор, который объясняет влияние среды на развитие личности. Отношения с родителями важны для раннего развития, но в дальнейшем более значимой для развития личностиоказывается роль сверстников, и именно их влияние является наиболее прочным.
Главный вывод современной теории социализации и социологии воспитания: формирующаяся личность - не объект каких-либо внешних воздействий, а активный субъект саморазвития. Эффективность процесса саморазвития возможна лишь при эффективном использовании инструментария знаний, умений и навыков, сформированного при использовании программы комплексных воздействий на личность посредством обучения и воспитания [26, 56].
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте суть понятия «социализация».
2. Перечислите основные качества, которыми должен обладать индивид для того, чтобы успешно функционировать в динамичном обществе.
3. Перечислите основные институты социализации и дайте их характеристику.
4. Сформулируйте главный вывод современной теории социализации и социологии воспитания.
Назад | Содержание | Вперед |