2.4. Доходы и политика доходов
Во всех странах с развитой рыночной экономикой налоги и бюджет, будучи важнейшими средствами государственного регулирования хозяйственной жизни, являются и регуляторами социальной сферы. Доходы бюджета образуются прежде всего за счет налогов с доходов физических лиц, т.е. с населения. В то же время и главной статьей расходов бюджета являются расходы на социальные нужды. Поэтому столь важно понятие дохода, способы его определения.
1. Доходы и их виды
В соответствии с теорией факторов, основными производственными факторами являются:
1) земля, включая все естественные ресурсы (леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т.п.);
2) капитал, или инвестиционные ресурсы (средства производства, транспортные средства и сбытовая сеть);
3) труд, т.е. все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг;
4) предпринимательская способность.
Доход на каждый из перечисленных факторов в соответствии с теорией равен предельному вкладу этого фактора в полученный предприятием (фирмой) доход после реализации продукции. Такое распределение дохода можно было бы считать справедливым по отношению и к рабочим, и к владельцам имущественных ресурсов (земли, капитала и др.). В действительности же распределение доходов исходя только из теории предельной производительности приводит к значительному неравенству, в первую очередь из-за неравенства в распределении производственных ресурсов. Поэтому в условиях современного демократического общества необходима государственная политика доходов направленная, на смягчение этого неравенства. В силу несовершенной конкуренции на рынке размер доходов (включая ставки заработной платы) зачастую не отражает вклада факторов производства в выпуск продукции.
Рассмотрим более подробно, что представляет собой доход по каждому из факторов.
Номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Реальные доходы характеризуют доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов, а также расходов на выплату налогов и других обязательных платежей. Для определения реальных доходов из общей суммы всех доходов вычитаются налоги и другие платежи в бюджет. Оставшаяся сумма, равная стоимости потребленных и частично накопленных населением товаров, образует фонд конечных реально используемых в данном периоде доходов населения. Динамика реальных доходов определяется путем сравнения конечных доходов за различные периоды, выраженных в сопоставимых ценах.
Заработная плата - это цена, выплачиваемая за использование труда, иными словами, за трудовые услуги, предоставляемые работниками самых разных профессий при реализации их деловой активности.
Термин «заработная плата» используется также для обозначения ставки оплаты труда в единицу времени - за час, день, месяц и т.д. Поэтому следует разграничивать понятия «заработная плата» и «общий заработок»; последний зависит от ставки заработной платы и количества отработанного времени.
Важно также провести различие между номинальной и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата - это сумма денег полученная за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.).
Реальная заработная плата - это номинальная заработная плата, очищенная от инфляции, ее характеризует количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня потребительских цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%.
Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная - понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.
Рента. В стоимость любого товара входит составной частью стоимость природных ресурсов, включая землю. Доход который приносит этот фактор производства, называется рентой, или экономической рентой. В более широком смысле экономическая рента - это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, как правило, не изменяется в сколько-нибудь значительных масштабах. Фиксированный характер предложения этих ресурсов означает, что спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим ренту.
Хотя для общества в целом естественные ресурсы выступают как бесплатный дар природы, но с точки зрения отдельных пользователей ее, рентные платежи представляют собой издержки. Для отдельных фирм или предприятий земля имеет альтернативные варианты использования (например для возделывания сельскохозяйственных культур или для жилищного строительства). Такая альтернатива определяет в немалой степени хозяйственное поведение фирмы.
Процент. Доходом на капитал экономическая теория называет процент. На практике он предстает в нескольких видах. Если капитал предстает в овеществленной форме, то его владельцы из некорпоративного предпринимательского сектора получают доход в виде дохода на собственность, а корпорации - в виде прибылей корпорации.
При определении ставки процента следует учитывать различия между номинальной ставкой и реальной, очищенной от инфляции.
Реальная ставка - это процентная ставка с поправкой на инфляцию: она равна номинальной ставке минус уровень инфляции. Именно реальная ставка имеет главное значение для принятия решений по инвестициям. Процентная ставка распределяет имеющиеся в наличии деньги между теми отраслями, где они окажутся наиболее производительными и, следовательно, наиболее прибыльными.
