§ 1.7. Платежи за пользование недрами

  Пользование недрами в Российской Федерации осуществляется на платной основе . Статья 39 ФЗ РФ “ О недрах” устанавливает платежи за пользование участками недр двух видов. Это платежи, которые зависят от вида недропользования, и платежи, не зависящие от вида пользования недрами.
  Не зависят от вида недропользования: сбор (бонус) за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий; платежи за пользование земельным участком, а также плата за использование геологической информации, полученной за счет государственных средств.
  Ко второй группе платежей относят: платежи за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы, платежи за право пользования акваторией и участком дна территориального моря.
  Платежи за право пользования недрами включают платежи за право поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, их разведки и разработки, а также платежи за право пользования недрами, не связанное с добычей ресурсов недр.
  Плата за право пользования недрами может взиматься в форме денежных платежей, части добытых полезных ископаемых, выполнения работ или предоставления услуг, зачета сумм предстоящих платежей в бюджеты различных уровней, а также в виде взноса в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту недропользования устанавливаются в лицензии.
  Платежи за право поиска и оценки месторождений полезных ископаемых взимаются в форме регулярных платежей в течение всего времени недропользования. Размеры платежей зависят от экономико-географических условий, степени геологической изученности территории, предпринимательского риска, стоимости и продолжительности работ по поиску и разведке месторождений полезных ископаемых, размера участка недр. Ставка платежа за право поиска и оценки месторождений полезных ископаемых составляет от 1 до 2 процентов стоимости проводимых работ. Ставка платежа за право разведки - от 3 до 5 процентов. Конкретный размер платежей зависит от приведенных критериев, при этом учитываются результаты проведенных конкурсов или аукционов. Платежи взимаются в форме разовых (регулярных) платежей за единицу использованного участка недр или территории. При продлении срока пользования недрами для завершения поисковых и разведочных работ размер ранее установленных платежей увеличивается в 1,5 раза. После окончания работ по поиску, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых размер платежей корректируется с учетом их фактической стоимости. Все платежи за право поиска и разведки месторождений полезных ископаемых поступают в бюджеты территорий, на которых осуществляется недропользование.
  Платежи за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горно­технических и экономических условий освоения и разработки месторождения, степени риска. Они взимаются в формах разового и последующих регулярных платежей после начала добычи. Их размеры включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора.
  Платежи за добычу полезных ископаемых с объемов сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере. За попутную добычу полезных ископаемых, осуществляемую при их поиске и разведке, взимаются регулярные платежи в тех же размерах, что и платежи за право добычи соответствующих полезных ископаемых. Величина единовременных (разовых) платежей за право добычи полезных ископаемых определяется Министерством природных ресурсов РФ или его территориальными органами по согласованию с Министерством экономики РФ. Их размеры должны быть не менее 10 процентов регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Окончательная сумма разового платежа определяется по результатам конкурса или аукциона.
  Регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах и включаются в себестоимость его добычи. При этом стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость.
  Платежи за право использования отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств устанавливаются в размере 25-50 процентов платежей за право добычи соответствующих полезных ископаемых.
  Размеры платежей за право пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и минеральной воды устанавливаются субъектами Федерации. Платежи за право добычи общераспространенных полезных ископаемых поступают в бюджеты районов, городов.
  Платежи за пользование акваторией и участками морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности акватории, а также с учетом наличия навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений в районе работ. Конкретные размеры платежей определяются согласно реестрам, составленным на основе районирования континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, с учетом режима работ в зонах особого внимания ( районы с естественной средой, необходимой для жизнедеятельности уникальной флоры и фауны; районы, требующие защиты прибрежных земель; районы, подверженные штормам, разрушениям, эрозии). Размер платежей устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право пользования акваторией и участками морского дна, по согласованию с государственным органом охраны окружающей среды и другими компетентными органами.
  Платежи за право пользования недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений и в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, взимаются в форме разовых взносов ( регулярных платежей). Их размер составляет 1-3 процента сметной стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг при его эксплуатации, и определяется органами, выдающими лицензию, в зависимости от размера участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании. Указанные платежи поступают в бюджеты территорий, на которых расположены участки недр.
  В случаях, предусмотренных ст.ст.40,48 ФЗ РФ “ О недрах”, недропользователь может освобождаться от платежей за пользование недрами, либо ему может предоставляться скидка с платежей за истощение недр.
  Освобождаются от платежей за пользование участками недр следующие недропользователи:
  1) собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для своих нужд;
