Лекция 7. Социальные организации
Учебные вопросы:
1. Понятие социальной организации. Характеристики организации. Роль организации в социуме.
2. Типология организаций. Формальные и неформальные организации.
3. Структура организации, ее влияние на поведение индивидов. Функции организации.
4. Иерархии в организации. Управление в организации.
5. «Идеальный тип бюрократии» по М. Веберу.
Социальная жизнь индивидов осуществляется в организационных сообществах - организациях. Первичные организации - добровольные объединения людей, возникли в древности. Эволюционируя в месте с обществом, они претерпели значительные изменения. Социальные организации являются как продуктом совместной деятельности людей, так и активным субъектом социальной жизни.
Предметом социологии организации является «закономерности построения, функционирования и развития деловых организаций».
К настоящему времени имеются различные определения организации, главным подходом является подход, выделяющий организацию, как иерархичную систему взаимодействующих индивидов. Функционирование данной системы направленно на ЦЕЛЕДОСТИЖЕНИЕ.
По мнению американских исследователей Г.Блау и У. Скотта, любая организация должна обладать формальной структурой. Д.Марч. и Г. Саймон утверждают, что организация представляет собой группу взаимодействующих индивидов.
Организация - широко распространенное явление социальной жизни, практически вся жизнь индивида в обществе осуществляется в организациях.
Н. Смелзер определяет организацию как большую вторичную группу, которая «сформирована для достижения определенных целей».
Таким образом, главным характеризующим признаком организации является функция целедостижения.
Организации - явление повсеместное, живое, иерархичное, меняющееся во времени и пространстве.
Функционируя в рамках организации, индивиды вступают в отношения, имеющие различный характер.
В организации индивиды, распределенные по социальным позициям (статусам), выполняют различные социальные роли, которые можно разделить на формальные, определяющиеся выполняемыми функциями и, как правило, закрепленными формальными документами, и не формальные (межличностные) отношения. Организация представляет собой важный элемент общественной структуры, чем четче организация осознает себя частью общественной системы, тем более гармонично она будет функционировать в обществе, тем более эффективно будет ее целедостижение. Организация представляет собой систему высокого уровня сложности, включающую в себя не только индивидов, но и подсистемы разной природы и уровня сложности (производственную, хозяйственно-техническую, психологическую и др.), организация многофункциональна.
Поэтому при анализе организации применяются достаточно сложные, комплексные методы ее изучения, применяется системный подход, сущность которого (применительно к организации) заключаются в рассмотрении организации как целостного объекта в условиях комплексного анализа.
Организации создаются в двух случаях, когда достижение общих целей организации осуществляется путем индивидуальных целедостижений ее членов, и когда достижение индивидуальных целей осуществляется через целедостижение общих целей организации. Эти 2 вида целедостижения характерны для двух типов организации: в первом случае - это деловые организации, а во втором - организации союзного типа. Для эффективного целедостижения необходимо, чтобы она имела структуры или отдельных индивидов, которые осуществляли функции координации и управления. Большое внимание к вопросам организационного управления уделял М. Вебер.
Он разработал «идеальный тип бюрократии» - идеальный тип работников, осуществляющих управленческую деятельность (функцию управления) в организации. Главным достоинством бюрократии является высокая экономическая и хозяйственная эффективность деятельности, а также такие черты, как точность, знание, экономичность, минимум конфликтов и др.
Как главный недостаток бюрократии М.Вебер выделяет: действия по шаблону, отсутствие гибкости в действии, игнорирование особенностей управленческой ситуации. Согласно теории М. Вебера, разработав методы против недостатков бюрократии, можно достичь совершенного управленческого механизма, механизма управления и координации в организации. По мнению М. Вебера, “ будущее принадлежит бюрократии”. Большой вклад в изучение организации внесли ученые К.Маркс, Т.Парсонс, А.Гоулднер, М.Крозье и др.
Типологизировать организации можно по разным принципам: функциональным качествам, наличию формальных структур управления, времени существования, размеру, количеству персонала, целям, и другим принципам. Например, формальные организации, жестко ориентированные на целедостижения, располагают системой управления, сложной разветвленной структурой, объединяющей большое количество управляющих и управляемых звеньев. В такой системе люди объединены должностными функциями в централизованную иерархию должностных позиций и статусов, определенных формальными документами (положениями, уставами, инструкциями и др.).
Неформальные организации, как правило, возникают в качестве некого компенсационного механизма недостатков формальных организаций. Это компенсация осуществляется за счет самоорганизации, саморегуляции и самоуправления. В такой группе людей (возникшей спонтанно) складываются неформальные нормы межличностного и межгруппового общения, в такого рода организации существует некая общность индивидуальных и организационных интересов, а целедостижение отличается по методам и средствам по сравнению с формальной организацией.
В процессе функционирования общества возникают первичные группы индивидов, которые существуют и функционируют для достижения цели. Таковыми являются харизматические группы, где во главе стоит лидер, объединяющий людей силой обаяния личности и характера. Такие группы не имеют постоянной структуры и состава, ее функционирование полностью зависит от лидера. К другим видам неформальной организации, которые возникают для защиты интересов ее членов, относятся добровольные ассоциации, которые имеют следующие черты: добровольное членство, безвозмездную работу, отсутствие связи с государственными органами.
А. И. Пригожин отмечает, что при анализе организации следует рассматривать ее с трех сторон: как средство достижения цели, инструмент решения общественных задач; как человеческую общность, специфическую социальную среду, и как безличную структуру связей и норм.
Одним из важнейших свойств и характеристик успешной организации является синергетический эффект, который представляет собой «прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий ее участников, которые они обеспечивают».
Вопросы для самопроверки
1. Приведите примеры харизматическых групп и харизма- тическых лидеров.
2. Что такое команда в организации, назовите ее признаки.
3. Перечислите признаки синергетического эффекта.
4. Назовите формы функционирования организации.
5. Что такое тотальная организация?
6. Дайте всестороннюю характеристику организации “Идущие вместе”.
ГЛОССАРИЙ
Бюрократ - чиновник, управленец, выполняющий в организации функцию управления и координации целедостижения.
Единоначалие- принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним.
Коллектив - (от лат. слова collectifious - собирательный) - совокупность людей, объединенных общей работой, интересами и достижением цели.
Лидер - глава, руководитель, вдохновитель, пользующийся наибольшим авторитетом.
Управление - процесс, совокупность действий, направленных на достижение целей в организации.
Чиновник - наиболее общее наименование государственных служащих в ряде государств.
Назад | Содержание | Вперед |