Предпринимательский доход (прибыль). Предпринимательский доход (прибыль) приходится на предпринимательскую способность, или предприимчивость. Этот доход является вознаграждением предпринимателя за выполнение им следующих функций: соединение капитала, труда и естественных ресурсов в единый процесс производства товара или услуги; принятие основных решений по управлению фирмой; введение новых продуктов, технологий; риск, относящийся к вложенным средствам - своим собственным и своих компаньонов или акционеров.
Предпринимательский доход - это часть прибыли, остающаяся в распоряжении предпринимателя после уплаты процента на взятый им кредит. Предпринимательский доход не является заданной величиной, а зависит от того как хозяйствует предприниматель.
Часть предпринимательского дохода называется нормальной прибылью. Это минимальный доход, необходимый для продолжения функционирования предпринимателя в какой-либо сфере хозяйственной деятельности. Выплата такой нормальной прибыли, как минимальная заработная плата предпринимателя, входит, по сути, в издержки производства. Но если общий доход фирмы превышает ее общие издержки (включая нормальную прибыль), то это превышение и достается предпринимателю.
Государственная политика доходов Государственная политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем диффференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Регулирование доходов. Г осударство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.
Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной к рынку экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер, государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах.
В государственном секторе, особенно в тех его отраслях, которые целиком находятся на бюджетных дотациях, эти «допустимые пределы» соблюдаются достаточно жестко в качестве одного из средств борьбы с бюджетными дефицитами. Так, в Великобритании работники бюджетной сферы получили в 1993/94 финансовом году прибавку к заработной плате не более 1,5%, а высокооплачиваемые категории могут рассчитывать на повышение окладов только на на 1%. Правда, поскольку во многих странах Западной Европы место государственного служащего практически гарантировано до выхода на пенсию, то считается, что этим компенсируется некоторое реальное снижение уровня оплаты в период замедления экономического роста. В частном же секторе крупные корпорации нередко не считаются с правительственными ограничениями и устанавливают свои правила оплаты труда.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации, причем традиционные тарифные разряды в последние годы утрачивают свое назначение.
Размер минимальной заработной платы продолжает сохранять первостепенное значение для малоквалифицированных категорий работников, молодежи, женщин, а также для иммигрантов.
В целях ограничения общего роста заработной платы во многих промышленно развитых странах применялись меры, направленные на сдерживание роста минимальных ставок. Они предусматривали ограничение и даже отмену индексации.
В принятой правительством России в июле 1992 г. Программе углубления экономических реформ были сформулированы такие направления политики в области регулирования доходов, как противодействие их нерациональной дифференциации, сохранение государственных гарантий минимальной заработной платы и т. д.
Социальное партнерство. Идея социального партнерства, разработанная в 50-е гг. Л. Эрхардом, Т. Балогом и др. исходит из необходимости согласования и общественных интересов, представленных с одной стороны, профсоюзами наемных работников и, с другой стороны, объединениями предпринимателей, ради успешного экономического развития страны. Социальное партнерство предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.
Практически эта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х гг. стали проводиться «согласованные акции», в рамках которых при непосредственном участии правительства представители организаций предпринимателей и лидеры профсоюзов принимают решения по вопросам экономической политики страны.
Социальное партнерство активно используется ныне в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов (в России такая комиссия действует с 1992 г.), которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Правда, деятельность российской комиссии по социальному партнерству пока заметно отличается от работы аналогичных органов в странах с рыночной экономикой. Интересы работодателей представляют в основном такие категории предпринимателей, как биржевики, банкиры, посредники. Профсоюзы же в качестве работодателя рассматривают преимущественно органы государственного управления. При этом и предпринниматели, и профсоюзы используют для реализации своих интересов в основном формы внешнего давления на правительство (забастовки, демонстрации) вместо поиска компромиссного решения.
Политика доходов в условиях инфляции Индексы розничных цен. Для определения влияния инфляции на реальные доходы используется индекс розничных цен на товары и услуги и индекс потребительских цен.