  2) пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр;
  3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов.
  Для стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях или пониженного качества, при добыче дефицитных полезных ископаемых, а также в целях внедрения экологически безопасных и рациональных технологий, пользователи недр могут по решению федеральных органов, предоставляющих лицензию, частично или полностью освобождаться от платежей за пользование недрами и получать отсрочки от их уплаты. Органы представительной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет субъекта Федерации.
  Скидка за истощение недр может предоставляться недропользователю, осуществляющему добычу дефицитных полезных ископаемых при низкой эффективности разработки месторождения, а также добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения. Решение об установлении скидки за истощение недр принимается органами, выдавшими лицензию на право пользования недрами, после экспертизы представленных пользователем недр геолого-экономических и технико-экономических обоснований.
  Во избежание предоставления необоснованных скидок отдельным недропользователям, горное законодательство предусматривает антимонопольные требования, в соответствии с которыми, нормативные правовые акты и решения органов государственной власти, создающие преимущества отдельным категориям пользователей недр, признаются недействительными.
  Платежи за пользование недрами распределяются между бюджетами различных уровней Российской Федерации следующим образом:
  В местные бюджеты поступают: платежи за поиск и разведку месторождений всех полезных ископаемых и платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых на территориях соответствующих районов и городов; платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных. В бюджеты субъектов Федерации и в федеральный бюджет поступает часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, за исключением тех, плата за которые поступает только в местные бюджеты.
  Платежи за добычу углеводородного сырья распределяются следующим образом: местный бюджет - 30 процентов; бюджет субъекта Федерации - 30 процентов; федеральный бюджет - 40 процентов.
  Платежи за добычу других полезных ископаемых распределяются в следующем порядке: местный бюджет - 50 процентов; бюджет субъекта Российской Федерации - 25 процентов; федеральный бюджет - 25 процентов.
  Распределение платежей за добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений и групп месторождений федерального значения между бюджетами различных уровней может устанавливаться в иных пропорциях, которые устанавливаются по соглашению заинтересованных сторон. В спорных случаях решение принимает Федеральное Собрание РФ.
  Платежи за пользование недрами территориального моря поступают: в бюджет субъекта Федерации - 60 процентов; федеральный бюджет - 40 процентов.
  Платежи за пользование недрами континентального шельфа РФ поступают в федеральный бюджет. При добыче полезных ископаемых на территории автономного округа, входящего в состав края или области, платежи за добычу полезных ископаемых поступают в бюджет края или области за счет половины суммы платежей, поступающих в федеральный бюджет.
  При пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов и этнических групп часть платежей, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, используется для социально-экономического развития этих народов и групп.
  Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Все пользователи недр, осуществляющие добычу любых видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Такие отчисления являются фактически единственным источником финансирования работ по обеспечению поиска и ввода в эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых, осуществляемых за счет государственных средств. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы могут использоваться только по целевому назначению в порядке и на условиях, установленных Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996г. № 597.
  Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются Федеральным Собранием РФ по представлению Правительства РФ и определяются как доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых.
  Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы поступает в федеральный бюджет и используется для целевого финансирования работ, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр. Другая их часть, в том числе все отчисления, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и органов исполнительной власти субъектов РФ направляется в бюджеты субъектов Федерации для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Из них часть отчислений может передаваться добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр. Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально­сырьевой базы, поступающих в бюджеты субъектов РФ, регламентируется законодательством субъектов РФ.
  Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производятся при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами. Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений.
  Для стимулирования работ по поиску новых месторождений полезных ископаемых часть отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 0,5—1,5 процента направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых.
  Федеральным законом РФ “ О ставках отчислений на воспроизводство минерально­сырьевой базы” установлены следующие нормативы отчислений:

  Расчеты платежей за пользование недрами должны производиться с учетом требований Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами. Указания устанавливают порядок определения и учета добычи и потерь полезных ископаемых, а также Перечень основных форм федерального государственного статистического наблюдения по учету запасов полезных ископаемых горнодобывающими предприятиями и Перечень основных нормативных документов, регламентирующих ведение геолого-маркшейдерского учета при добыче полезных ископаемых.

Назад Содержание Вперед