В западной статистике применяются два вида индексов розничных цен. Индексы первого вида рассчитываются для установления среднего изменения розничных цен. Индексы первого вида рассчитываются для установления среднего изменения розничных цен только на те товары и услуги, которые покупаются определенными слоями населения, чаще всего рабочими и служащими. Индексы исчисляются на основе регистрации розничных цен для стандартного набора товаров и услуг, веса определяются по структуре потребительских расходов семей рабочих и служащих, установленной предшествующими обследованиями бюджетов этих семей. Индексы указанного вида относятся к индексам «стоимости жизни».
Индексы второго вида рассчитываются для установления среднего изменения цен на все товары, реализуемые в розничной торговле. Это, собственно, индексы розничных цен. Они исчисляются также на основе регистрации розничных цен для определенного набора товаров, но в их набор, в отличие от наборов индексов первого ряда, не включаются цены услуг, реализуемые вне розничной торговли; веса определяются по доле отдельных товаров в общем обороте розничной торговли. При расчете индексов цен надо выбрать также тот период, за который должны браться данные, используемые для построения весов (т.е. выбрать весовую базу). В зависимости от выбора базисных или текущих весов возникли две формулы: Ласперса (1871г.) и Пааше (1874г.):
где p1 - цены текущего периода, po - цены базисного периода, q1 - количества текущего периода, qo - количества базисного периода.
Обе формулы выписаны и в агрегатной форме (слева), и в средневзвешенной (справа). Агрегатная форма показывает, что смысл обеих формул состоит в том, что количества товаров неизменны, только в формуле Ласпейреса берутся количества базисного периода, а в формуле Пааше - текущего. Средневзвешенная форма имеет тот же экономический смысл, но ее преимущества состоят в том, что она позволяет легче производить сам расчет индекса. В отличие от агрегатной формулы с базисными весами, где надо отдельно определять количество продаж с каждого товара- представителя (qo), в средневзвешенной форме с базисными весами достаточно иметь данные о стоимости продаж в базисный период (poqo). Такие данные, особенно в современных условиях, доступнее.
Для любого текущего периода формула Пааше, показывающая изменение цен в расчете на структуру товаров данного периода, предпочтительнее. Однако чаще всего используется формула Ласпейреса в ее средневзвешенной форме в связи с тем, что для построения весов в индексах цен имеются, как правило, только данные базисного периода.
В российской статистике используется индекс розничных цен на товары и услуги и индекс потребительких цен, которые рассчитываются по- разному. Для расчета обоих индексов используются одни и те же индивидуальные индексы цен на отдельные товары. Но при построении сводных индексов используются разные системы весов: расчет сводного индекса потребительских цен производится на основе неизменной структуры потребительских расходов базисного года («потребительской корзины»), при исчислении же сводного индекса розничных цен используются переменные веса, т.е.отчетная структура розничного товарооборота.
Разница, возникающая из-за методов расчета, не была заметна в условиях государственного регулирования цен, но в 1991 - 1992 гг. под влиянием роста розничных цен и номинальных доходов населения России структура розничного товарооборота существенно изменилась (заметно выросла доля продовольственных товаров, а отдельные группы товаров увеличили или уменьшили свою долю почти вдвое.
Перестройка структуры покупок отразилась в индексе розничных цен, исчисленном по структуре товарооборота отчетного периода. Поэтому индекс розничных цен применяется, например, для исчисления динамики физического объема розничного товарооборота. Для расчета же движения реальных доходов используется индекс потребительских цен, характеризующий динамику затрат населения на неизменный набор потребительских товаров. Для построения индекса потребительских цен необходима статистика семейных бюджетов, с помощью которой можно проследить изменение стоимости жизни не только по населению в целом, но и по отдельным социально-экономическим группам.
Индексация доходов. Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, то есть увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
Всесторонняя система индексации сложилась в 60 - 70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
В большинстве промышленно развитых чтран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (например в США на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитали добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.
Для подсчета индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета.
Условия индексации доходов различаются в отдельных странах. Так, в Бельгии и Люксембурге индексация производится при росте цен более чем на 2%. В Греции уровень доходов, подлежащих индексации пересматривается каждые 4 месяца. Во Франции индексация минимальной межпрофессиональной гарантированной ставки производится раз в год, если индекс цен превысил 2%, но правительство имеет право в случае необходимости повысить эту ставку в любое время.
В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятых государство регулирует только размер минимальной заработной платы. Индексация должна производится при росте розничных цен свыше 6%. При этом доходы в размере полутора минимальных ставок заработной платы компенсируются полностью, а остальная часть в половинном размере. Однако ввиду высокой инфляции закон не был введен в действие и был заменен периодическим (обычно раз в квартал) пересмотром уровня оплаты труда, пенсий, социальных пособий и т.д.
Индексация доходов с экономической точки зрения имеет и существенные недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых, она может отрицательно сказаться на стремлении работников к более напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер.
В силу этих причин многие государства Западной Европы в 80-х гг. приступили к демонтированию системы индексации. В этой системе стали вводится временные паузы (причем без последующей компенсации), устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни роста цен, за которыми индексация не применяется
Поддержка беднейших слоев населения. Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев имеет развитая система общественного вспомоществования, финансируемая из государственного бюджета. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Для отнесения определенных категорий населения в число имеющих право на получение социальной помощи используется показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Общий уровень бедности в целом по каждой стране определяется соответствующим показателем, представляющим долю числа бедных людей в численности населения от 15 лет и старше. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум, помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимым для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода, практически без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров.
Для определения прожиточного минимума используется обычно метод потребительской корзины.
В России применяется несколько вариантов расчета этого показателя, различия между которыми заключаются главным образом в объеме потребительской корзины. Так, в варианте Министерства труда на долю продовольствия (50 - 60 видов продуктов питания) приходится 68, непродовольственных товаров 19, услуг 7, налогов и других обязательных платежей свыше 5% расходов. При таком уровне в структуре потребления продовольствия среднесуточная калорийность предусматривается в размере 2240 ккал.
С 1 ноября 1993 г. действует минимальная потребительская корзина Госкомстата РФ, включающая 25 видов продуктов питания (хлебопродукты, некоторые молочные и мясные продукты, сахар, картофель, капуста, лук, яблоки). Действовавшая до этого «корзина» включала 19 видов продуктов питания (добавлены рис, мясо птицы, рыба, маргарин, творог, морковь и пшеничная мука, но исключены сигареты).
В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающиеся в ней. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых - уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.
В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, неденежные формы помощи (например, продовольственный талоны), дома для престарелых и др. Важной особенностью таких систем помощи является то, что они функционируют на смешанной основе. Государственные органы участвуют в них главным образом через финансирование, а практическая деятельность осуществляется как местными органами власти, так и благотворительными организациями, церковью.
Проблема дифференциации доходов Отраслевая и межпрофессиональная дифференциация уровней оплаты труда в рыночной экономике отражает общественную полезность занятий, служит ориентиром стртуктурной перестройки занятости, подготовки и переподготовки кадров.
Дифференциация заработной платы. Дифференциация оплаты труда характеризуется действием прямо противоположных тенденций в странах со сложившейся рыночной экономикой и в постсоциалистических странах.
В первых происходит сокращение дифференциации заработной платы. В ряде стран это было автоматическим следствием функционирования системы индексации, как например во Франции, где индексируется одна лишь минимальная заработная плата. Вместе с тем сокращение разрыва в оплате явилось в странах Запада результатом действий профсоюзов, добивавшихся равной оплаты за равный труд независимо от того, в какой отрасли, фирме или местности занят рабочий, а также стремившихся к относительно более быстрому повышению заработной платы у низкооплачиваемых категорий.
В России отмена ограничений на заработную плату при отсутствии рыночных регуляторов привела к углублению межотраслевых различий. Ниже приведена динамика среднемесячного уровня оплаты труда в России по отраслям (% к оплате труда в среднем по народному хозяйству):
Таблица 1. Динамика среднемесячного уровня оплаты труда в России по отраслям
В принципе действия руководителей государственных предриятий-монополистов и отдельных профсоюзов по увеличению заработной платы своим работникам является естественной реакцией на общее занижение оплаты труда в государственном секторе постсоциалистических стран. Однако использование больших средств на заработную плату снижает инвестиционные возможности соответствующих предприятий отраслей и подрывает нормальные воспроизводственные процессы, технологическую дисциплину и безопасность. Кроме того, добиваясь одностороннего повышения заработной платы вне соответствия с результатами производственной деятельности, чисто силовыми методами, предприятия- монополисты дестабилизируют рынок труда в России, устанавливая соотношения в заработной плате, немыслимые ни в какой стране мира.
Введение в России восемнадцатиразрядной тарифной шкалы оплаты труда работников бюджетной сферы в 1992 г. призвано поддержать приемлемое соотношение между бюджетной и коммерческой сферами, взятыми в целом.
Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов демонстрирует кривая Лоренца (рис.1), где на оси абсцисс нанесено число семей (в % от общего числа, а на оси ординат - доля в общем объеме личных доходов
Рис. 7. Кривая Лоренца
Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5 % дохода, 40% с низкими доходами - 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше и степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.
Одним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных. Так, в России децильный коэффициент увеличился с 5,4 в конце 1991г. до 16 в середине 1993 г. ( в США он равняется 6, в Швеции 3).
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джинни). Чем больше этот коэффициент тем сильнее неравенство. В России коэффициенты Джинни, рассчитанные на основе данных о среднедушевом доходе возрослис 0,256 в 1991 г. до 0,319 в сентябре 1992 г.
Завышена или занижена заработная плата в России? В недавнем прошлом в теории занятости разрабатывавшейся в СССР, не было стоимостных представлений о рабочей силе. Поэтому в России пока еще с трудом осознаются понятия цены равновесия на рынке труда, заниженной или завышенной заработной платы. О степени занижения заработной платы в России можно судить косвенно по некоторым сравнениям с зарубежными странами. Так, доля фонда оплаты труда в ВВП составляла в России в 1989 г. -37, в 1990 г. - 41, в 1993г. - всего 43%. При пересчете в доллары по паритетам покупательной способности рубля, часовые заработки в промышленности России в 1992 г. составили лишь 13% от соответствующего показателя США ( в Испании - 57, Греции - 43, Мексике - 22%). При этом по уровню заработной платы Россия отстает от стран с рыночной экономикой значительно больше, чем по производительности труда (по сравнению с уровнем США в России часовая выработка составляет 20%). Это объясняет чрезвычайно низкую долю заработной платы во вновь созданной стоимости ( в России - 25, Испании - 43, Греции - 45, Мексике - 38%).
Занижение оплаты труда может рассматриваться как способ повышения рентабельности и инвестиционных возможностей как отдельных предприятий, так и народного хозяйства в целом. Кроме того, заниженная заработная плата позволяет поддерживать невысокий уровень безработицы. Среди отрицательных последствий занижения оплаты труда - торможение роста эффективности, снижение трудовой мотивации, замена позитивной селекции кадров на негативную.
Современные формы оплаты труда В последнее время в странах Западной Европы произошли существенные изменения в оплате наемного труда. Прежде всего изменился механизм определения уровня оплаты труда. При установлении новых ставок руководители фирмы стали чаще исходить из финансового положения своего предприятия, а не из условий коллективных договоров на других предприятиях отрасли, как это было в недавнем прошлом. Среди факторов, оказывающих наибольшее воздействие на определение уровня оплаты труда, главное место занимает динамика производственных издержек и производительности труда, затем следует объем ожидаемых прибылей и только после этого размер заработной платы на предприятиях, производящих аналогичную продукцию.
Изменения в конкретных формах оплаты труда. В новых отраслях с высокой технологией предприниматели все чаще отказываются от традиционных систем заработной платы, при которых труд рабочих оплачивается по сдельной или повременной ставке. Эти системы заменяют различными вариантами индивидуальной заработной платы, основанной на оценке труда каждого работника, его личного вклада, проявления творческой инициативы, высокого чувства ответственности за выполняемую работу. В результате создается более тесная связь между уровнем оплаты труда, квалификацией и деловыми качествами работника.
Отличительная особенность новых систем - снижение доли базовой постоянной части заработка при одновременном увеличении ее переменного компонента, размер которого зависит от итогов работы конкретного работника и фирмы в целом. Обычно переменная часть заработной платы выплачивается в виде ежегодных премий, размер которых в США колеблется от 15 до 30 % годовой базовой заработной платы крупные бонусы, дивиденды от акций и нередко становятся совладельцами предприятия.
В Японии крупные предприятия, традиционно практиковавшие заработную плату по старшинству (в зависимости от возраста и стажа), с конца 70-х гг. начали уменьшать размеры ежегодных надбавок за стаж работы или же вообще прекратили их выплату после достижения работником определенного возраста (на большинстве предприятий лишь до 35 лет). На смену приходят комбинированные формы оплаты, т.е. как содержащие элементы оплаты за возраст и стаж с оплатой по результатам труда, так и основанные лишь на результатах труда.
Во многих промышленно развитых странах широко применяются различные системы участия в прибылях или в «успехе предприятия», распределение среди персонала его акций, отложенные сбережения на специальных инвестиционных счетах предприятия.
В результате в доходах менеджеров, специалистов и других высококвалифицированных работников поступления от этих систем оплаты стали играть значительную роль.
При участии в прибылях оплата труда разделяется на две части. Первая устанавливается коллективным договором и чаще всего бывает не ниже, чем в других компаниях этого профиля, вторая же определяется специальным соглашением между представителями персонала и администрацией, зарегистрированны в налоговом ведомстве с целью получения предприятием льгот на выплачиваемые суммы.
Воздействие политики доходов на функционирование фирмы.
Политика доходов влияет на хозяйственные результаты предприятия (фирмы) и путем роста не только прямых, но и косвенных издержек на оплату труда, связанных с компенсацией рабочей силы помимо заработной платы. В эту категорию затрат включаются оплата очередных отпусков, налоги с фонда заработной платы, взносы в пенсионные фонды и в фонды страхования по безработице и т.п.
Значение косвенных издержек в промышленно развитых странах на протяжении 70-80-х гг. непрерывно росло, и в настоящее время их доля в общих затратах на рабочую силу достигает в Западной Европе 40 - 50%, тогда как в США, Канаде и Японии она не превышает 30%. Наибольшую часть косвенных издержек составляют взносы предприятий в пенсионные фонды и фонды страхования по безработице. Первые достигают 5 - 10% в общей сумме затрат на оплату труда, а фонды социального страхования 15 - 20% в странах Западной Европы и лишь 5 - 7% в США, Канаде и Японии. Столь значительная величина косвенных издержек побуждает предприятия отказываться от найма новой, особенно малоквалифицированной рабочей силы.
В России в соответствии с законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. фирмы, системы и размер оплаты труда работников предприятий, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно (ст.26). Предприниматель (руководитель предприятия) обязан полностью рассчитаться со всеми работниками согласно заключенным договорам, независимо от финансового состояния предприятия (ст. 17).
Вопросы для самопроверки
1. Номинальная заработная плата в России в 1992 г. увеличилась в 11 раз, а розничные цены и тарифы на услуги в 26 раз. Как изменилась реальная заработная плата?
2. Какие цели может преследовать политика доходов в странах с рыночной экономикой: а) пополнение доходов госбюджета; б) противодействие инфляции; в) повышение конкурентоспособности отечественных товаров; г) смягчение неравенства доходов?
3. Чем отличается социальный прожиточный минимум от физиологического минимума?
4. Почему в Западной Европе отказываются от индексации денежных доходов?
5. Как определяется уровень дифференциации доходов?
6. В силу каких причин в России сохраняется сравнительно низкий уровень оплаты труда?
7. Каковы основные факторы, определяющие дифференциацию заработной платы: а) в Западной Европе; б) в России?
8. В чем разница между доходами рэкетира и швеи, не зарегистрированной в налоговом ведомстве?
Назад | Содержание | Вперед |